Буракова Наталья
План углубленной работы по изодеятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План углубленной работы на 2022-2023 уч. год в подготовительной группе «Сказка».
г. Дивногорск МБДОУ д. с. N12
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"
Воспитатель: Буракова Н. В.
Актуальность темы.
Публикация «План углубленной работы по изодеятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цели:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Выявление и развитие творческих способностей у детей подготовительной группы путем проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи:
Исследовать художественные способности детей старшего возраста в изобразительной деятельности.
Разработать пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами.
Апробировать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Помочь детям, овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Развивать творчество, фантазию. Активизировать детей при выборе тематики. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Нетрадиционные техники рисования: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, ладошкой; оттиск печатками из картофеля, поролоном, смятой бумагой; восковые мелки + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, с ниточкой; отпечатки листьев и др.
Формы проведения:
1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник: рисование пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, «рисование» цветными ниточками, экспериментирование.
2. Выставки.
Методы и приемы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными
техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение:
1. Листы бумаги.
2. Гуашь.
3. Трафареты.
4. Кисточки с коротким ворсом (тычки).
5. Тампоны.
6. Стекло или пластик.
7. Нитки.
8. Щетки и стеки.
9. Крупа.
10. Ватные палочки.
11. Использованные фломастеры.
12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
13. Пластилин
А так же различные природные и бытовые материалы.
Работа с детьми по программе:
I этап — подготовительный.
Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей. По итогам диагностики подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений.
II этап — основной.
Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
III этап — творческий.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет:
1. Печать от руки
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
4. Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
5. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
6. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
7. Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
8. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
9. Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
11. Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистым листом бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
12. Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
13. Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
14. Пластилинография
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработан перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
Сентябрь
Темы занятий Программное содержание Материал
Рисование
«Яблоки и сливы». Упражнять в рисовании способом тычка по заранее нанесённому контуру. Тычки, гуашь, разлитая в палитры, трафареты с изображением яблок и слив.
Пластилинография «Фрукты». Совершенствовать умение заполнять контур разноцветным пластилином. Создавать образы знакомых фруктов. Цветной пластилин, картон с прорисованными на нём силуэтами фруктов, стеки.
Рисование «Клякса в гостях у ребят» Учить фантазировать, самостоятельно рисовать фигуры из кляксы. Развивать умение ставить кляксу, раздувать её в разных направлениях. Листы А4, кисти, жидкая краска в палитрах, тряпочки, трубочки из-под коктейлей, подставки, непроливайки.
Аппликация из природного материала «Стрекоза, бабочка, рыбка». Развивать умение составлять из разных засушенных осенних листочков предметные изображения из нескольких частей. Проявлять творческие способности. Засушенные листочки разных деревьев: берёзы, тополя, рябины, клёна, дуба. Клей ПВА, кисти, подставки, клеёнки, тряпочки. Листы разноцветного картона с половину альбомного формата.
Октябрь
Темы занятий Программное содержание Материал
Рисование
«Осенний коврик». Познакомить с новым способом рисования - набрызгом. Развивать умение располагать узор на квадрате, прямоугольнике, располагая листочки в середине и по углам. Засушенные листочки разных деревьев: тополя, берёзы, клёна, рябины, дуба и т. д. Гуашь, кисть жёсткая, расчёски. Листы формата А4.
Лепка из солёного теста «Разноцветные листочки». Развивать умение создавать образы осенних листьев. Познакомить со способом получения углубленного рельефа с помощью стеки. Цветное солёное тесто, стеки, доски, влажные тряпочки.
Рисование «Падают, падают листья». Упражнять в рисовании тычком по заранее нанесённому контуру. Учить соотносить цвет листьев с цветом фона. Воспитывать чувство восхищения красотой природы родного края. Акварель, гуашь, кисти жёсткие, листы альбомного формата
Аппликация из сжатой бумаги + солёное тесто «Осеннее дерево». Продолжать учить работать способом сжатой аппликации. Использовать ранее слепленные листочки для создания объёмной картины. Цветная бумага, цветной картон, вылепленные ранее листочки из солёного теста. Клей, кисти, клеёнки, тряпочки.
Ноябрь
Темы занятий Программное содержание Материал
Рисование
«Весёлые цыплята». Познакомить с новым способом рисования - набрызгом. Показать детям красоту осенней природы и вызвать желание изобразить её. Гуашь разноцветная, влажные тряпочки, баночки с водой, игрушка - цыплёнок.
Конструирование из природного материала «Грибочки». Развивать умение работать с природным материалом (жёлуди и скорлупа грецкого ореха). Учить скреплять природный материал пластилином. Создавать общую композицию на конфетной коробке, дополняя её мхом, сухими листочками и др. природным материалом. Жёлуди, скорлупки грецкого ореха, природный материал (сухие листочки, засушенная трава, мох). Пластилин, конфетные коробки.
Рисование «И поплыли по небу облака». Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета и композиции. Альбомные листы, акварель, кисти белка №3. Подставки, тряпочки, непроливайки.
Аппликация из сжатой бумаги
«Букет из цветов в вазе». Продолжать учить составлять композицию из разноцветных цветов. Сочетать в аппликации плоскостное и объёмное изображение. Воспитывать заботливое отношение к маме. Цветной картон с половину альбомного формата, разноцветные салфетки, вырезанные в форме круга, заготовки из цветной бумаги, клей, кисти, клеёнки, подставки.
Декабрь
Темы занятий Программное содержание Материал
Рисование
«Белый снег кружится, на деревья тихо ложится». Познакомить с новым способом рисования - штампом, учить распределять штампы по всему листу (снежинки). Развивать мелкую моторику рук. Штампы, вырезанные из картофеля, кисти, гуашь, тряпочки, подставочки, непроливайки. Листы бумаги А4 тонированные.
Лепка «Ёжик» (пластилин + природный материал). Создавать образ ёжика. Использовать природный материал по выбору. Пластилин, арбузные, дынные, яблочные семечки. Доски.
Рисование «Вырастала ёлочка в лесу на горе». Учить изображать ёлку в соответствии с содержанием стихотворения, рисовать ёлочку способом тычка, вносить в рисунок дополнения (снег на ветках). Листы формата А4, гуашь, кисти жёсткие, тряпочки, непроливайки.
Аппликация «Поздравительная открытка». Развивать умение использовать в аппликации разнообразный бросовый материал для передачи выразительных образов: снеговика, снега, сугробов. Составлять несложный сюжет на полосе. Совершенствовать навык вырезания круга из квадрата, плавно срезая углы. Цветной картон с альбомного формата, белые салфетки, шарики из пенопласта, вата. Кисти, клей, клеёнка. Подносы с цветными заготовками.
Январь
Темы занятий Программное содержание Материал
Рисование
«Какие зверушки пришли к новогодней ёлочке». Упражнять в рисовании тычком. Работать с детьми над композицией сюжетного рисунка, учить объединять предметы разной величины и формы (животные); выбрать самостоятельно краски для животных. Листы альбомного формата тонированные, кисти жёсткие, подставки, тряпочки, непроливайки. Трафареты разных животных, вырезанные из плотной бумаги.
Лепка «Новогодние подарки». Развивать творчество, фантазию в умении преобразовывать круглые формы разных размеров в предметы. Цветной пластилин или солёное тесто, доски, стеки, влажные тряпочки.
Рисование «Меховая шапочка». Использовать способ тычкования для получения образа меховой шапки. Развивать умение сочетать цвета на отвороте шапочки, помпоне и основной части. Силуэты шапочек, вырезанные из бумаги с листа. Листы альбомного формата. Гуашь, кисти жёсткие, подставки, непроливайки, тряпочки.
Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали». Знакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезание кусочков бумаги синего, голубого, серого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура - тучи. Цветные полоски бумаги, клей, ножницы, кисти, подставки, тряпочки, клеёнки. Листы бумаги с альбомного формата.
Февраль
Темы занятий Программное содержание Материал
Рисование
«Морозное утро». Познакомить детей с новым способом рисования ниточкой с использованием краски. Развивать умение создавать прекрасные морозные узоры своими руками. Листы бумаги А4, гуашь в палитрах, несколько ниточек, тряпочки.
Лепка «Цветы-сердечки» (солёное тесто). Знакомить детей с барельефом, отличительными особенностями от скульптуры. Развивать умение создавать полуобъёмное изображение на плоскости (сердечке). Познакомить со способом скрепления частей из солёного теста. Развивать цветовосприятие. Разноцветное солёное тесто, доски, блюдечки с водой, кисточки.
Рисование «Весёлые снеговики». Закрепить с детьми умение рисовать тычком по контуру. Развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями. Круги разного размера, вырезанные из плотной бумаги. Жёсткие кисти, подставки, непроливайки, тряпочки. Гуашь. Листы альбомного формата тонированные.
Аппликация «Быстрокрылые самолёты». Комбинировать в работе несколько приёмов - аппликация из цветной бумаги и технику обрывной аппликации. Видоизменять детали срезанием углов, разрезанием квадрата пополам. Освоение техники обрывной аппликации. Цветные заготовки на подносах. Кисти, ножницы, подставки, тряпочки, клеёнки. Листы цветного картона с формата альбома.
Март
Темы занятий Программное содержание Материал
Рисование
«Едем, едем мы домой на машине грузовой». Продолжать учить рисовать штампом, используя несколько геометрических фигур.
Аппликация «Подарок маме. Ветка мимозы». Продолжать учить скатывать шарики из салфеток. Использовать приём полуобъёмной аппликации из бумаги сложенной вдвое (листочки). Развивать восприятие, чувство цвета. Цветные заготовки на подносе, жёлтые салфеточки. Кисти, ножницы, подставки, тряпочки, клеёнки. Листы цветного картона с альбомного формата.
Рисование «Грачи прилетели». Закрепить умение рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умения при дополнении рисунка. Силуэт грача, вырезанный из бумаги, кисти жёсткие и беличьи, подставки, непроливайки, тряпочки.
Лепка с элементами конструирования из природного материала «Петя-петушок, золотой гребешок». Создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Экспериментировать с художественными материалами из природного материала. Развивать чувство формы. Цветной пластилин, природный материал на подносах: пёрышки, семечки, засушенные растения. Доски, стеки.
Апрель
Темы занятий Программное содержание Материал
Рисование декоративное
«Красивое платье кукле». Познакомить с новой техникой сочетания восковых мелков и акварели. Украшать силуэт платья разными элементами узора. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать воображение и цветовосприятие. Силуэты платьев, вырезанные из бумаги. Акварель, цветные восковые мелки, кисти, подставки, тряпочки, непроливайки.
Пластилинография + природный материал «Рыбка - озорница» Развивать умение сочетать в работе несколько изобразительных приёмов для передачи выразительности образа. Закреплять умение рисовать с помощью цветного пластилина, самостоятельно подбирая цвета. Силуэт рыбки, вырезанный из картона, цветной пластилин, доски, стеки. Природный материал: горох лущённый, арбузные и дынные семечки.
Рисование «Рыбки в аквариуме». Познакомить детей с новым способом рисования - кисточкой по мокрой бумаге. Развивать чувство ритма, композиции Листы формата А4, вырезанные в форме округлого аквариума тонированные. Акварель, кисти белка №3, непроливайки, тряпочки.
Конструирование «Плывёт, плывёт кораблик». Развивать умение создавать игрушку из бросового материала (пенопласт) для игр. Кусочки пенопласта, зубочистки, кусочки прозрачной клеёнки (паруса, ножницы.
Май
Темы занятий Программное содержание Материал
Рисование
«Расцвели одуванчики». Закрепить умение детей рисовать тычком и кистью.
Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции. Листы А4 тонированные. Гуашь, акварель, кисти жёсткие и беличьи, подставки, тряпочки, непроливайки.
Лепка + природный материал «Жуки» Развивать умение комбинировать разный материал изобразительный (пластилин) и бросовый (скорлупа грецкого ореха) для создания выразительного образа. Цветной пластилин, скорлупки грецкого ореха, доски.
Рисование «Яблоня в цвету». Упражнять в технике печатания, в рисовании штампом и кистью. Учить дополнять рисунок веточкой и листиками. Закрепить приём примакивания. Развивать чувство композиции. Листы А4, штампы из картофеля. Гуашь, кисти, подставки, тряпочки, непроливайки.
Аппликация «Разноцветные бабочки». Создавать образы ярких бабочек из разноцветных конфетных фантиков способом складывания гармошкой. Разноцветные фантики от конфет, картон, клей, кисти, подставки, тряпочки, клеёночки.