Татьянa Горбачева
Планирование работы с детьми в уголках природы, с календарем природы и погоды в группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы с детьми
в уголках природы, с календарем природы и погоды
в группах детского сада.
Осень
Младшая группа
1. Общение: «Покажем Мишке «уголок природы»,
2. В течение сезона внесение иллюстраций с изображением осенних изменений, происходящих в природе.
Публикация «Планирование работы с детьми в уголках природы, с календарем природы и погоды в группах детского сада» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Оформление детских садов
- Планирование. Планы работ
- Погода и природные явления
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. На 4 недели сентября рисование на обложке дневника наблюдений берёзы, педагог подписывает: «Наша любимая берёза Беляночка».
4. Украшение уголка природы красивыми растениями и цветами, осенними листьями, овощами и фруктами
5. Готовим природный материал.
6. Выставка «Дары осени»
Средняя группа
Сентябрь
1. Подготовка комнатных растений к зимним условиям. Учить детей отгадывать комнатные растения по описанию.
2. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, чтобы они выросли к новогодним праздникам.
3. Сортировка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов. 4. Составление коллекций.
5. Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры)
6. Заготовка и сушка листьев растений для аппликации, зимних букетов, гербариев.
Октябрь
1. Уточнить представления о 4-5 видах растений, об условиях жизни, сформировать понятия «влаголюбивые» и «засухоустойчивые».
2. Сбор семян астр. Окапывание деревьев и кустарников.
Ноябрь
1. Индивидуальная работа с детьми, дежурящими в «уголке природы».
2. Проведение опыта: «Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле». Упражнять детей в нахождении растений по названию.
3. Посещение подготовительной группы : наблюдение за работой детей в уголке природы.
4. Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
На протяжении всего сезона.
1. Совместная деятельность: «Как заполнять календарь природы»
2. Внесение рисунков детей на темы наблюдений на прогулке.
3. Ежедневная работа с календарём погоды – выставление картинок, отображающих явления в неживой природе : солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег.
Подготовительная группа
Сентябрь.
1. Подготовка комнатных растений к зимним условиям.
2. Составления календаря расцвечивания листьев деревьев на участке детского сада.
3. Опыт: «могут ли растения жить без корней»
4. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, чтобы они выросли к новогодним праздникам.
5. Посадка овса.
6. Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры).
7. Заготовка и сушка листьев растений для аппликаций, зимних букетов, гербариев.
8. Подборка и изготовление коллекции листьев, семян и плодов деревьев.
Октябрь.
1. Закреплять знания детей об уходе за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями (примула, традесканция, узамбарская фиалка).
2. Определение с детьми потребности растений во влаге и свете.
3. Опыт: «С какой стороны листа в растения проникает воздух».
4. Наблюдать за растениями «уголка природы» : реже появляются листья, растения отцветают.
5. Показ детям средней группы : работа в уголке природы.
6. Сортировка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов. 7. Составление коллекций. На пакетах дети наклеивают этикетки – картинки с изображением растения.
8. Сбор природного материала. Окапывание деревьев.
Ноябрь.
1. Сбор крошек, смешивание с зерном для подкормки птиц.
Зима
Младшая группа
На протяжении всего сезона
1. Привлечение внимания детей к состоянию растений. Поливка комнатных растений.
2. Демонстрирование доброго отношения к растениям, заботу о них. Связать состояние цветов с уходом. Педагог показывает правильные приемы работы : под лист поставить ладонь левой руки, в правую взять влажную тряпочку и обтереть весь лист.
2. Внесение в «уголок природы» модели «Способы поливки растений».
3. Выставление в «Календарь природы и погоды» иллюстрации с изменениями, происходящими в природе.
4. Рассматривание комнатных растений с ярко выраженным стеблем и крупными листьями.
5. Наблюдения за птицами на кормушке, выставление в «календаре природы» иллюстраций зимующих птиц.
Декабрь
1. Моделирование: «Составь растение».
2. Уточнить строение комнатных растений, различать и называть стебель, лист, цветок.
Январь
1. Ознакомление детей с названиями растений: фикус, герань, бальзамин.
2. Рассматривать одно из комнатных растений, запомнить его название, закрепить название частей.
3. Поручение детям несложных заданий: подержать лейки, тряпку, отнести их в умывальную комнату.
Февраль
1. Совместная деятельность: «Посадка лука». Уточнить представление о луке как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук. Учить сажать луковички и в землю и в воду, зарисовать лук в банке. Рассказать, что для роста зелени нужна вода. Работа с дневником наблюдения.
2. Внесение в «Уголок природы» модели последовательности трудового процесса посадки лука.
3. Поставить в баночку веточки деревьев.
4. Продолжать знакомить с названиями комнатных растений (1-3 контрастных по внешнему виду)
Средняя группа
Декабрь
1. Наблюдение детей за поливом и мытьём листьев растений педагогом. 2. Внесение в уголок природы новых растений. Познакомить детей с названиями новых растений и способа ухода за ними.
1. Совместная деятельность: «Посадка лука». Рассматривание банки с луковицей. Педагог делает её зарисовки по трафаретам, поясняя каждое своё действие. Говорит о том, что лукавица будет меняться – прорастать. И педагог с детьми раз в неделю будут её зарисовывать. Педагог напоминает, что лук растёт тогда, когда есть тепло, свет, вода.
Январь
Показ нового способа ухода за растениями – опрыскивание.
Февраль
1. Выращивание овса. Педагог в присутствии детей производит посадку, комментируя действия.
2. Закреплять знания о растениях уголка природы. Моделирование «Составь растение из частей»
Старшая группа
Декабрь
1. Посадка лука, посадка лука в стеклянные банки для проведения опыта – показать, как в зависимости от созданных условий произрастает лук (1 – тепло, вода и свет; 2 – тепло, вода, темнота; 3 – холод, вода, свет). Фиксировать наблюдения в календаре.
Январь
1. Наблюдение «Выращивание лука». Посадка петрушки, укропа, овса в ящиках.
2. Закреплять название и правила ухода за комнатными растениями.
3. Закреплять понятие об условиях, необходимых для роста растений.
Февраль
1. Посадка корнеплодов: свеклы, петрушки, моркови, картофеля.
2. Полив посадок.
3. Поставить в воду веточки деревьев, формировать представление о том, что для жизни и роста растения нужны свет, вода, тепло, питательные вещества.
Подготовительная группа
Декабрь
1. Опыт: «Листья и стебли растений пропускают воду» - показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинка.
2. Выращивание овса, гороха, проращивание семян для посадки. Посадка семян перца.
Январь
1. Опыт «Растения теряют влагу, через испарение»
2. Посадка лука и петрушки в ящики.
Февраль
1. Посадка корнеплодов.
2. Посадка лука в ящики для проведения опыта – показать. Как в зависимости от созданных условий произрастает лук (1 – тепло, вода и свет; 2 – тепло, вода, темнота; 3 – холод, вода, свет). Фиксировать наблюдения в календаре.
3. Полив посадок лука, корнеплодов.
Весна
Младшая группа
Март
1. Внесение куклы в одежде весенней, наблюдение за тем, как меняется одежда в соответствии с температурой воздуха.
Апрель
Внесение иллюстраций первых признаков весны. Совместные рисунки детей и педагогов по сезону.
Май
1. Внесение иллюстраций признаков середины весны.
2. Посадка гороха – формировать представления о внешнем виде семени гороха (круглое, зеленое или желтое, крепкое, гладкое, бугристое). Учить прослеживать действия посадки.
3. Наблюдение за луковицей в банке, зарисовки. Рассматривание зарисовок.
Средняя группа
Март
1. Увеличить частоту поливок и рассказать детям об этом во время трудовых поручений. Совместно: подкормка растений, опрыскивание. Рассматривание цветущих растений. Сравнение двух растений по окраске, форме цветка, листьев, по величине, по поверхности листа на ощупь, по запаху.
2. Посадка луковиц – закрепить знания о луке, особенности строения, условия необходимые для роста. Зарисовка наблюдений за луком в дневнике. Дети находят нужную картинку, одевают куклу в весеннюю одежду.
Апрель
1. Длительные наблюдения за ветками разных деревьев (тополь, береза). Отметить разницу с ветками за окном. Уточнить почему.
2. Выращивание рассады уличных цветущих растений.
3. Опыт: «Семена в воде» - сравнить семена в блюдце с водой и без воды. Наблюдать, как появляются белые росточки. Вести дневник наблюдений.
4. Сеяние семян редиса и гороха. Длительные наблюдения за посадками, уход. Вместе с детьми сделать зарисовки.
5. Наблюдать пересадку комнатных растений, уточнить приемы ухода за ними.
Май
Изготовление книги о весенних изменениях в природе по творчеству Е. Чарушина.
Старшая группа
Март
1. Обращение внимания детей на оживление комнатных растений. Проведение с детьми посадки и черенкования комнатных растений. Произведение осмотра и подкормки комнатных растений.
2. Наблюдение: «Выращивание лука». Отражения наблюдения в рисунках.
3. Посев гороха, томата, огурцов.
4. Посев семян душистого перца, бархатцев, фасоли.
5. Рисование явлений природы в марте.
6. Дети находят нужные картинки, изображающие весенние изменения в природе.
Апрель
1. Осуществление пересадки, перевалки комнатных растений. Совместная деятельность педагога с детьми «рассматривание живородящих комнатных растений» (хлорофитум) – учить узнавать по характерным признакам (листья, стебли). Дать знания об укоренения деток, показать приёмы посадки.
2. Посев семян моркови, укропа, петрушки. Посев овса и длительные наблюдения за его ростом.
3. Опыт: «Нужен ли растениям свет» (овёс). Фиксация опыта в дневнике наблюдений в виде карточек – схем.
4. Опыт: «Необходимость удобрений для роста растений», ведение дневника наблюдений.
Май
1. Обобщённая беседа об уходе за комнатными растениями.
2. Изготовление книги о весенних изменениях в природе и по творчеству В. Биянки.
3. Рисование явлений природы.
Подготовительная группа
Март
1. Рассматривание с детьми комнатных растений. Показать большое растение в маленьком горшочке, подвести к выводу, что корням тесно и необходимо пересадить. Организация труда по пересадке комнатных растений: мытьё горшков, очистка почвы от мусора. Подготовка песка, совков, палочек. Определение необходимости пересадки комнатных растений (осмотр донного отверстия цветочного горшка). Загадывание загадок о комнатных растениях.
2. Посев цветочных семян – учить различать по форме и величине семена настурции, ноготков и бархатцев, правильно сеять их.
3. Выращивание рассады капусты, кабачков.
Апрель
1. Участие детей в размножении комнатных растений разными способами: отделения отпрысков взрослого растения, делением корневищ, отделением деток, семенами.
2. Внесение, рассматривание и наблюдением за посадками первоцветов в «уголке природы»
3. Опыт: «Выращивание растений из морковных верхушек» - вырастить из морковных верхушек растения. (В ёмкость, наполненную песком и обильно политую водой, сажают верхушки моркови срезами вниз). С детьми проводиться наблюдение – что изменилось?
Май
1. Продолжать обучать детей разнообразным видам ухода, за растениями: поливу, подкормке, рыхлению, прореживанию.
2. Экологический проект: «Правила ухода за комнатными растениями»