Получи документы

Планирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию в условиях ФГОС в подготовительной группе

Светлана Шарова
Планирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию в условиях ФГОС в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

(сентябрь)

Пояснительная записка

Цель художественно - эстетического развития - воспитывать устойчивый интерес к разным видам искусства : декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк и т. п. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Показать разнообразие вариантов украшения деревянных и металических изделий (использование росписи хохломскими, городецкими, полхов-майданскими, семеновскими мастерами; показать разнообразие жостовских, нижне-тагильских подносов, глиняных изделий (дымковских, филимоновских, калининских игрушек; гжельской, украинской, дагестанской посуды) и др. Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды, изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.

Публикация «Планирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию в условиях ФГОС в подготовительной группе» размещена в разделах

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольников. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Основные задачи

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину строение, пропорции, цвет, композицию.

Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины : при рисовании акварелью и гуашью до создания гневного изображения. При рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.

Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа - передний план или дальше от него - задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Планируемые промежуточные результаты освоения программы

Различает виды изобразительного искусства : живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

Называет основные выразительные средства произведений искусства.

Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

Использует разные материалы и способы создания изображения.

В подготовительной группе программа художественно-эстетической деятельности предполагает занятия по 30 минут:

рисование - 8 занятий в месяц,

лепка - 2 занятия в месяц

художественный труд – 2 занятия в месяц

музыка - 8 занятий в месяц (Проводятся по плану муз. руководителя)

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раз в год (вводный - сентябрь, итоговый – в мае) (приложение «Мониторинг 1»)

Перспективное планирование по рисованию в подготовительной группе на октябрь.

№ Название Материал

1. Золотая хохлома Гуашь

2. «Осенние листья…» Печать листьев

3. Дымковская игрушка Гуашь

4. Ветка рябины Карандаши цветные

5. Чудесная гжель (ваза) Гуашь

6. Комнатное растение Акварель

7. Кукла в национальном костюме Карандаши, гуашь

8. «Лес, точно терем расписной…» Акварель

Перспективное планирование по лепке в подготовительной группе на октябрь.

Название Материал

1 Лепка по замыслу Пластилин

2 Лепка по мотивам дымковской игрушки Соленое тесто

Перспективное планирование по художест. труду в подготовительной группе на октябрь.

Название Материал

1 Осенний букет Клей, сухие листья, бумага (аппликация)

2 Подарок осени Бумага для оригами

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на :

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, художественно- эстетической и т. п.);

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей.

Цели и задачи занятий:

Рисование.

«Золотая хохлома»

Цель и задачи: Закрепить знания детей о хохломской росписи, о цветовой палитре, используемой в росписи деревянной посуды; о декоративном и растительном орнаменте. Закрепить нетрадиционные методы рисования. Воспитывать интерес к народным промыслам, к изобразительному искусству.

Оборудование: гуашь, посуда из папье-маше, штампы: из поролона, картофеля, моркови, кисточки, салфетки, вода.

Предшествующая работа: рассматривали посуду хохломской росписи, компьютерную презентацию о народных промыслах. В уголке» Умелые руки» изготовляли посуду из папье-маше.

«Осенние листья…» (печать листьями – нетрадиционная техника рисования)

Цель и задачи: Закрепление с детьми нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток листьями. Осуществление стимуляции познавательных интересов ребёнка с помощью использования различных предметов. Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, наглядно-образного и словесно - логического мышления. Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе.

Материал: листья деревьев, бумага для рисования, баночка с водой, гуашь, кисть, салфетки, картинки с изображением осени.

Предварительная работа: знакомство детей с техникой рисования «отпечаток листьев», объяснение понятия слово «пейзаж»

«Дымковская игрушка»

Цели и задачи: Закрепить знания о дымковских игрушках. Совершенствовать навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые линии). Учить расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским мотивам). Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Материал: выставка дымковских игрушек, слайды, кисти, салфетки, гуашь, фигурка петуха, стаканы с водой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, скульптуры, лепка заготовок дымковского петуха для росписи.

«Ветка рябины»

Цели и задачи: закрепить умение рисовать с натуры, учить закрашивать листья простым карандашом, накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усилия, нажим в более темных местах; воспитывать любовь и интерес к природе.

Материал: бумага А4, карандаши, ветка рябины.

Предварительная работа: детальное рассматривание ветки рябины.

«Чудесная гжель (ваза)»

Цели и задачи: Учить выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи: гжельскую розу. Совершенствовать навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Обобщить знания детей о народных промыслахРасширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи. Развивать мелкую моторику, воображение, память, эстетический вкус, творческие способности, диалоговую речь. Воспитывать уважение к людям труда, мастерам своего дела. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Материал: гжельская посуда для выставки, краски, вода, кисти №1, №3, салфетки, бумажные заготовки для росписи: ваза.

Предварительная работа: Знакомство с историей Гжельского ремесла, с ходом выполнения росписи. Детальное рассматривание таблицы с изображением пошагового рисования гжельской розы.

«Комнатное растение»

Цель и задачи: Продолжать учить детей рисовать с натуры комнатное растение, передавая отчетливо форму основных частей и соблюдая пропорции. Закрепить умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги.

Материал: бумага А4,кисти, акварель, салфетки, вода, комнатное растение «Щучий хвост».

Предварительная работа: работа в уголке природы, детальное рассмотрение комнатного растения.

«Кукла в национальном костюме»

Цели и задачи :Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Знакомить детей с историей русского народного костюма его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды. Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма). Знакомить с разными сословиям.

Материал: Иллюстрации с изображением старинной одежды : рубаха, понёва, сарафан, порты, пояс, кокошник. Куклы мальчик и девочка в русских народных костюмах. Заготовки силуэтов рубахи для мальчиков и сарафана для девочек, краски, кисточки.

Предварительная работа: Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов. Чтение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций к тексту.

«Лес, точно терем расписной…»

Цель и задачи: продолжать учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени; передавать ее колорит; упражнять в умении рисовать высокие и низкие, с тонким и толстым стволом деревья; располагать деревья по всему листу – на переднем плане и вдали. Совершенствовать технику рисования способом тычка. Закреплять и расширять представления о приметах осени.

Материал: альбомный лист, затонированный в зеленый и голубой цвет; гуашевые краски, две кисти, салфетка простой карандаш, иллюстрации из серии «Времена года».

Предварительная работа: разучивание стихотворения об осени, наблюдение на участке за листопадом.

Лепка.

«Лепка по замыслу»

Цель и задачи: Практиковать умение задумывать содержание своей работы. Намечать последовательность ее исполнения, способы изображения. Воспитывать творческое отношение к лепке, умение доводить замысел до конца. Практиковать умение рассказывать о своей работе.

Материал: пластилин разных цветов, дощечки, стеки.

«Лепка по мотивам дымковской игрушки»

Цели и задачи: Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Закрепить знания детей о дымковской игрушке: из чего, как, кем, где сделана; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Материал: Соленое тесто, стеки, Дымковские игрушки.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки», рисование.

Художественный труд.

«Осенний букет»

Цель и задачи: закреплять представление детей о характерных признаках осени; знания о различных видах деревьев и их изменениях, происходящих осенью; формирование бережного отношения к природе, способность любоваться её красотой, а также интереса и умения работать с природным материалом; развитие мелкой моторики рук, художественного вкуса, фантазии, аккуратности.

Материалы: засушенные листья различных видов деревьев, картон, клей.

Предварительная работа: собирание красивых листьев на участке.

«Подарок осени»

Цели и задачи: Систематизировать и углублять знания о сезонных явлениях в природе; показать значение листопада в природе; развивать навыки работы с бумагой, выполнения точных, аккуратных сгибов; развивать чувство композиции.

Материалы и оборудование: квадратные листы разной цветной бумаги; клей ПВА, кисточки.

Предварительная работа: беседы о временах года и сезонных изменениях.

Методические пособия

• Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М. : Мозаика-Синтез,

• Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

• Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.

«Оригами для старших дошкольников» Соколова С. В

• Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. — М: Эксмо, 2004.

Серия «Мир в картинках»

Хохлома, —М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Дымковская игрушка. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010

Гжель. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010

Мониторинг. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Показатели

1. Проявляет устойчивый интерес к произведениям искусства: классическому, народному, окружающим предметам, зданиям, сооружениям. Видит и понимает прекрасное в жизни и искусстве радуется красоте природе.

2. Знает и применяет на практике материалы и оборудование для рисования.

3. Самостоятельно составляет орнамент, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Без труда выполняет декоративные элементы – точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т. д.

4. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка.

5. Правильно передает в изображении форму, строение, пропорции предмета, цветовую гамму.

6. Располагает изображения по всему листу, соблюдая пропорциональность в изображении разных предметов.

7. В процессе деятельности характер линии слитный, регулирует силу нажима, раскрашивает мелкими штрихами, не выходящими за пределами контура.

8. Самостоятельно проявляет замысел рисунка.

Инструментарий

1. Из наблюдений.

2. Из наблюдений.

3. Педагог предлагает нарисовать рисунок на свободную тему.

4. В ходе работы педагог оценивает процесс деятельности и продукт деятельности.

Критерии оценки

3 балла – Применяет различные цвета и оттенки для создания выразительного образа. Умело передает содержание рисунка, а также форму и строение предметов, композиционно располагает сюжет, передавая передний и дальний план, использует различные средства выразительности при передачи изображения. Свободно рисует узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства.

2 балла – Применяет однообразные цвета для создания образа, затруднятся в выведении новых оттенков, не достаточно четко передает содержание рисунка, а также форму и строение предметов. Испытывает затруднение в построении композиции, не достаточно широко использует различные средства выразительности при передачи изображения. Испытывает затруднения в более точной передаче узоров.

1 балл – Не применяет различные цвета и оттенки, не умеет выводить дополнительные оттенки, не умеет передать содержание рисунка, а также форму и строение предметов, не умеет выстроить композицию. Не умеет рисовать узоры.

Результаты

Высокий уровень – 20 – 24 баллов

Средний уровень - 12 – 19 баллов

Низкий уровень - 8 –11 баллов

Таблица мониторинга по художественно- эстетическому развитию

Количество детей Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

№ п/п Список детей Показатели Общий балл Уровень Продиагностируемые дети

1 2 3 4 5 6 7 8

1 +

2 +

3 +

4 +

5 +

6 +

7 +

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе на сентябрь Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе на сентябрь Тема: «День знаний» Задачи:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Человек-творец» по ФГОС Цель приоритетной образовательной области: Обогащать эстетическое восприятие, развивать наблюдательность; учить видеть и понимать смысл.

Консультация для педагогов «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы являются:.

Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт)Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт) В Мысковском городском округе прошёл постоянно действующий семинар «Деятельность дошкольных образовательных организаций в условиях перехода.

Обновление образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО. Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками Обновление образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО:"Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками" В образовательном.

Организация образовательного процесса с помощью интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Конопля Александра Александровна,.

Организация работы дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей «Воспитание – это не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого и ребенка» В. А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема недели/ день недели Тема занятия/ Интеграция.

Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС дошкольного образования» План-конспект Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО" Асауленко Г. В., старший воспитатель,.

Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию в условиях ФГОС в подготовительной группе
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 16:42
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию в условиях ФГОС в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шарова (УИ 492156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД