наталия потехина
Планирование дежурства по поддержанию порядка в групповой комнате с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование дежурства по поддержанию порядка в групповой комнате с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Н. Ю. Потехина
ГБДОУ «Детский сад № 17 «Ручеек», г. Нижний Новгород
На сегодняшний день факт увеличения численности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) очевиден. Включение этой категории детей, зачастую испытывающих трудности, в первую образовательную систему дошкольного воспитания и обучения, актуально.
Публикация «Планирование дежурства по поддержанию порядка в групповой комнате с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Дежурство. Организация дежурства
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Дети с детским церебральным параличом (далее ДЦП) несмотря на разновидности проявлений клинических форм, имеют сходные особенности: не в полной мере развиты пространственные и временные отношения, сужены объемы памяти и внимания, отягощена социализация. Такие дети испытывают значительные трудности в освоении образовательных программ. Все это обуславливает необходимость создания специального образовательного пространства в дошкольных образовательных организациях и поиск новых педагогических технологий в обучении.
В Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 17 «Ручеек» Автозаводского района города Нижнего Новгорода получают образование дети с ДЦП. В группах реализуется Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Одним из направлений детского развития является социально- коммуникативное развитие. В рамках реализации образовательной области стоят задачи по включению детей дошкольного возраста в доступные виды трудовой деятельности. В старшем дошкольном возрасте, детей 5-7 лет важно приобщать к такому виду труда, как дежурство.
Большие трудности у детей нашей старшей группы вызвало умение наводить порядок к уголках групповой комнаты. При постановке задач во время дежурства дети часто не запоминали последовательность действий, теряли ориентацию даже в расположении уголка, в котором необходимо все расставить по своим местам, многие часто спрашивали одно и то же. Ребята с усилием могли анализировать свою трудовую деятельность, а самое главное не могли высказать свое отношение к тому, что выполняли. Такая трудовая деятельность занимала неоправданно большое количество времени.
Проведя анализ проблемы, педагоги группы пришли к выводу, что для детей с нарушениями в двигательной сфере просто необходима зрительная (визуальная) поддержка для сокращения временных потерь при организации дежурств в режимных моментах. Для оптимизации организации трудового процесса было принято решение внедрить проект «Организация дежурства в режимных моментах с внедрением технологии «Доска задач». В суть данной технологии заложен метод визуализации, позволяющий четко прослеживать «план-дело-анализ».
На первом подготовительном этапе работы по проекту мы создали визуальное пособие – «Доска задач». «Доску задач» изготовили в виде переносной раскладушки большого размера, обеспечив ее мобильность. На развороте каждый из детей находит свою фотографию. Рядом с каждой фотографией две липучки. На первой липучке ребенок видит обозначение уголка, в котором он будет наводить порядок. На вторую липучку ребенок приклеивает смайлик, после того, как уберется в уголке. На этом этапе мы изготовили смайлики, выражающие различные эмоции: если смайлик улыбается- значит ребенок доволен результатом, если у смайлика нет улыбки- ребенок не испытал удовлетворенности от выполненной работы, если смайлик грустный- у ребенка что-то не получилось. На «Доске задач» удобно увидеть, кто из детей уже дежурил, а кто - нет. Рядом с «Доской задач» расположены специально разработанные для каждого уголка флаеры, обозначающие порядок выполнения действий при уборке и маски – обозначения этих уголков. Предварительно была проведена работа с детьми группы через серию упражнений с флаерами и умению оценивать свою трудовую деятельность.
Основной, второй этап работы, состоял в прямом обучении. Был составлен список мероприятий по внедрению «Доски задач», причем дежурство было запланировано во всех уголках группы. Все проводимые мероприятия анализировались и результат фиксировался в таблицу «Что было – что стало».
Со временем дежурство в уголках стало приносить все больше удовольствия детям. Некоторые из них запомнили последовательность действий и могли убираться без флаеров. Но самое радостное действие для дошкольников – это поставить себе смайлик.
Реализация проекта вызвала неподдельный интерес у родителей. Многие родители, получив консультацию у педагогов о технике составления флаеров, дома самостоятельно составили аналогичные флаеры для уборки игрушек. Дети в домашних условиях приучились раскладывать вещи на свои места.
Третий этап – заключительный, позволил педагогам подвести итоги реализации проекта и проанализировать его положительные и отрицательные моменты. В результате использования проекта «Организация дежурств в режимных моментах с внедрением «Доски задач» значительно повысилась эффективность трудовой деятельности старших дошкольников с ДЦП в планировании и оценке результатов своей деятельности в течении дня. У детей группы увеличилась познавательная мотивация и самостоятельность в определении последовательности выполнения трудовых заданий с помощью визуальных символов. В дальнейшей педагогической практике появился интерес использовать технологию «Доска задач» для дежурства по столовой, в уголке природы и при подготовке к занятиям.
Технология «Доска задач» в современной педагогической практике становится широко используемой и относится к разряду «бережливых технологий».
Список литературы
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский; М. : 1977. 204 с.
2. Беспалько В. П. Педагогика: Современные образовательные технологии / В. П. Беспалько; Учебное пособие. М. : «Мир» 1989. 192 с.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.