Мария Цветкова
Нетрадиционные техники рисования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38»
План по самообразованию воспитателя на тему:
«Отображение сезонных изменений природы в художественно - эстетической деятельности детей старшего возраста на основе нетрадиционных техник рисования»
Выполнил воспитатель: Цветкова Мария Сергеевна
2023/2024
Пояснительная записка
Актуальность темы отображения сезонных явлений в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования обусловлена несколькими факторами:
Развитие творческих способностей. Нетрадиционные техники рисования, такие как монотипия, рисование пальцами, оттиск, печать листьями и другие, позволяют детям проявить свою фантазию и креативность. Это способствует развитию творческого мышления и воображения.
Усвоение понятий о сезонных изменениях. Работа с сезонными явлениями в природе через рисование помогает детям лучше понять и запомнить основные признаки каждого времени года. Они учатся наблюдать за окружающим миром и передавать свои впечатления на бумаге.
Развитие мелкой моторики. Использование нетрадиционных материалов и инструментов для рисования, таких как губки, ватные палочки, листья, нитки и другие, способствует развитию мелкой моторики у детей. Это положительно влияет на развитие речи и координации движений.
Стимулирование интереса к природе. Работа с сезонными изменениями в природе через рисование помогает детям развить интерес к окружающему миру. Они учатся замечать красоту природы и передавать её на своих рисунках.
Разнообразие материалов и техник. Нетрадиционные техники рисования предоставляют детям возможность использовать разнообразные материалы и инструменты для создания своих произведений. Это делает процесс рисования более интересным и увлекательным.
Развитие эмоциональной сферы. Работа с сезонными явлениями и природой помогает детям выразить свои эмоции и чувства через рисунки. Они учатся передавать настроение и атмосферу каждого времени года.
Развитие речи. В процессе обсуждения сезонных изменений и рисования на эту тему дети учатся описывать свои впечатления и выражать свои мысли. Это способствует развитию речи и словарного запаса.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования для отображения сезонных явлений в природе является актуальным и эффективным методом развития творческих способностей детей, усвоения ими понятий о сезонных изменениях, развития мелкой моторики, стимулирования интереса к природе, разнообразия материалов и техник, развития эмоциональной сферы и речи.
Цель и задачи
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования и знакомство с сезонными изменениями в природе.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными сезонами года и характерными для них природными явлениями.
2. Научить детей передавать сезонные изменения в природе в своих рисунках с помощью нетрадиционных техник рисования.
3. Развивать творческие способности детей, фантазию и воображение.
Воспитывать интерес к природе и любовь к изобразительному искусству.
4. Способствовать развитию мелкой моторики, координации движений и усидчивости.
5. Стимулировать самостоятельность и инициативность детей в процессе рисования.
6. Создать условия для взаимодействия детей между собой и с воспитателем в процессе изобразительной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Дети смогут отображать сезонные изменения в природе в своих рисунках, используя различные техники и материалы.
2. Разовьётся их восприятие окружающего мира, они научатся замечать детали и красоту в простых вещах.
3. У детей сформируется понимание, как меняется природа в разное время года.
4. Они научатся выражать свои мысли и чувства через рисунки, развивать свою индивидуальность и самооценку.
5. Дети познакомятся с разнообразием нетрадиционных техник рисования и смогут применять их в своих работах.
6. Разовьются творческие способности, фантазия и воображение детей.
Дети получат удовольствие от самого процесса рисования и смогут наслаждаться им.
7. Развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде будет способствовать создание коллективных работ.
8. Дети будут лучше понимать и ценить красоту окружающего мира.
9. Процесс изо деятельности станет более увлекательным и интересным для детей благодаря игровому подходу.
Этапы работы:
Подготовительный этап:
- Знакомство детей с понятием «сезонные изменения» и основными признаками каждого времени года.
- Обсуждение с детьми, какие материалы и инструменты понадобятся для рисования.
- Подготовка необходимых материалов и инструментов.
- Знакомство с нетрадиционными техниками рисования:
- Рассказ детям о различных нетрадиционных техниках рисования (пальчиковое рисование, рисование листьями, рисование солью и т. д.).
- Демонстрация примеров работ, выполненных в этих техниках.
- Поощрение детей к экспериментам с разными материалами и техниками.
Изучение сезонных изменений в природе:
- Наблюдение за изменениями в природе в разное время года.
- Сбор информации о характерных признаках каждого сезона.
- Обсуждение с детьми, какие цвета и формы лучше всего передают атмосферу каждого времени года.
Создание коллективных работ:
- Организация совместных занятий, где дети могут работать в команде.
- Распределение ролей и задач между участниками группы.
- Совместное обсуждение идей и создание общей композиции.
Использование игрового подхода:
- Интеграция игровых элементов в процесс изодеятельности.
- Организация игр, связанных с темой сезонов и природы.
- Создание ситуаций, где дети могут проявить свою фантазию и творчество.
Развитие восприятия окружающего мира:
- Поощрение детей замечать детали и красоту в простых вещах.
- Организация прогулок и экскурсий, где дети могут наблюдать за природой.
- Обсуждение увиденного и стимулирование детей к передаче своих впечатлений в рисунках.
Развитие творческих способностей:
- Поощрение детей к экспериментированию с разными материалами и техниками.
- Предложение детям задач, которые требуют нестандартного подхода и творческого мышления.
- Поддержка и развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Оценка результатов:
- Организация выставок детских работ.
- Обсуждение результатов с детьми и родителями.
- Поощрение и награждение наиболее успешных работ.
Продолжение работы:
- Планирование новых занятий, связанных с темой сезонов.
- Внесение разнообразия в процесс изодеятельности, чтобы дети не теряли интерес.
- Постоянное развитие и совершенствование методов работы.
Планирование деятельности
Коли-чест-во заня-тий Тема занятия Задачи Формы работы
Методы и приёмы Материалы
Сентябрь
1 «Осенние листья» Познакомить детей с осенними изменениями в природе.
Развивать творческие способности детей
Познакомить с нетрадиционными техниками рисования (тычок,набрызг) Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные листья, акварельная бумага, зубные щётки, кисти, краски.
2 «Осень в лесу» Познакомить детей с осенними изменениями в природе, научить передавать их в рисунке с помощью нетрадиционных техник (Тычок, набрызг) Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные листья, акварельная бумага, кисти, краски.
3 «Осенний букет». Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.
Воспитывать умение замечать красоту в осенней природе.
Продолжать знакомить с новой техникой изображения осенних листьев. (Набрызг)
Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные. Листья, акварельная бумага А3, зубные щётки, краски.
4 Итоговое занятие
«Знатоки природы». Продолжать формировать познавательный интерес: расширять представления об окружающем мире, продолжать формировать экологическую культуру и правила поведения в природе. Закреплять приёмы работы с кистью, краскам (набрызг, тычок, печать)
Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные аудиозапись «Звуки природы. Атмосфера леса», мяч;
телеграмма, фишки -смайлики, карточки красного и зелёного цветов;
карточки зимующих и перелётных птиц;
кисти, стаканы, листы тонированной бумаги, гуашь желтого и зеленого цвета
Октябрь
5 «Осенний пейзаж». Научить детей передавать красоту осеннего пейзажа с помощью нетрадиционных техник рисования
Познакомить с техникой рисования монотипия. (Монотипия). Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей гуашь, кисти, губки, листы бумаги.
6 «Листопад» Закреплять умения рисовать листья деревьев разной формы и размеров, используя различные приёмы. Познакомить с техникой граттаж. (Граттаж) Гуашь черного цвета, восковые мелки осенних цветов, листы бумаги А4, трафареты листьев, шпажки.
7 «Золотая осень» Познакомить с искусством батика, с историей возникновения, различными способами выполнения росписи. Учить создавать выразительный образ осени.
(Батик) Рамки с белой тканью, гуашь, кисти, тряпочка для рисования, стаканчики с водой, образцы работ.
8 Коллективная работа
«Краски природы» Освоение детьми нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями». Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
(Оттиск, отпечаток) Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные Ватман, кисти, баночки с водой, листья деревьев разных размеров, гуашь жёлтого, красного, оранжевого и зелёного цветов.
Ноябрь
9 «Животные осенью». Познакомить детей с изменениями в жизни животных осенью, научить передавать их в рисунке с помощью знакомых нетрадиционных техник рисования (набрызг). Групповая,
Индивидуальная
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные Листы бумаги А4, зубные щетки, баночки с водой, трафареты животных и деревьев, гуашь желтого, красного, оранжевого и зеленого цветов.
10 «Животные осенью» Продолжать знакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – граттаж; развивать у детей воображение, фантазию, творчество; формировать положительные взаимоотношения детей. (Граттаж) Листы бумаги А4, цветные восковые мелки, кисти, баночки с водой, гуашь черная, шпажки.
11 «Любимый посёлок Осенью» Учить использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
Развивать чувство цвета, и композиции, творческое воображение. Расширять словарный запас, поощряя эстетические суждения детей.
Пробуждать в детях светлые и радостные чувства по отношению к красоте золотой осени, желанию любоваться ею. (Монотипия, печать) Листы бумаги А4, кисти, баночки с водой, трафареты домов.
12 Итоговое занятие «Осеннее настроение» коллективная работа. Монотипия печать
Декабрь
13 «Первый снег» Формирование у детей умения правильно держать кисть при работе в технике тычок жёсткой полусухой кистью. Создание условий для творческого применения освоенных умений.
(Тычок) Тонированные листы бумаги формата А4, белая гуашь, баночки с водой, жёсткие кисти, карандаши цветные или восковые мелки, салфетки, зимние иллюстрации.
14 «Зимний лес» Используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего леса. Воспитывать художественный интерес и эстетическое отношение к природному окружению. Помочь почувствовать красоту зимнего леса посредством музыки, поэзии и живописи.
(Батик) Кисточки разного размера и фактуры, баночка с водой, салфетка, набор цветной гуаши,лоскут белой ткани, белый лист А4.
15 «Зимующие птицы» Знакомство с зимующими птицами;
Закрепить владения техникой рисования тычком щетинистой кистью.
(Тычок) Картон чёрного цвета А4, гуашь, кисти щетинистые, кисти беличьи, ватные палочки, палитра.
16 «Зимний пейзаж» Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей гуаши; Развивать познавательный интерес к природе; Воспитывать у детей любовь к природе, аккуратность в работе.
(Набрызг) Слайд – шоу с зимними пейзажами; зубные щётки, гуашь синего, голубого и белого цвета; силуэты деревьев, шаблон сугроба, палитры, белые листы, салфетки.
Январь
17 «Следы зверей в лесу» Закрепить знания детей об окружающем мире (зимний лес, лесные животные);
Развивать умение работать в коллективе;
Воспитывать чувство прекрасного при знакомстве с искусством.
(Граттаж) Затонированные листы бумаги А4, трафареты, зубочистки.
18 «Зимний пейзаж» Развивать
воображение,
наглядно - образное мышление;
Воспитывать интерес к художественным техникам изображения.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме;
(Монотипия) Листы бумаги акварельной А4, кисточки, гуашь голубого, синего, белого цветов, баночки с водой.
19 «Путешествие на северный полюс» Знакомство детей с животным миром Арктики, их образом жизни.
Приучать детей к самостоятельности суждений;
Учить нетрадиционному рисованию со свечой.
(Граттаж) Игровой, словесный, просмотр видеозаписи о животных Арктики, прослушивание аудиозаписи, использование наглядно -предметных картинок. Карта Арктики, демонстрационный материал «Животные Севера», видео «Животные Севера», аудиозапись песни медвежонка Умки, заранее подготовленные листы картона, покрытые сверху воском и чёрной гуашью, стеки, тканевые салфетки.
20 «Заяц беляк» Продолжать формировать умение создавать выразительный образ зайца при рисовании техникой тычок. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
(Тычок) Образец для показа, иллюстрации с изображением зайца в зимнее время года, цветные листы бумаги по количеству детей, гуашь белого, зелёного, коричневого цветов, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, стаканчики для кистей.
Февраль
21 «Мишка в спячке» Учить рисовать медведя по контуру тычком; прививать интерес к рисованию и воспитывать познавательную активность.
Учить находить сходство с реалистическим изображением и радоваться полученному результату.
(Тычок) Альбомный лист бумаги (по количеству детей, краски, кисточки, ватные палочки, стаканчики с водой; игрушка «Медведь»; образец воспитателя; оформление группы: «Зимняя поляна»: ёлочки, «сугробы»; текст рассказа о медведе с музыкальным сопровождением.
22 «Пурга» Учить изображать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция);
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в природе ;
(Монотипия) Бумага акварельная, гуашь либо акварель; кисть; баночки с водой; влажная губка.
23 «Наш посёлок зимой» Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей краски;
Формировать умение детей рисовать нетрадиционными способами;
Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы;
(Набрызг) Зубные щётки, краски акварель, шаблоны силуэтов деревьев, домов, белые листы, салфетки.
24 «Зимняя сказка» Закрепить умение детей владеть различными приёмами графического изображения, дать понятие о контрастных цветах.
Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.
Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы.
(Граттаж) 2 мольберта, 1 ватман, 4 кисти, гуашь, бумага загрунтованная, заострённые палочки по количеству детей и для воспитателя.
Март
25 «Пейзаж у озера» Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
(Монотипия) фотоиллюстрация с пейзажем, отражённым в озере;
альбомный лист, размер А4, с готовой линией сгиба по горизонтали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо, нижняя — синим (вода);
акварель;
кисть;
салфетка.
26 «Красивый букет для мамы» Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж». Вызвать интерес к экспериментальному (опыту) и освоить эту технику.
Воспитывать любовь к прекрасному.
(Граттаж) Аудиозапись песни «Мамин день».
Рисунки – заготовки.
Гуашь.
Баночка с водой.
Кисточка.
Влажные салфетки.
Деревянная палочка с заточенным кончиком. Свечка (парафиновая).
Жидкое мыло
Образец (выполненный воспитателем).
27 «Пришла весна» Учить видеть красоту весенней природы, посредством поэзии, музыки, живописи; активизировать словарь детей, познакомить со словами связанными с эмоциональным состоянием человека, с сенсорными ощущениями; формировать у детей понятие о цветовой гамме, обратить внимание детей на то, что цвет в живописи основное средство выразительности, с помощью которого можно показать не только времена года, а также особенности дневного и ночного времени, показать настроение.
(Граттаж) Листы тонированной бумаги формата А5 на каждого ребёнка, палочки, тычки, ватные палочки, салфетки.
28 «Весна идёт, весне дорогу» Развивать логическое мышление (учить детей внимательно рассматривать картины, анализировать их);
Развивать цветовосприятие (выбирать оттенки данной тематики — холодные,тёплые оттенки).
воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
(Монотипия) Репродукции картин, музыкальное сопровождение классика «Весна», альбомный лист, краски, кисти, губка.
Апрель
29 «Букет сирени» Развивать художественно - творческую деятельность.
Воспитывать любовь к природе, создавать радостное настроение у детей.
Познакомить детей с натюрмортом используя нетрадиционными техниками рисования.
Закрепить умение рисовать кистью листья и ветки.
(Тычок) Иллюстрации сирени, лист бумаги, простой карандаш, палитра, ватные палочки,гуашь, кисти, стакан с водой, салфетка.
30 «У озера» Продолжаем изучать, как натянуть ткань на подрамник, что такое резерв и как с ним работать. Учимся наносить краски на ткань.
Развиваем художественные способности детей; пространственное мышление, координацию движения рук.
Воспитываем аккуратность и внимательность.
(Батик) шаблон с изображением рисунка, краски по батику, ткань - шелк, рамка, простой карандаш, палитра.
31 «Первоцветы» Учить рисовать способом тычка по контуру подснежника, закреплять умение детей закрашивать листья, расширять знания детей о первых весенних цветах. Обогащать словарный запас детей, прививать интерес к поэзии.
(Тычок) Подбор слайдов с изображением подснежников
- альбомный лист
-гуашь
-простой карандаш
-ватные палочки
32 «Мишка пробудился» Развивать творческое воображение, фантазию через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
Воспитывать у детей усидчивость, внимание, аккуратность.
(Граттаж) Затонированные листы А4, трафареты деревьев, медведя, шпажки.
Май
33 «Радужные бабочки» продолжать учить рисовать мелкие детали и элементы узора тонкой кистью;
закреплять умение рисовать по представлению бабочку, располагая рисунок с левой стороны от сгиба листа, передавать пропорции;
закрепить умение вырезать предмет по контуру;
воспитывать эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы.
(Монотипия) мультимедийная система, слайды с изображением разных видов бабочек, листы тонированной бумаги по количеству детей, толстые и тонкие кисти по количеству детей, салфетки, краски гуашь, стаканы для воды, ножницы по количеству детей.
34 «Птицы прилетели» Продолжать учить использовать тычок для украшения птиц, передавая особенности внешнего вида, окраски; развивать чувство цвета и формы; развивать наблюдательность и образное восприятие мира; совершенствовать диалогическую речь; воспитывать интерес и любовь к природе, желание отражать в творчестве эстетические эмоции и полученные представления; способствовать сплочению группы, вызывать положительные эмоции.
(Тычок) краски акварельные, кисти беличьи № 3, тычки, птички (сложенные способом оригами, салфетки матерчатые, палитры, подставки под кисти, баночки с водой, иллюстрации с изображением птиц (снегирь, синица, воробей); сувенир «Птицы»; плакат с изображением кормушки; выставка детских работ; музыкальное сопровождение: Звуки природы «Утро в лесу»; «Птички» Е. С. Железновой; «Танец маленьких птичек».
33 «Весенний пейзаж» Закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения, дать понятие о контрастных цветах.
Развивающая: продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.
Воспитательная: способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы.
(Граттаж)
34 «Волшебные превращения» Учить детей самостоятельно находить способы нетрадиционного рисования.
Развивать воображение детей посредствам упражнений с пятном, с помощью тактильных ощущений;
Закреплять умения координировать движения руки и глаз при создании образов.
Воспитывать стремление действовать согласованно.
(Любая техника)
Список использованной литературы
1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.
2. Микляева Н. В., Яремчук Г. А. Рисование, аппликация, лепка в детском саду. Традиционные и нетрадиционные приемы и техники / Н. В. Микляева, Г. А. Яремчук. – М. : АРКТИ, 2020. – 208 с.
3. Мещерякова С. Ю., Галигузова Л. Н. Художественно-эстетическое развитие детей. Методические материалы / С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова– М. : Русское слово, 2020.