Вероника Васильева
Планирование кружковой работы «Лепим и мастерим» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа и план кружковой работы
«Лепим и мастерим»
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Публикация «Планирование кружковой работы „Лепим и мастерим“ в средней группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Программа «Лепим и мастерим» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».
Педагогические задачи:
1. Разработать перспективный план работы кружка «Лепим и мастерим» с детьми 4-5 лет на 2020-2021 учебный год.
2. Развивать посредством работы с пластилином мелкую моторику кистей рук.
3. Способствовать художественно – творческому развитию детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ эффективности проделанной работы.
Цель программы:
1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин.
2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников.
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
• наглядности;
• доступности;
• последовательности и постепенности;
• активности;
• систематичности;
• научности и достоверности;
• сознательности.
Задачи программы:
Обучающие
• Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
• Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
• Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
• Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
• Развивать мелкую моторику кистей рук.
• Развитие связной речи.
Воспитательные
• Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
• Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
• Воспитывать трудолюбие и старание.
• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
• Формировать навыки сотрудничества.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Педагогические средства, используемые в работе.
Методы и приемы работы :
• экспериментирование с изобразительными материалами;
• создание и решение проблемных ситуаций;
• игровые приемы;
• рассматривание и обсуждение;
• показ технических приемов;
• пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
• использование сюрпризных моментов;
• использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Формы работы с детьми :
• самостоятельная деятельность;
• совместная деятельность воспитателя и детей.
Формы организации:
• подгрупповая
• индивидуальная
• парная
Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Предполагаемый результат обучения:
• У детей стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
• Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
• Владеют техническими приё мами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
• Лепят работы разными способами : пластическим, комбинированным.
• Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
• Радуются полученному результату.
• Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
• Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
График работы кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половине дня в течение 20 минут.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Перспективное планирование кружковой деятельности по лепке в средней группе «Кунчээн»
Программа «Лепим и мастерим»
за 2020-2021учебный год
Сентябрь
неделя Программное содержание
1 Адаптация детей
2 Адаптация детей
3 Адаптация детей
4 Вот такой пластилин
- познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
Тема: «Тили – тили тесто» (знакомство с пластическими материалами).
Пр. зад: Знакомить детей с тестом как художественным материалом. Создать условия для экспериментального узнавания («открытия») пластичности как основного художественного свойства теста. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.
Октябрь
неделя Программное содержание
1 Лепка предметная (картинки из пластилина).
Тема: «Вкусное печенье».
Пр. зад: Вызвать интерес к созданию объёмных и силуэтных фигурок из пластилина. Показать способы получения изображений с помощью формочек для выпечки. Знакомить с силуэтом - учить обводить форму пальчиком (по контурной линии). Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
2 Лепка рельефная из пластилина.
Тема: «Падают, падают листья…».
Пр. зад: Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина - отщипывать кусочки жёлтого, оранжевого, красного цвета, прикладывая к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к составлению длинной дорожки из отдельных пластилиновых «картинок». Развивать чувство цвета, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук.
3 Лепка Колобка
Тема: «Сказка Колобок».
Пр. зад: Продолжать учить детей создавать изображения из пластилина модульным способом - отщипывать кусочки, прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивого шарика из кусочков пластилина желтого цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти руки.
4 Лепка пряника
Тема: «Пряник для Мышки».
Пр. зад: Закреплять интерес к созданию изображений Развивать мелкую моторику, воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.
Ноябрь
неделя Программное содержание
1 Лепка Гусеницы
Тема: «Вот какие ножки у сороконожки!».
Пр. зад: Вызвать интерес к изображению живых существ. Учить лепить образцы на основе валика (цилиндра) : раскатывать столбики прямыми движениями ладоней «туда-сюда» и слегка видоизменять форму - изгибать, дополнять мелкими деталями (ножки, глазки). Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
2 Лепка Цыпленка из яйца киндера сюрприз.
Тема: «Вот цыпленок желтенький»
Пр. зад: Учить детей моделировать образ цыпленка: составлять «крылышки», «туловище», «клювик», «ножки», с помощью педагога. Самостоятельно выбирать материал для деталей (из красного ластилина) и тем самым передавать характерные особенности внешнего вида цыпленка. Формировать умение нанизывать пластилиновые шарики и колбаски. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, умение делать выбор.
3 Лепка и рисование на тесте (экспериментирование).
Тема: «Пирожок для Котика».
Пр. зад: Закреплять интерес к созданию изображений на тесте. Развивать мелкую моторику, воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.
4 Тема: «Бублики для кота!».
Пр. зад: Раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединяя концы палочек, образуя кольцо, развивать мелкую моторику рук
Декабрь
неделя Программное содержание
1 Лепка «рельефная».
Тема: «Вот какая ёлочка!».
Пр. зад: учить создавать образ ё лки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: раскатывать жгутики и прикреплять к стволу-столбику. Закрепить умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней. Учить пользоваться стекой - делить столбик на кусочки. Знакомить с зелёным цветом. Развивать чувство формы, мелкую моторику.
2 Лепка из пластилина, солёного теста или снега.
Тема: «Снеговики играют в снежки».
Пр. зад: Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить лепить шар - раскатывать круговыми движениями ладоней. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
3 Лепка из слоеного теста
Тема: «Вкусное угощение».
Пр. зад: Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развивать чувства формы, мелкой моторики. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
4 Лепка с элементами рисования.
Тема: «Колобок катится по дорожке и поёт песенку».
Пр. зад: Продолжать учить детей создавать изображения по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к лепке Колобка, который катится по дорожке и поёт песенку. Сочетать разные техники: рисование дорожки в виде кривой линии фломастерами и лепка Колобка в форме шара. Вызвать интерес к «оживлению» Колобка (глазки – бусины или пуговички).
Январь
неделя Программное содержание
1 Лепка из солёного или сдобного теста.
Тема: «Вкусное угощение».
Пр. зад: Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развивать чувства формы, мелкой моторики. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
2 Лепка из солёного или сдобного теста.
Тема: «Угощайся, мишка!».
Пр. зад: Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
3 Лепка.
Тема: «Бублики-баранки».
Пр. зад: Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбик (цилиндр) и замыкать в кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развивать восприятие формы и мелкую моторику.
4 Лепка по замыслу из солёного теста или сдобного теста
Тема: «Я пеку, пеку, пеку….»
Пр. зад: Учить детей лепить угощение для кукол из солёного или сдобного теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск, бублик (кольцо) и т. д. Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края). Развивать чувство формы, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Февраль
неделя Программное содержание
1 Тема: «Вот какие у нас сосульки!».
Пр. зад: Продолжать учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.
2 Тема: «Вот какая у нас неваляшка!».
Пр. зад: Учить детей лепить игрушки, состоящие из деталей разного размера (туловище - большой шар и голова- маленький шар). Закрепить умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Разнообразить способы деления пластилина на части (разрезать стекой, откручивать, отрывать, отщипывать). Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
3 Лепка
Тема: «Колобок катится по дорожке и поёт песенку».
Пр. зад: Продолжать учить детей создавать изображения по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к лепке Колобка, который катится по дорожке и поёт песенку. Сочетать разные техники: рисование дорожки в виде кривой линии фломастерами и лепка Колобка в форме шара. Вызвать интерес к «оживлению» Колобка (глазки – бусины или пуговички).
4 Лепка рельефная.
Тема: «Солнышко - колоколнышко».
Пр. зад: Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и восприятия. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Март
неделя Программное содержание
1 Лепка с элементами конструирования.
Тема: «Вот какой у нас мостик!».
Пр. зад: Моделирование мостика из 3 – 4 «брёвнышек» : раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостика. Воспитывать у детей интерес к совместной игре.
2 Лепка.
Тема: «Птенчик в гнёздышке».
Пр. зад: Моделирование гнё здышка: раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювиках). Воспитывать гуманное отношение к птицам.
3 Лепка из солёного теста или пластилина.
Тема: «Вот какие у нас пальчики!».
Пр. зад: Моделирование персонажей для пальчикового театра: раскатывание шара (головы, дополнение деталями - прикрепление глаз из бусин, пуговиц, семян; вытягивание или прищипывание ушей. Обыгрывание созданных поделок (нанизывание на пальчики). Развивать восприятие формы и мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
4 Лепка «Яблоки»
-учить отщипывать маленькие куски пластилина и скатывать из них шарики; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
Апрель
неделя Программное содержание
1 Лепка «Вкусное угощение»
- вызвать интерес к лепке угощений для игрушек, учить лепить шар круговыми движениями между ладоней; показать разнообразие форм кондитерских изделий для обогащения зрительских впечатлений; развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук
2 Блюдце
-познакомить со стихотворением; учить повторять фразы вслед за воспитателем; учить произносить звукоподражательные слова, угадывать животное по описанию; закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку
3 Сосиски для киски
- познакомить со стихотворением; совершенствовать умение понимать вопросы; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, любоваться готовым изделием
4 Морковка для зайчика
- познакомить с содержанием русской народной песенки; учить угадывать животное по описанию; поощрять попытки прочесть стихотворный текст полностью; вызвать интерес к действиям с пластилином, обогащать сенсорный опыт путем выделения формы предметов, совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями; учить различать красный цвет; воспитывать умение радоваться своим работам (2стр167)
Май
неделя Программное содержание
1 Лепка рельефная
Тема: «Вот какой у нас салют!».
Пр. зад: Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приё мов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
2 Русская народная песенка "Уж как я свою коровушку люблю. " Травка для коровушки
- познакомить с содержанием русской народной песенки; совершенствовать умение понимать речь воспитателя; учить согласовывать слова в предложении; продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук; различать зеленый цвет; аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку
3 Мониторинг
4 Итоговое занятие, Выставка работ. Фотоотчет.