Елена Другова
НОД по познавательному развитию «История куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование НОД Познавательное развитие
Тема. «История куклы»
Формы работы : беседа- рассказ, моделирование
Виды деятельности: познавательно- исследовательская
Цель: Знакомство детей с историей кукол, с технологией изготовления куклы - закрутки.
Задачи образовательные: Прививать интерес детей к миру традиционной русской культуры. Научить изготавливать куклы - закрутки своими руками.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Развивающие Развивать интерес к изготовлению куклы из ниток «куклы – закрутки».
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории вещей.
Интеграция ОО: Художественно - эстетическое, ЧХЛ.
Этапы работы Наименование деятельности Методы и оборудование
Мотивация детей к деятельности Мне подарили волшебный сундучок. А что в нем отгадайте. Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу.
Причешу и, если надо,
Бант красивый повяжу.
Как вы думаете, что в сундучке? (КУКЛА) Да, и не одна, а целая коллекция кукол ой а где куклы тут нет не чего куда могли подеваться куклы? (ответы детей.) А вот записка с какой то схемой (схема куклы закрутки) «Вы вернете коллекцию если попадёте в волшебную страну кукол «златовласки» и выполните задания», что делать? кукла
Постановка детьми цели предстоящей деятельности Ответы детей отправляемся в волшебную страну и выполним задания
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
Садитесь на волшебные подушки и все вместе скажем заклинания в страну кукол:
«В прошлое нам путь открой, наш клубочек не простой».
Дети говорят волшебные слова и «оказываются» в прошлом времени стране «Златовласки».
Поднимите руку, у кого есть кукла? Что такое кукла? Для чего она нужна?
Ребята, как вы думаете, а ваши бабушки и прабабушки играли в куклы?
А где они их брали?
-В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.
Существует много видов кукол, условно их можно разделить на:
- игровые куклы, для детских забав, игр;
- обрядовые куклы, при помощи которых совершали различные обряды;
- куклы-обереги, для помощи человеку во всех делах.
Русская народная кукла имеет свою богатую историю и сложившиеся традиции. Давным-давно их делали наши предки не для продажи, а как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство.
Изготавливали куколок, как правило, только женщины. Создавались куклы неспешно, с надеждой, с большой любовью.
Самые первые куклы делали из золы, глины, кости, затем стали использовать дерево, солому, веточки, нитки, ткань, лён.
Воспитатель, показывая фото – слайды, рассказывает об истории возникновения кукол.
«Баба» из золы. (Слайд 2)
Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба. Эта была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Пеленашка, Погремушки – лапушки,«Берегиня сна», Вепсская кукла (Слайд 4)
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза»
Погремушки – лапушки - это гроздья ярких тряпичных мячиков, набитых ветошью, и «куклы - куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой младенца)
«Берегиня сна» Закрутка с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка. ". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Вепсская кукла еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т. е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
«Стригушка»(Слайд 5)
Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Куклу «Любаву» с тесемочками располагали над входом. Завязанные на тесемках узелочки - обереги не давали проникнуть в жилище темным силам. (Слайд 6)
Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли. (Слайд 7)
Зерновушка или Крупеничка - кукла, которая символизировала достаток в доме. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры. (Слайд 8)
Кукольную историю продолжают деревянные куклы,
Куклы70-80 годов прошлого века,Кукла Барби, Авторские куклы. (Слайд 9)
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – вверх, четыре – вниз.
Теперь по кругу посмотри,
Чтобы лучше видеть мир
Вот такие были куклы. В прошлом
Вот мы свами и познакомились с не которыми куклами, но не хватает одной куклы, а есть только схема. Что нам нужно сделать что бы сделать эту куклу? (Ответы детей).
Кто запомнил название?
Вспоминаем этапы выполнения куклы
Изготовление куклы - закрутка. (инструкция)
1. Берем пряжу любого цвета. Это будет голова и лицо куклы. Наматываем на прямоугольную картонку. Разрезаем с одной стороны намотки. Аккуратно снимаем.
2. Ниткой перевязываем длину лица.
3. Берем пряжу того же цвета, что и на голову. Это будут руки куклы. Наматываем на картонку. Основа для них должна быть меньше чем для всего тела куклы. В случае с руками разрезать намотку нужно с обеих сторон. Вставляем в середину куклы моток рук, завязываем пояс у куклы. (слайды 10,11,12,13)
(История куклы –закрутка. Небольшая, 10–20 см, куколка используется как оберег y разных народностей мира. Eё значение невозможно переоценить, ведь она выступает в качестве главного символа защиты oт дурного глаза, болезней и других неприятностей. Кукла – закрутка бережё т домашний покои и сохраняет уют: в доме, где в уголке, скрытом от посторонних глаз, поселилась закрутка, всегда будет тепло и спокойно. Название куклы произошло oт слова «крутить», означающего в прямом смысле – наматывать нить нa ткань. Тёмными вечерами y яркого огня в печке заботливые жены, мамы и бабушки, a иногда и дедушка сидели и накручивали нить, наполняя eё смыслом и просьбами. C каждым оборотом нитки, в который вкладывается просьба, кукла становится сильнее. Фактически человек заряжает куколку энергией своего желания.) Слайды, пряжу любого цвета, картон, ножницы
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Поэтапное выполнение куклы-закрутки по схеме. Схема
Рефлексия В какой стране мы с вами сегодня побывали?
Что нам надо была сделать,что бы попасть в эту строну? Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях? (Тряпичная кукла.)
Названия каких кукол вы запомнили?
Какой куклой мы с вами дополнили нашу коллекцию.
Наша кукла готова.
Мини – выставка. (оценка самих детей кукол.)