Полина Артамцева
Планирование деятельности педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДОв переходный период
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование деятельности педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО в переходный период
В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе школ и детских садов, в том числе требования к педагогам-психологам. С переходом образовательных учреждений на ФГОС изменились и требования к педагогу. В соответствии со Стандартами учитель (воспитатель) обязан обеспечить каждому учащемуся индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально – психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.
Публикация «Планирование деятельности педагога-психолога в соответствии с ФГОС до в переходный период» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом ДОУ, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества усвоения образовательной программы дошкольников.
Цель работы педагога-психолога ДОУ – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС.
Новые задачи педагога-психолога ДОУ :
1) создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
2) разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
3) взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения;
4) подготовка пакета методических материалов по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста – диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики;
Таким образом, новые задачи педагога-психолога можно объединить в две основные: с одной стороны, он должен оценивать результаты введения новых образовательных стандартов, а с другой стороны – влиять на них. Как? Через взаимодействие с администрацией, педагогами, родителями, чтобы совершенствовать образовательные траектории каждого ребенка.
В условиях внедрения ФГОС в деятельности педагога-психолога ДОУ существуют следующие проблемы:
1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей и подростков в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития воспитанников ДОУ.
3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности интегративных качеств у детей дошкольного возраста.
Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы. Большое внимание уделяется диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Необходима и совместная работа педагога-психолога ДОУ и педагога-психолога начальной школы. Многим педагогам-психологам школ хотелось бы иметь пакет исчерпывающей информации о результатах диагностики по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада. Это делают в ДОУ, но не всегда передают в школы. А психологам это необходимо делать, чтобы продолжить линию развития ребёнка, пришедшего в первый класс.
Перспективный план работы по психологическому сопровождению внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Направления работы Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Коррекционная работа Работа с одаренными детьми
Цель Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности дошкольника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы. Создание условий для выявления вида одаренности, его развитие и поддержка в образовательной среде.
Задачи • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровья;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
• определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
• осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
• осуществлять подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.
• создать банк данных по одаренным детям.
• повышение психологической компетенции педагогов, родителей, через просветительскую деятельность.
Направления работы 1. Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения ро-дителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
2. Профилактическая работа с педагогами.
Существенное место в работе с педагогами отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений с детьми, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с детьми и коллегами.
3. Профилактическая работа с детьми с целью формирования у дошкольников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.
1. Диагностическое направление.
Организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для выявления недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Консультативное направление.
Информирование всех участников образовательного процесса (воспитатели, дефектолог, логопед, муз. работник, физ. инструктор) по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении
3. Коррекционное направление.
Уменьшить степень выраженности нарушения, его поведенческие последствия, предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка.
4. Динамический контроль помогает отследить эффективность или неэффективность разработанной программы, внести корректировки в перспективные планы. 1. Диагностика видов одаренности, выявление одаренных детей.
2. Коррекция и развитие, направленные на развитие личности ребенка.
3. Профилактика. Взаимодействие с педагогами и родителями с целью предотвращения отклонений в поведении, способствование социализации детей.
Ожидаемый результат формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
формирование установки на здоровый образ жизни;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь.
увеличение доли дошкольников с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших коррекционную программу.
раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
успешная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям детского сада.
уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка. сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества детей, участвующих в исследовательской деятельности, творческих конкурсах);
постоянное сотрудничество между педагогом – психологом, педагогами ДОУ и родителями для эффективной работы с одаренными детьми; (Использование рефлексивных листов для оценки эффективности, проведенных мероприятий, подготовка педагогов и родителей для работы с одаренными детьми)
формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;
использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности ребенка.