Фаниля Абдрахманова
Планирование по сезонам в старшей группе ДОУ
ВЕСНА
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи: способствовать присвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками; прививать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формировать основы безопасности в быту, социуме, природе; формировать социально-коммуникативных речевые умения (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Публикация «Планирование по сезонам в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
Формы работы:
Игры с правилами (настольные, настольно-печатные, подвижные, хороводные, спортивные).
Дежурство в группе.
Самообслуживание (наведение порядка к кабинке, заправка кровати)
ОПТ на участке.
Беседы о подвигах людей в мирное и военное время.
Чтение познавательной литературы.
Конструирование, аппликация.
Общение со взрослыми.
Изучение ПДД.
Знакомство с правилами поведения (в опасных ситуациях).
Пословицы о героях, о Родине (объяснение их смысла, игра «Доскажи пословицу»)
Сюжетно-ролевые игры.
Экскурсии в библиотеку.
Выезд к памятнику Победы.
Пополнение полочки книг энциклопедиями.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Мир природы и мир человека
Задачи: развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Формы работы:
Наблюдения:
-весенние наблюдения за погодой,
ветром
дождем
небом
солнцем
облаками
туманом
почвой
деревьями, кустарниками
птицами, насекомыми
-дополнительные наблюдения за сосульками
началом цветения
массовым прилёт птиц
первым дождём
набуханием почек
повышением температуры воздуха
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ.
Если весною много мышей – то год будет неурожайным.
Ранний прилёт жаворонка – к ранней весне.
Весной паутины много – на жаркое лето.
Если из березы течет много сока — то лето будет дождливым.
Когда птицы гнезда вьют на солнечной стороне — это к холодному лету.
Зори багровые — к ветрам.
Купаются воробьи ранней весной — к теплу.
Высоко плывут облака — к хорошей погоде.
Март холодный - год хлебородный.
Когда ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — будет сухое лето.
Беседы на военную тематику (см. планирование мероприятий по патриот. воспитанию)
Беседы: «Природа в детском саду»
«Природа в городе»
«Для чего нужны семена»
«Как растения готовятся к весне»
«Как животные готовятся к весне»
Пересадка комнатных растений.
Посев семян декоративных растений.
Дидактические игры: «Что за птица?»
«Загадай, мы отгадаем»
«Что сначала, что потом?»
«Историческая картинка»
«Весёлый мяч»
«Заколдованный мяч»
«Причина – следствие»
«Назови одним словом»
Подбор и размещение литературы на «полочке умных книг»
Изготовление моделей «Военная техника»
Настольно-печатные игры.
Опытно-экспериметальная работа (см. картотеку).
Занятия ручным трудом.
Математические представления
Задачи: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); знакомить с операциями счёта и измерения; развивать представление о необходимости наименования результата счёта и измерения; закреплять представление об арифметических действиях сложения и вычитания; развивать представление о составе каждого из чисел первого десятка из двух меньших чисел; закреплять умение ориентироваться на плоскости, в пространстве; прививать детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, учить получать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и достигнутого результата.
Формы работы:
Дидактические игры (см. картотеку).
Настольно-печатные игры.
Практическая работа в группе и на прогулке : счёт, пересчёт, измерения, задачки на смекалку….
Работа в тетрадях.
Работа с раскрасками.
Ручной труд (по образцу, по схемам, по словесной инструкции).
Игры с палочками, пластилином, бусами, горохом на развитие мелкой моторики.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; воспитание эстетического отношения к окружающему миру; формировать элементарные представления о видах искусства; создавать условия для полноценного восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений; реализовывать самостоятельню творческую деятельность детей (изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная и др.).
Формы работы:
Музыкально-развлекательные праздники.
Посещение библиотеки.
Чтение художественной литературы.
Беседы после чтения.
Пересказ прочитанных произведений.
Викторина по прочитанным произведениям.
Выставки детских работ: «Если захотим, мы и в космос полетим», «Военная техника», «Они защищали Родину».
Лепка.
Рассматривание тематических картин (военная тематика, природа) известных художников.
Пополнение книжного уголка научно-популярной литературой.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Задачи:
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формы работы:
Личный пример воспитателя (правильная речь).
Чтение худ. литературы, беседы по прочитанному.
Пальчиковые игры с элементами логоритмики.
Речевые игры:
«Звуковая мозаика»
«Придумай словечко»
«Перевертыши»
«Волшебные помощники»
Дидактические игры:
«Не ошибись!»
«Кто подойдет, пусть возьмет!»
«Похож - не похож.»
«Знаешь ли ты?»
«Вершки и корешки.»
«Собери гусеницу»
«Исчезнувший предмет»
Заучивание наизусть стихотворений к развлечениям, праздникам, времени года.
Разучивание считалок.
Театральные игры:
- упражнения и этюды на эмоции (Разговор по телефону,Встреча, Ссора);
- игры на превращения;
- игры на действия с воображаемыми предметами (Король, Мыне скажем, а покажем);
- игры и упражнения на речевое дыхание (Мыльные пузыри,игра со свечой);
- артикуляционная гимнастика (Зарядка для губ, языка);
- игры и упражнения на опору дыхания (Птичий двор, дрессированные собачки);
- игры на расширение диапазона голоса (Самолет, Чудо- лесенка);
- творческие игры со словом (Вкусные слова, Сочини сказку, Вопрос-ответ);
- скороговорки, альбомы загадок.
Образовательная область
«Физическое развитие»
Задачи: формировать у воспитанников потребность в двигательной активности, способствовать приобретению опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формировать начальные представления о некоторых видах спорта, знакомить с подвижными играми с правилами; способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Формы работы:
Физкультурные занятия (групповые и индивидуальные).
Утренняя гимнастика (зарядка).
Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.
Физкультминутки (см. картотеку).
Подвижные игры (см. картотеку).
Дыхательная гимнастика (см. картотеку).
Прогулки и экскурсии за пределы участка детского садам (библиотека, памятники воинам-победителям).
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Физкультурные досуги.
Праздник, посвящённый дню Победы в ВОВ - «Зарница».
Взаимодействие с родителями
Задачи:
• информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования, а также о Программе;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей
Формы работы:
- праздник для мам;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- родительское собрание «Успехи детей»;
- инд. беседы с родителями;
- анкетирование родителей.