Валентина Манагарова
Планирование работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Примерное планирование работы по социально-эмоциональному развитию детей
через различные виды детской деятельности
(средняя группа)
1 2 3
месяц Вид деятельности Цель
октябрь Твоя любимая сказка.
Дидактическая «Настроение» .
Инсценировка сказки «Петушок и птичка». -Определять вместе с детьми их предпочтение по отношению к сказкам.
Публикация «Планирование работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
-Дать детям представления об их собственных эмоциях и эмоциях других людей.
-Приобщать к традициям общения, помочь в освоении правил этикета при приветствии.
ноябрь Комплименты «Что мне нравится в тебе».
«Сказочные персонажи» - беседа о «добрых» и «злых» персонажах.
Ролевая игра «У нас гости». -Помочь детям обрести уверенность в своих силах, способствовать объединению и раскрепощению детей.
-Учить определять эмоции по картинкам, графическим изображениям.
-Учить позитивным приёмам общения со сверстниками; помочь понять, в чём состоит роль хозяина дома.
декабрь Подвижная игра «Смелые мышки».
Игра «Найди пару» (по цвету глаз, волос) .
«Музыкальные картинки». -Закреплять формы общения в совместных играх, создавать добрую атмосферу.
-Формировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание.
-Обучать умению соотносить условные изображения эмоциональных состояний на карточках с разнохарактерными музыкальными фрагментами.
январь Дидактическая игра «Азбука настроений» (индивидуальная работа) .
«Конкурс хвастунов» - кто лучше похвастается, но не собой, а своим соседом, другом… -Учить распознавать различные эмоции по иллюстрациям.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
февраль Урок вежливости в Школе игрушек.
«Открытки в подарок» (рисование, аппликация)
Решение проблемных ситуаций (индивидуальная и подгрупповая работа). -Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим, развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
-Учить детей делать подарок, формировать гуманные, доброжелательные отношения.
-Учить самостоятельно решать конфликты (уметь уступать, извиняться, соблюдать очерёдность) .
март Инсценировка по стихотворению С. Маршака «Шалунишки-котятки потерялиперчатки» (театральная пятница) .
Игры «Фу!», «Поступи правильно».
Физкультурный досуг, весёлые старты. -Учить детей определять и изображать настроение котят в различных ситуациях.
-Формировать у детей представления о положительных и отрицательных поступках.
-Содействовать сотрудничеству детей, взаимодействию, взаимопомоши.
апрель Чтение сказки К. И. Чуковского «Тараканище».
«Карлсон в гостях у детей»
Дидактическая игра «Слушаем музыку». -Помочь понять некоторые причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.
-Учить детей правилам этикета, умению употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность.
-Закреплять умение определять настроение музыкального произведения.
май Игра «Эхо».
«С кем ты хочешь подружиться?»
Игра «Пересядьте все, кто…».
Кукольный спектакль «Лучшие друзья»
-Учить детей обращать внимание на своих сверстников, их действия; показать, что все игроки являются равноправными партнёрами.
-Определять предпочтения детей при выборе друга.
-Сравнивать свои предпочтения с предпочтениями других.
-Формировать представления о том, как важно иметь друзей.
Примерное планирование работы по социально-эмоциональному развитию детей
через различные виды детской деятельности
(старшая группа)
1 2 3
месяц Вид деятельности Цель
октябрь «Ты и твои родители» - рассматривание фотографий.
Беседа «Как можно общаться без слов».
Игра «Коврик эмоций». -Побеседовать с детьми о внешности, семейном сходстве и различиях.
-Учить детей передаче эмоционального состояния с помощью жеста, мимики.
-Развивать эмоционально-нравственную сферу, знакомить с разнообразием человеческих эмоций.
ноябрь Развлечение «День рождения».
«Угадай сказку».
Подвижная игра «Мышь и мышеловка». -Воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребёнка участвовать в подготовке и проведении концерта для именинника.
-Предложить угадать сказку по элементам костюма героя, его характеру, по тому, как герой сказки решил трудную задачу.
-Помогать детям справляться со своими страхами, быть уверенными в себе.
декабрь Этюды у зеркала.
Чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
Украсим группу к Новому году. -Учить детей основам актёрского мастерства, развивать умение выражать основные эмоции.
-Обсудить с детьми разнообразные ситуации, учить анализировать причины ссоры.
-Учить детей навыкам совместной работы.
январь Эксперименты с масками, головными уборами, одеждой.
Игра «Змейка».
Игра с зеркалом «Похвали себя».
Нарисуй портрет веселья, любви, грусти, счастья. -Помочь понять, что внешность человека может меняться, открывая неожиданные черты характера.
-Помочь детям в налаживании контактов.
-Помочь избавиться от неловкости, робости и стеснительности.
-Учить передавать настроение в цвете (краски весёлые и грустные) .
февраль «Стань волшебником».
Подвижные игры (выбор водящего) .
«Сладкий стол» -Предложить сделать подарок другу, учить доставлять радость другому человеку.
-Учить договариваться, подчиняться результатам считалки, соблюдать очерёдность.
-Учить разнообразным видам сервировки стола к чаю, закреплять навыки культуры еды и общения.
март «Что видел Незнайка»
«Давайте познакомимся!»
Игры-эстафеты -Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать у детей желание активно противостоять им.
-Учить речевым формам формулам вежливости во время знакомства. Воспитывать доброжелательность.
-Подвести детей к пониманию того, что успех команды зависит от слаженных действий каждого.
апрель Упражнения: пройдись так, чтобы было понятно, что ты потерял варежку… надолго уехала мама… только что съел вкусное мороженое…
Дидактическая игра «Слушаем музыку»
Чтение рассказа Осеевой «До первого дождя»
-Учить передаче разных эмоций с помощью жестов, поз, мимики.
-Закреплять умение детей определять настроение музыкального произведения.
-Формировать представления детей о дружбе и о нормах поведения между людьми, пробуждать желание следовать хорошим примерам.
май Строительные игры «Дом для поросёнка»
Игра «Рассмеши Несмеяну»
Беседа по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь».
Изготовление подарков для малышей. -Дать первоначальные представления о процессе постройки дома. Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение выслушивать товарища, считаться с его мнением, помогать.
-Обогащать словарь детей эмоциональной лексикой, учить подбирать слова, характеризующие людей (плаксивая, капризная, невесёлая) .
-Учить различать эмоции радости и гнева на примере сказочных персонажей.
Учить доставлять радость другим, дать возможность испытать положительные эмоции.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
через различные виды детской деятельности
(подготовительная к школе группа)
1 2 3
месяц Вид деятельности Цель
сентябрь «Похож – не похож» - рассматривание фотографий.
«Путешествие в страну чувств».
Игра «Расколдуй картинки». -Помочь ребёнку почувствовать себя свободно и раскованно, увидеть себя как бы со стороны.
-Расширять представления детей о духовной жизни человека: настроении, чувствах, переживаниях; упражнять в решении различных этических задач.
-Развивать нравственные представления детей. Обратить внимание, что любое негативное поведение можно изменить.
октябрь «Пейзажная поэзия». Чтение стихов.
Изготовление масок.
Игра «Весёлый мячик». -Отметить, как поэт передаёт различные настроения, связи между переживаниями человека и состоянием природы.
-Побуждать детей к экспериментированию со своей внешностью.
-Развивать речевое общение и навыки совместной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу.
ноябрь Рассказ Л. Толстого «Котёнок»
Рисование «Ветер и солнце».
Развлечение «Путешествие в страну этикета». -Обсудить с детьми такие качества как «смелость» и «трусость» и их значение для общения. Предложить рассказать случаи из своей жизни.
-Учить детей через цвет передавать личное отношение к героям сказки, вести диалог.
-Формировать элементарные правила вежливости, представления о хороших и плохих поступках.
декабрь Дидактическая игра «Мы разные»
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Изготовление подарков для малышей -Формировать понятие, что люди не похожи друг на друга: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других людей.
-Знакомить с эмоциями, предлагая их в сравнении. Развивать эмпатию, воображение.
-Учить доставлять радость другим, дать детям возможность испытать положительные эмоции.
январь Игра «Прорвись в круг».
Чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок».
Тренинг «Волшебница Темнота» -Помочь ребёнку поверить в себя, преодолеть робость, увереннее войти в коллектив сверстников.
-Побеседовать о чувствах мальчика, который первый раз переступил порог первого класса.
-Создать условия, направленные на профилактику и коррекцию страха темноты.
февраль Как помириться? Чтение сказки «Невоспитанный мышонок».
Физкультурный досуг (перетягивание каната, игры с мячами)
Сделай подарок для больного друга. -Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.
-Формировать партнёрские отношения.
-Вызывать чувство сострадания, сочувствия и желание помочь больному товарищу.
март «Клоунский проход» (театральная пятница») .
«Мы все разные».
Беседа «Что такое дружба».
-Предложить придумать походку, жесты клоуну, рассмешить всех своим выходом ( словами или с помощью атрибутов: шляпа, зонтик, калоши)
-Рассказывать о людях с тяжёлыми заболеваниями, об инвалидах. Воспитывать чувство толерантности, сострадания, желание оказывать помощь.
-Формировать у детей понятие «друг», «дружба», учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, воспитывать потребность в общении со сверстниками.
апрель Игра-имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдёт?»
Беседа по рассказу «Добрый поступок Вани».
Этюды на выражение различных эмоциональных состояний. Развивать мимику и пантомимику, показывать значение поз, походки, других выразительных движений в той или иной ситуации.
Дать детям представление о том, что не только в сказках, но и в жизни добро побеждает зло.
Закреплять представления детей об эмоциях, учить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.