Галина Проц
Конспект занятия «Планета «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная к школе группа.
Образовательная область: «Познание»
Тема: Планета «Занимательная математика»
Цель: Расширений элементарных математических знаний воспитанников, развитие их интеллектуальных способностей.
Задачи:
- Формирование количественных и пространственных представлений у дошкольников;
- Учить детей конструированию из бумаги лодочек методом «оригами»;
Публикация «Конспект занятия „Планета „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- Развивать умения проводить экспериментальную (измерительную) деятельность и делать собственные умозаключения;
- Продолжить развивать умение решать задачи и давать развернутый ответ на вопрос;
- Воспитывать положительные моральные качества (отзывчивость, понимание, трудолюбие и т. д.);
- Воспитывать желание получать новые знания и применять их в жизни (любознательность).
Используемая образовательная программа:
«Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильева».
Предварительная работа с воспитанниками: беседа с рассматриванием изображений планет Солнечной системы, решение логических задач, знакомство со свойствами воды и песка, закрепление умения чертить схемы и изготавливать поделки из бумаги способом – оригами.
Дидактическое обеспечение (наглядность): Научно – исследовательская лаборатория: на каждого ребёнка по 1стакану - «мерка», 2 миски (одна с песком, другая пустая, пластмассовая ложка, 2 стакана (один с чистой водой, другой пустой, кружочки – мерки красного и синего цвета. Расчетный отдел: счетные палочки по 12 штук на каждого ребенка. Мультимедийный проектор со слайдами: планеты Солнечной системы, планета «Занимательная математика», портрет ученого – математика Б. Паскаля, «треугольник Паскаля» (до 10, фотография детского сада. Листы белой бумаги для построения лодки способом оригами, ткань голубого цвета (река, макет ворот с замком, ключи с разнообразными схемами замочной скважины, геометрические фигуры разного цвета, размера и формы (два комплекта).
Структура НОД: Ход образовательной деятельности условно разделен на три части:
1. Вводно – организационный момент, в ходе которого педагог создает доброжелательную атмосферу, формирует у воспитанников представление о предстоящей деятельности.
2. Основная часть, в ходе которой происходит восприятие и усвоение нового материала, расширение уже имеющихся знаний воспитанников, опытно – экспериментальная деятельность, с соблюдением здоровье сберегающих технологий.
3. Заключительная часть, в ходе которой происходит подведение итогов и определение перспективы полученных знаний.
Форма проведения: групповая.
Методы применяемые в ходе НОД: игровой, коммуникативный, познавательно – исследовательский, продуктивный и двигательный методы.
Используемая литература:
1. «Азбука физкультминуток для дошкольников» В. И. Ковалько, М., «ВАКО», 2006 г.
2. «Занимательная наука. Познай магию чисел, законы физики, природу человека», «ЗАО Издательский дом Ридерз Дайдежест», 2008 г.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильева».
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем заниматься очень интересными и познавательными вещами и даже совершим путешествие, как вы думаете, куда мы сегодня отправимся
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А вот и нет! Сегодня мы отправимся в космическое путешествие и побываем на другой планете.
Воспитатель: Вы же уже знаете, что в космическом пространстве много разных планет.
Какие вы знаете планеты?
Дети: Марс, Юпитер, Венера, Сатурн.
Дети рассматривают изображение планет на проекторе и видят неизвестную планету с цифрами, измерительными приборами, арифметическими знаками.
Воспитатель: А кто из вас догадается, что эта за необычная, удивительная планета?
Дети: Нам кажется, что эта планета «Математика»
Воспитатель: Правильно, молодцы, а что вы знаете о науке математике?
Дети: Математика – это точная наука, она интересная, занимательная, любит счёт, сложение, вычитание, сравнение.
Воспитатель: Вы согласны отыскать планету «Занимательная математика»
Дети: Да согласны.
Воспитатель: Ну, тогда в путь!
Основная часть:
Ориентирование в пространстве
Воспитатель: А доберемся мы до этой планеты с помощью карты, давайте вместе ее изучим.
(Вос–ль берёт карту и вместе с детьми читает маршрут)
Дети: Стрелка показывает налево, туда мы не пойдём, там находится планета
«Природа», немного пройдём вперёд и свернём направо, где цифры, геометрические фигуры вот здесь и находится планета «Математика»
(Дети идут по плану и видят впереди «Научно – исследовательскую лабораторию»/
Исследовательская деятельность
Воспитатель: Ребята, мы находимся в научно-исследовательской лаборатории. Что вы здесь видите?
Дети: Воду, песок, измерительные приборы.
Воспитатель: Давайте измерим, чего же на этой планете больше, воды или песка, что бы узнать, на чем по ней передвигаться.
(Дети измеряют песок стаканом и откладывают мерку, затем измеряют воду и откладывают мерку)
Дети: Воды на планете «Математика» больше, чем песка. Значит, по ней надо передвигаться на лодке или байдарке.
Воспитатель: Давайте, каждый смастерит себе лодку, для передвижения по планете. Но для начала нам надо набраться сил, давайте поиграем и «покатаемся».
Физ. минутка «Покатаемся»
На лошадке ехали –
Руки согнуты в локтях перед собой, кулачками удерживают вожжи.
До угла доехали.
Ноги в полуприседе.
Сели на машину –
Руки на поясе, присесть.
Налили бензину,
Имитация наливания бензина из канистры.
На машине ехали,
Руки полусогнуты в локтях перед собой,
Ладошки сжаты в кулачки и движутся поочередно вверх- вниз,
имитируя управление рулем.
До реки доехали.
Волнообразные движения руками от центра в стороны.
Трр! Стоп! Разворот!
Притопнуть ногой, повернуться кругом.
На реке пароход.
Приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль.
Пароходом ехали,
Пружинящие полуприседания, руками имитируют бинокль.
До горы доехали.
Руки разводя в стороны – вниз, рисуя контур горы.
Пароход – не везет!
Пожать плечами, руки в стороны.
Надо сесть в самолет!
Приглашающий жест.
Самолет летит,
Прямые руки в стороны, покачивание корпусом влево – вправо.
В нем мотор гудит: У-у-у-у,
Я лечу, лечу!
Бег с разведенными в стороны руками.
Конструирование из бумаги:
Дети берут листы бумаги и по показу воспитателя делают лодку способом – оригами.
Описание этапов работы:
1. Кладём перед собой прямоугольный лист и складываем его пополам.
2. Загибаем верхние углы к центру под прямым углом.
3. Снизу подгибаем наверх с двух сторон свободные края листа.
4. Загибаем углы краёв вовнутрь.
5. Сводим противоположные углы получившегося треугольника. Получился квадрат.
6. Закрепляем новую линию сгиба.
7. Загибаем нижние углы с двух сторон, чтобы получился треугольник.
8. У получившегося треугольника сводим противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.
9. Держим квадрат за верхние уголки и разводим их в сторону, пока не получится кораблик.
10. Кораблик готов.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте возьмем свои лодки и переплывем на другую сторону реки.
Дети берут лодки и под музыку «переплывают» реку (имитируя руками движение лодки по волнам, лодки оставляют на берегу.
Ориентирование на плоскости:
Пройдя по «берегу» дети видят перед собой дверь с замком и много ключей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на нашем пути препятствие, как же нам пройти через эту дверь.
Дети: Надо подобрать ключ, чтобы открыть дверь.
(Дети, по наводящим вопросам воспитателя, описывают схему дверной скважины, подбирают ключ и открывают дверь)
Дети: Вот и открылся замок!
Физ. минутка.
Воспитатель: А вот и дети, мы оказались на цветущей поляне.
Спал цветок и вдруг проснулся
(Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел,
(Туловище вперед-назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел
(Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется
(Покружиться).
Сложение чисел
Воспитатель: А как же мы с вами вернемся домой, мы же не знаем дороги, для этого нам нужна помощь, кого бы нам попросить? Может быть, кого ни будь из жителей «Планеты математика», как вы думаете, кто живет на этой планете?
Дети: Математики!
Воспитатель: Правильно, здесь живут ученые – математики и один из них, математик Паскаль (воспитатель обращает внимание детей на проектор, с изображением портрета ученого Паскаля, он придумал математический треугольник (воспитатель обращает внимание детей на проектор, с изображением «треугольника Паскаля», но не просчитал его до конца, давайте поможем ему закончить его расчеты, а он нам за это покажет дорогу домой, пройдем в «расчетный отдел».
Дети проходят в «расчетный отдел», просчитывают (с помощью счетных палочек) последовательность сложения чисел в «треугольнике Паскаля»
Воспитатель: Молодцы ребята, мы хорошо потрудились, а вот и тропинка в наш детский сад, которую нам проложил математик Паскаль.
Воспитатель обращает внимание детей на «тропинку» из геометрических фигур
Дети: Ведь она короткая.
Воспитатель: Правильно, она не закончена, давайте её достроим и по ней вернемся домой.
Дети самостоятельно достраивают дорожку из геометрических фигур и по ней возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Молодцы, ну вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!
Заключительная часть:
Воспитатель хвалит детей за работу и подводит итог, задавая детям вопросы:
1. Понравилось ли вам, наше путешествие? (Да, нет)
2. А где мы побывали? (На планете «Занимательная математика»)
3. И какую же науку мы там изучали»? (Науку математику)
4. Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (Путешествовать по карте, мастерить лодки, вычислять чего больше воды или песка, делать расчеты по «треугольнику Паскаля» и т. д.)
5. Сможете ли вы теперь самостоятельно применять полученные знания, и где вы их будете применять? (Сможем применить, например, сделать для игры лодочку, измерить что-нибудь жидкое, или сыпучее, пройти путь по карте и т. д.)
Воспитатель благодарит детей и прощается с ними.