Анна Виль
План воспитательной работы по направлению «Я — личность» «Какой Я, Кто Я?» 1–2 классы
▼ Скачать + Заказать документы
План воспитательной работы
по направлению «Я-личность»
«КАКОЙ Я, КТО Я?»
1-2 КЛАСС
Воспитатель: Виль Анна Андреевна
Рассмотрено на заседании МО
Классных руководителей и воспитателей
Протокол № ___
от «___» ___ 2014 г.
Руководитель МО___
___
Уяр, 2014 г.
Пояснительная записка
Публикация «План воспитательной работы по направлению „Я — личность“ „Какой Я, Кто Я?“ 1–2 классы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Представленная программа рассчитана на развитие в воспитательном процессе детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Она основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. Программа рассчитана на проведение коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 6 до 12 лет с легкой и умеренной степенью умственной отсталости и в своей структуре имеет 3 этапа работ с детьми:
1Этап. Входящая диагностика: самооценка (восприятие себя, своего имени, психоэмоциональное состояние (выявление причин, невротизм, формы личностного поведения, симптомы стресса, гибкость мышления (критичность).
2 Этап коррекционно-развивающие занятия (Какой я, кто я).
3 Этап исходящая диагностика.
Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление, но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка.
В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребенка.
Родителям, так же, как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к школе и дальнейшее его обучение в начальных классах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состояния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следующие компоненты:
Блок 1. «КАКОЙ Я?» (личностные компоненты) направлен на развитие самосознания и самооценки, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности.
Собственное имя
Самооценка
Притязание на признание (эмоциональный компонент)
Образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация)
Представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем)
Оценка себя в отношении прав и обязанностей.
Блок 2.. «КТО Я?» (социальные компоненты) направлен на развитие самосознания и идентификации личности ребенка через смену социальных ролей.
Я – ребёнок
Я - мальчик, я - девочка
Я - сын, я - дочь
Я - ученик, я - ученица
Я - друг, я - подруга
Я - друг природы
Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Он связан с двумя противоположно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников - в учении. На мотивацию достижения успеха большое влияние оказывают: самооценка и уровень притязаний.
Появление самооценки - не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.
В дошкольном возрасте внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе в основном положительная. Это ключ к развитию и воспитанию ребенка, подаренный ему природой для формирования личности. Родители и педагоги, владея им, должны осознавать всю ответственность, которую они на себя берут, используя доверительность и открытость, подчинение и подражание ребенка взрослому. Самооценка ребенка непосредственно зависит от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И если в дошкольном возрасте самооценка еще неустойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Адекватная самооценка - реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т. е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.
Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах.
Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.
Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т. е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.
Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.
Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.
Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.
Подлинные изменения происходят под воздействием мышления, стимулируемого возникновением проблем, которые должны быть решены. Выход из проблемной ситуации сопровождается переживаниями, способствующими закреплению и научению определенному образу мыслей, и впоследствии оказывающими значительное влияние на поведение.
Ученые считают, что наша нервная система и головной мозг не отличают реальной ситуации от воображаемой. Нервная система автоматически реагирует на информацию, поступающую из головного мозга, и то, что человек думает или воображает о себе, для нее подлинно. Следовательно, необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. Надо помнить, что фантазии и мечты имеют такое же значение, как и реальные достижения. Используя психологические упражнения и игры, предложенные в программе, мы поможем детям:
- понять, что они могут контролировать, а что неподвластно этому контролю;
- научиться определять доступные им конкретные цели и активно стремиться к их достижению;
- понять, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение;
- искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим (научиться выражать свои чувства без агрессии и насилия);
- понять, что каждый человек является неповторимой личностью, имеющей сильные и слабые стороны;
- гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее;
- жить в мире реальности;
- справляться со своими страхами и стрессами;
- развить сильные стороны своего характера.
…то есть помочь детям соединить чувства и мораль, чтобы они ощущали себя счастливыми наедине с собой и в коллективе.
Программа занятий составлена на основе практического пособия педагога-психолога Е. Н. Лебеденко. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1 и 2.
Тематическое планирование по направлению «Я-личность»
«КАКОЙ Я, КТО Я?» 1-2 класс
Воспитатель: Виль А. А.
Тема
Содержание
(упражнения, задания) №
зан-я Цель занятия Дата
I полугодие
БЛОК 1. Какой Я?
1.
МОЙ ПОРТРЕТ 1. Угадай кто это.
2. Рисунок. «мой портрет в лучах солнца»
3. Расскажи о своем рисунке. 1 Диагностическая : Оценить психоэмоциональное состояние. Прояснить самооценку ребенка.
Развивающая:
Формировать позитивное отношение к себе.
2.
МОЁ ИМЯ
1. Разучиваем стихотворение
2. Оформляем визитную карточку (Имя)
3. Расскажи о своем имени. 2 Диагностическая :выявить самоотношение и предпочтения детей.
Развивающая: научить выражать чувства связанные с именем. Формировать позитивное отношение к собственному имени.
3.
ЧУВСТВА 1. Беседа о чувствах.
2. Интервью
3. Я робот
4. Работа по тетради 3 Диагностическая : выяснить с какими цветами ребенок ассоциирует эмоции.
Развивающая: расширить круг понимаемых эмоций через графические и невербальные средств.
1. Угадай Эмоцию
2. Незаконченные предложения
3. Награждение
4. Работа по тетради 4 Диагностическая : выявить эмоциональное самочувствие и его причину.
Развивающая: учить осознавать свои эмоции и распознавать эмоции других людей.
4.
ЧТО С ТОБОЙ 1. Стихотворение «что с тобой»
2. Разыгрываем сценку
3. Интервью
4. Работа по тетради 5 Диагностическая : выявить эмоциональное самочувствие детей и причину отрицательных эмоций.
Развивающая: научить адекватно выражать негативные эмоции (обиду, раздражение, злость).
Научить самостоятельно снимать эмоциональное напряжение.
5.
ТЕМПЕРАМЕНТ
1. Сказка «Альпинисты».
2. Ролевая игра (сценка по сюжету сказки)
3. Работа по тетради 6 Диагностическая : узнать и понять качества своего темперамента.
Развивающая: познакомить с типами темперамента (Сана, Мела, Хола, Флега). Учить взаимодействовать с людьми учитывая их особенности.
6.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 1. Сказка «Цветочные характеры»
2. Работа по тетради
3. Разговор цветов
4. В гостях у волшебника
5. Три желания 7 Диагностическая : выявить представления ребенка о самом, потребности, ценности.
Развивающая: научить определять свои и чужие черты характера.
7.
МОЯ СЕМЬЯ 1. Стихотворение «Что такое семья»
2. Работа по тетради
3. Дополни предложение 8 Диагностическая : выявить восприятие семьи и свое место в семье.
Развивающая: научить понимать внутрисемейные роли.
8.
МОИ МЫСЛИ
И ЖЕЛАНИЯ 1. Я могу
2. Дорисуй человека
3. Возьми шарики с желаниями 9 Диагностическая: выявить потребности и значимые желания.
Развивающая: учить осознавать и выражать свои желания.
II полугодие
9.
МОЯ СКАЗКА 1. Выбери персонажей (в тетради).
2. Игра в сказку (сочини). 10 Диагностическая: выявить представления о себе и о своих чувствах.
Развивающая: формировать позитивные образы решения конфликтных ситуаций. Снизить психоэм. напряжение и укрепить уверенность в себе.
10.
СЕГОДНЯ, ВЧЕРА И ЗАВТРА 1. Стихотворение «Сегодня, Вчера, Завтра»
2. Линия времени
3. Рисунок «Я в бедующем» 11 Диагностическая: уточнить представление детей о психологическом времени.
Развивающая: формировать положительную направленность в отношении к бедующему, повышать уверенность в собственных силах.
11.
МОЙ ПОРТРЕТ 1. Рисунок «мой портрет»
2. Расскажи о себе, что знаешь
3. Обсуждение результата 12 Диагностическая: выявить изменения в изображении и описании собственного образа ребенка
Тема
Содержание
(упражнения, задания) №
зан-я Цель занятия Дата
БЛОК 2 «КТО Я?»
1.
Я- РЕБЕНОК 1. Стихотворение «Я- ребёнок»
2. «Маленький - большой»
3. Сказка «Дядя Федор, пес и кот»
4. Права и обязанности
5. Зеркало
6. Рефлексия 13 Познакомить детей с ролью «Я- ребенок».
Показать чем отличается взрослый от ребенка.
2.
Я-МАЛЬЧИК
Я-ДЕВОЧКА 1. Стихотворение1 «я- мальчик, я девочка»
2. Два человека
3. Из чего же сделаны девчонки и мальчишки.
4. Зеркало
5. Права и обязанности
6. Рефлексия 14
Познакомить детей с ролью «мальчик и девочка».
Рассказать, что же есть самое важное в этих ролях.
3.
Я – СЫН
Я - ДОЧЬ 1. Стихотворение «Я – сын, Я – дочь»
2. Как я помогаю своим родителям
3. Семья из сказки
4. Нарисуй маму и папу дома и на работе.
5. Зеркало
6. Права и обязанности
7. Рефлексия 15 Познакомить детей с ролью «сына и дочери».
Рассказать о главном в этих ролях.
4.
Я – УЧЕНИК
Я - УЧЕНИЦА
1. Стихотворение Я -- ученик, я — ученица
2. Школа
3. Лесная школа
4. Зеркало
5. Права и обязанности
6. Рефлексия 16 Познакомить детей с ролью «ученика и ученицы».
Рассказать о главном в этих ролях
5.
Я – ДРУГ
Я - ПОДРУГА 1. Стихотворение «Я – друг, я – подруга»
2. Мой друг
3. Дружба
4. Зеркало
5. Права и обязанности
6. Рефлексия 17 Познакомить детей с ролью «друг и подруга».
Рассказать о главном в этих ролях.
6.
Я – ДРУГ ПРИРОДЫ 1. Стихотворение «наш общий дом – земля»
2. Переезд
3. Расскажи и покажи
4. Если бы я превратился…
5. Зеркало
6. Права и обязанности
7. Рефлексия 18 Познакомить детей с ролью «друг природы».
Рассказать о главном в этих роли.
Воспитатель : Виль А. А.