Ирина Горшкова
Планирование прогулки в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование прогулки в старшей группе.
Как организовать прогулку в ДОУ правильно? Г. А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья" Прогулка является одним из важнейших компонентов дневного режима у меня в детском саду. Чаще всего для детей организую утренние и вечерние прогулки, продолжительность каждой от часа до двух. В первую очередь я проверю готовность и безопасность оборудования на участке, предназначенном для прогулок. Все игровые снаряды должны быть укреплены. Во вторых проверяю соответствие одежды детей погоде. Не допускаю переохлаждения и перегрева организма ребенка. Деятельность на прогулке у меня разнообразная Для каждой прогулки составляю четкий план, в котором намечаю цель, задачи, этапы реализации. Включаю в прогулку такой воспитательный элемент, как наблюдение. Дети ежедневно делают свои маленькие открытия, а я только направляю их в этом. Для этого использую наводящие вопросы. Обязательно включаю в прогулку труд, как элемент развития детской личности. Организовываю мини-субботник, уборку дорожек от листвы или организовываю полив клумб с цветами, используя для этого маленькие игрушечные лейки. Такой подход решает несколько задач. В первую очередь, способствует формированию положительного отношения к такому виду деятельности, как труд. Кроме этого, занятия такого рода укрепляют иммунитет. Не забываю и о играх на свежем воздухе. На прогулке они занимают большую часть времени. Ведь игра для дошкольника - основной вид деятельности Использую игры соответствующие возрасту детей, безопасные, а так же интересны е, разнообразные Каждая игра несет в себе определенные воспитательные цели.
Публикация «Планирование прогулки в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации ДА детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую ДА и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы.
-Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).
-Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный).
-Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.
-Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).
-Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.
-Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
Важным показателем эффективности прогулки является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.
При планировании прогулки моя основная задача состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки я предусматриваю равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяю с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планирую с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Я наблюдаю что правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. Я имею возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям, объединять в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща, не мешая друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что окружает. Для успешного осуществления этих задач в первую очередь продумываю условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей поддерживаю целесообразным подбором выносного материала. Это мягкие сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки и т. д., куклы в зимней одежде, санки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, корзиночки, мячи и т. д. На веранде в специальных ящичках шишки, желуди, разноцветные камушки и т. д., в определенном месте - оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых действий: ведерки, лопатки, совки, венички.
Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде развешиваю надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протягиваю шнуры и лены; снежные валы украшаю орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре вешаю колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепляю бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности я предоставляю детям всю площадь участка Делаю широкую дорогу для катания на санках (например, от калитки до веранды, сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие - каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть. На расчищенной от снега центральной площадке делаю цветные дорожки разной конфигурации - извилистые, прямые. Дети на прогулке выполняют разнообразные движения:
-бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).
В работе с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке я руководствуюсь основными задачами
-знакомлю детей с различными видами движений и создаю условия для их систематического выполнения;
-закрепляю умение ориентироваться в пространстве, действовать совместно, участвовать в коллективных играх и игровых упражнениях;
-создаю благоприятные условия для развития творчества детей, в том числе в движениях, и положительного эмоционального состояния.
Успешно решать эти задачи возможно лишь при рациональном сочетании разных видов и форм двигательной деятельности. С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков новый материал на физкультурных занятиях увязываю с играми и упражнениями на прогулках. Подбираю игры по временам года
Конспект прогулки в старшей группе по теме «Снег кружится, снег ложится»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах снега.
Задачи: Продолжать формировать знания о времени года, его основных признаках; развивать логическое мышление, умение делать выводы; воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, участвовать в совместной деятельности, не мешая друг другу, вызвать желание помочь деревьям перезимовать зиму.
Оборудование: маленькое ведерко, лупа, палки для измерения глубины снега, лопатки, санки.
Ход прогулки
Воспитатель: -Ребята сегодня нам надо будет быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я вам загадаю загадку, а вам нужно отгадать её и мы узнаем о чем же мы сегодня будем говорить.
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал (снег)
Воспитатель: -Правильно ребята это снег. Послушайте стихотворение
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Воспитатель: -Ребята посмотрите вокруг, сколько снега у нас на участке. Перечислите мне пожалуйста, что хорошего и что плохого нам на участке от снега.
Словесная игра «Хорошо – плохо»
Дети перечисляют: сделали горку и фигурки, катаемся на санках, лыжах и т. д.
Воспитатель: - А сейчас возьмите снег ладошкой и попробуйте его сжать. Получился у вас снежок?
В зависимости от результата сделать вывод : тепло- снег липкий, холодно – снег сухой.
Дидактическая игра «Назови какой»
Предложить детям взять снег в ладошки и назвать свойства снега (холодный, колючий, белый и т. д.)
Предложить слепить снеговика. Получилось?
Воспитатель: -Ребята, скажите а можно есть снег? Почему? (холодный и грязный)
Предложить занести снег в группу, в тепло и посмотреть когда снег растает в ведерке.
Воспитатель: -Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим снег поближе. (рассматривание снега с помощью лупы)
Самостоятельные выводы детей:
-снег состоит из снежинок
-снежинки от тепла тают
-из мокрого снега хорошо лепить
-сухой снег рассыпается, из него лепить нельзя
-сухой снег в морозную погоду скрепить, это ломаются снежинки
Воспитатель: -А сейчас мы с вами измерим глубину снега в разных местах. (дети группами измеряют глубину снега в разных местах участка)
Воспитатель напоминает о значении снежного покрова для растений.
Тихо – тихо снег идет,
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
На дворе лопатой…
Совместный труд воспитателя и детей:
Предложить детям собрать снег возле стволов деревьев.
Подвижная игра «Снег, снег»
Индивидуальная работа с подгруппой детей.
Игра «Попади в лунку»
Дети делают снежки, делятся на 2 команды и соревнуются, чья команда больше попадет в лунку снежком.
Игры с выносным материалом. Катание на санках с горки.
Малоподвижная игра «Дед мороз»
Конспект проведения прогулки в старшей группе
Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
• Подтягивание на перекладине
• Игры с выносным материалом (лопатка, машинка)
Подвижные игры:
У кого мяч?
Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», и тот, к кому он обращается должен выставить вперед обе руки, показывая, что мяча нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, встает в середину водить.
Кому что нужно для работы?
Раздаются картинки, изображающие орудия труда. Воспитатель показывает картинки и спрашивает «Что это? Кому нужно для работы?» Дети отвечают: «лейка - садовнику, кисть и краски – маляру и т. д.» Тот, кто первый правильно отвечает - получает картинку.
Подвижная игра для гиперподвижных «Круговорот»
Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу последняя пара разбивается и, и дети ее образующие, бегут в начале колонны. Один ребенок обегает колонну справа, второй – слева. Оказавшись впереди колонны, дети вновь образуют пару, и игра продолжается.
Познавательно-исследовательская деятельность
• Изучение свойства льда (картотека)
• Дышим воздухом (картотека)
Подвижная игра
«Кегли»
Кегли становятся в ряд на расстоянии 3-5 см. одна от другой. На расстоянии 1,5 – 3 м. от них проводится линия – «кон». Играющие дети по очереди выходят на черту кона и броском катят шар. Сбитые кегли забираются. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей
Игра-упражнение для гиперподвижных детей.
«Проведи мяч» На площадке расставлены разные предметы (кегли, кубики и. т. п.) Ребенок ведет мяч ударами об землю, обходя или обегая предметы «змейкой».
Игра-упражнение для малоподвижных детей. «Быстро переложи мяч». Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.
Организованная физкультурная разминка
-прыжки через препятствия (построить через 50 см снеговые кучи)
Конспект проведения прогулки в старшей группе.
Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
• Постройка крепости для деревянных солдатиков.
• Игра «Меткий глаз» (вывешивается мишень на забор или лестницу для лазанья, и две команды соревнуются, метая снежки в цель, у кого больше попаданий.
• Бег цепочкой, преодолевая препятствия.
• Лепка снежной крепости.
Подвижные игры:
«Пятнашки»
Дети находятся в разных местах площадки. Выбранный детьми пятнашка,
получив цветную повязку, становится на середине площадки. После сигнала воспитателя «Лови!» все дети разбегаются, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих.
«Снежные круги».
Дети делятся на две разные группы по 4- 5 человек. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги. На расстоянии 3 м от мишеней проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6-8 снежков. По сигналу воспитателя «Начали!» каждая группа бросает снежки. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Исследование свойств снега:
Небольшое кол-во снега положить на руку (голую) и такое же кол-во снега на руку в перчатке.
Вопрос: Почему на голой руке снег начинает таить, на перчатке нет?
•
• .
Подвижная игра «Два мороза»
. Игра-упражнение для гиперподвижных детей
Не теряй пару» дети идут друг за другом парами,взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.
Игра - упражнение для малоподвижных детей «Догнать соперника»
Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задание в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии площадки, учащенная ходьба, медленный бег 2-3 мин, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения задания каждая колонна старается догнать друг друга, та, которой это удается, побеждает.
Организованная физкультурная разминка
Катание на санях
Дети соревнуются, чьи сани быстрее.
Конспект проведения прогулки в старшей группе
Самостоятельная двигательно-игровая активность
• Лазание по вертикальной лестнице
• Ходьба и бег «змейкой» между кеглями
быстрая ориентировка
Прыжки с продвижением вперед
Игры с выносным материалом /кегли, совочки из пластмассовых бутылок, игрушечная елка/
п/п «попади в цель» - на ветке или на заборе подвешивается цель: самолетик, вертушка, мишень и т. д. На расстоянии проводится линия с которой бросают снежки 2 м., 2 20, 2 50, 3 м.
Усложнение: на стене начертить цифры 1, 5, 10. Кто попадает – засчитываются очки.
•
Подвижные игры
1. «Охотники и зайцы»
Из числа играющих выбирают охотника считалкой: 1, 2, 3, 4, 5 вышел зайка погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф не попал. Серый зайка убежал!
Остальные дети зайцы. Они сидят в кустах /любое препятствие/. На расстоянии 3-4 м. чертится круг «дом охотника». У него 3-4 снежка (летом мячи). Зайцы выпрыгивают из кустов и свободно прыгают по площадке. По сигналу «охотник» зайцы убегают, а охотник «стреляет» в них, попадает снежками, те, в кого охотник попал - уходят к нему в дом.
После повторения игры (2–3 р.) подсчитывается количество пойманных зайчиков, и выбирают другого охотника.
2. «День и ночь»
Участники игры делятся на 2 команды: «день» и «ночь». У них дома на противоположных сторонах площадки. Посередине проводится черта. Воспитатель говорит: «Приготовиться» и дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «день», то дети из команды «ночь» бегут в свой дом, а другие их ловят, но только до границы их дома. Подсчитывается количество пойманных, а затем игра продолжается.
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение за елкой
Цель: как различить ель, сосну, лиственницу; чем ель на участке (в сквере) отличается от игрушечной елки.
У сосны иголки длинные, мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Ветви у сосны растут вверх, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие как листочки, на зиму опадают. Ель живая отличается от игрушечной тем, что у нее в земле есть корень, меняются иголки, ель с каждым годом растет, становится все выше. Ель растет всегда на одном месте, а игрушечная не растет, всегда одинаковая, за ней не надо ухаживать, с ней можно играть.
Опыт: Сравнить 3 ветки: ель-сосна-лиственница
Игра-упражнение для гиперподвижных детей
«От пола на ракетку»
Дети парами встают друг против друга на расстоянии 2-4 шагов. У каждого ребенка в руках теннисный мяч, у другого- ракетка. Первый ребенок бросает мяч об землю так, чтобы он отскочил от земли. Второй ребенок ловит отскочивший мяч на ракетку и пытается его удержать.
Игра-упражнение для малоподвижных детей. – «Скорее в обруч» На земле произвольно расположены большие обручи. Около каждого стоит по двое детей. По сигналу «Беги!» они бегают вокруг своего обруча, по сигналу «В обруч!» - впрыгивают в него и приседают.
Организованная физкультурная разминка
Бег в разных направлениях по сигналу воспитателя.