Получи документы

План самообразования инструктора по физической культуре «Доска бильгоу как средство мозжечковой стимуляции»

Коржинова Асемгуль Бахтваевна
План самообразования инструктора по физической культуре «Доска бильгоу как средство мозжечковой стимуляции»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, ДЦП, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

Публикация «План самообразования инструктора по физической культуре „Доска бильгоу как средство мозжечковой стимуляции“» размещена в разделах

Воспитанники группы комбинированной группы имеют различные отклонения в развитии это:

• дети с речевой патологией;

дети с низким уровнем развития высших психических функций: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);

• дети с задержкой психического развития;

дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.

Специалистам ДОУ – основному воспитателю, инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю, инструктору по плаванию справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы по вышеперечисленным проблемам составляют от 62 % до 70%.

Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать неотъемлемой частью целостной системы коррекции.

Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы определяют качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции,

несформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность.

В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В этом контексте представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления.

Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогами, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего.

Актуальность

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения.

Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Аннотация плана самообразования

Тип плана : интегрированный, коррекционно-речевой, общеразвивающий, физкультурно-оздоровительный.

Сроки реализации: сентябрь - май

Участники проекта: воспитанники комбинированной группы, родители

воспитанников, инструктор по физической культуре

Цель: повышение физкультурно-оздоровительного, интеллектуального и речевого уровня развития детей дошкольного возраста с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий (мозжечковая стимуляция).

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в коррекционную работу с детьми технологии мозжечковой стимуляции.

2. Разработать и внедрить новые инновационные направления коррекционной помощи детям в ДОУ.

3. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

4. Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей.

5. Повышать квалификацию специалистов ДОУ в области коррекции пограничных состояний дошкольников.

6. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с особыми потребностями.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении комплексного использования всех средств физического и психического развития

Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).

В первую очередь, необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает как обучение. Он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и саморегуляцию.

Ожидаемые результаты от реализации инновационного плана самообразования

• повышение педагогической компетентности педагогов (инструктора по физической культуре, воспитателя) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования;

• предупреждение эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов;

• разработаны методические рекомендации по использованию разнообразных организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого воспитанника с ОВЗ;

• наличие рекомендаций (буклетов, методичек, перечня учебно-методических пособий);

Эффективность данных результатов:

У детей

• улучшение звукопроизношения;

• формирование грамматического строя речи;

• улучшение моторно-зрительной координации;

• улучшение концентрации внимания;

• развитие пространственного воображения;

• совершенствование равновесия и координацию движений, укрепление мышц

тазобедренного сустава и голеностопной части, развитие двигательной и эмоциональной

активности;

Развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;

• развитие восприятия устной и письменной речи;

• развитие интеллектуальных способностей;

• развитие математических и логических способностей;

• развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;

• гармонизация эмоционально-волевой сферы;

• нормализация поведения.

У родителей:

• Активное участие родителей в коррекционном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.

• Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта

- коррекционные занятия

- выступление на методических объединениях;

Базовые принципы разработки оборудования

1) Основополагающим принципом создания оборудования является принцип:

«Любое повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на функционирование его мозга в будущем. Неаккуратная, неорганизованная деятельность человека формирует неаккуратную, неорганизованную структуру мозга; регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование человеческого мозга на определенном уровне. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их».

Любое действие человека приводит к изменениям структуры головного мозга. Эти изменения могут способствовать улучшению функционирования мозга или ухудшению его деятельности, но, в любом случае, они будут. Естественно, этот процесс протекает постепенно. С помощью оборудования задаются различные ситуации (упражнения, на которые ребенку необходимо формировать ответные реакции, задействуя те или иные структуры мозга.

Например, стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать баланс, для чего он выравнивает положение своего тела относительно центра доски, рассчитывает ее колебательные движения, движения своего тела и т. д. Если выработанное действие ребенка не удовлетворяет условиям упражнения и ему не удается удерживать равновесие, то он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами и т. д. до тех пор, пока ему это не удастся. При увеличении сложности удержания равновесия на балансировочной доске, мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражители. Это приводит к увеличению скорости вырабатывания реакции мозгом для удержания равновесия, что отражается в повседневной жизни и в обучении, например, в увеличении скорости реакции, быстроты действий.

2) Следующим основополагающим принципом создания оборудования является принцип сенсорной интеграции всех систем мозга:

«Вовлечение различных сенсорных систем в формирование ответной реакции человека на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом».

Оборудование разработано таким образом, что позволяет задействовать максимальное количество сенсорных систем в ходе выполнения различных упражнений. Это способствует улучшению их работы, установлению связей между ними, налаживанию межсенсорного взаимодействия. Например, зрительно-моторная координация включает в себя работу двух сенсорных систем: зрительной и моторной, успешное взаимодействие которых позволяет ребенку выполнять сложные двигательные программы (езда на велосипеде, плавание и др.) и копировать по образцу, развивать графо-моторные навыки и навыки письма в целом. С помощью оборудования возможно выполнение упражнений, которые способствуют развитию зрительно- моторной координации ребенка. Удерживая равновесие на доске и одновременно подкидывая сенсорные мешочки вверх, ребенок, по образцу, выполняет координированные движения под контролем зрения, при этом успешное выполнение этого упражнения возможно только при хорошей согласованности движений рук и работы зрительной системы. В занятиях с

оборудованием задействуются и интегрируются такие системы, как: моторная система; зрительная система; тактильная система; слуховая система; вестибулярная система. Совершенствование последней из них и успешная интеграция ее с другими сенсорными системами имеет приоритетное значение в развитии ребенка.

3) Следующий важный принцип, лежащий в основе создания оборудования:

«Совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем».

Вестибулярная система лежит в основе развития человека, именно она отвечает за формирование чувства времени, пространства и гравитации и определяет деятельность человека в соответствии с этими тремя показателями. Вестибулярная система ребенка формируется в утробе матери одной из первых и влияет на развитие всех остальных сенсорных систем. Остальные сенсорные системы (двигательная, тактильная, визуальная, слуховая) формируются исключительно во взаимодействии с вестибулярной системой и в основе функционирования обязательно имеют пространственно-временной фактор.

4) Еще один принцип, лежащий в основе создания комплекса:

«В основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга и их успешное взаимодействие друг с другом».

Ученые доказали, что связь между обоими полушариями крайне важна для эффективного функционирования мозга человека и является одним из ключевых факторов развития ребенка.

Успешная деятельность возможна только при хорошо налаженном взаимодействии между ними. С помощью оборудования возможно развитие межполушарного взаимодействия. Это достигается за счет одновременной тренировки и равноценного задействования в упражнениях обоих полушарий, распределения одинаковой нагрузки на правую и левую стороны руки/ноги/тела ребенка, что отражается в технике выполнения упражнений:

• все упражнения выполняются одинаково и симметрично с левой и правой стороны;

• при удержании равновесия на балансировочной доске ноги ребенка располагаются равноудаленно от центра доски;

• при удержании элементов оборудования руками, руки располагаются равноудаленно от центра элемента оборудования.

Основные принципы построения программы упражнений с применением балансировочного оборудования:

«от простого к сложному»;

«оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребёнка);

«интуиция специалиста» (от опыта специалиста зависит эффективность программы,

определения момента усложнения программы, оптимального уровня);

«включение мотивации» (оборудование создает дополнительную мотивацию для

занятий, познавательную активность, игровая деятельность);

«вариативность упражнений» (свободное поле для творчества);

«Би /моно/ реципрокно» (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой,

поочередно);

«направление движения» (по центру, вправо, влево, по кругу);

• целеполагание (отбить/кинуть, попасть в цель).

Материально-техническое обеспечение плана :

1 Набор кинезиологическихи каучуковых мячиков 1

2 Сенсорные мешочки 3

3 Балансировочная доска 1

4 Напольная мишень 1

Информационно-методическое обеспечение

1. Комплекс упражнений на освоение балансира

2. Комплекс упражнений с мешочками с крупой

3. Комплекс упражнений с мячом-маятником

4. Комплекс упражнений с цветной рейкой

5. Комплекс упражнений с набором мячиков

6. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи

7. Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями

Этапы реализации плана самообразования

1 этап – организационно-подготовительный (сентябрь 2023г-ноябрь 2023)

1. Изучить литературу по мозжечковой стимуляции, методы и приемы использования на коррекционных занятиях с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

2. Проанализировать состояние готовности ДОУ к внедрению и апробации инновационной методической системы, направленной на повышение опорно-двигательного, физкультурно- оздоровительного и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья (внутренний мониторинг).

3. Разработать план работы, определить его участников, руководителей;

4. Организовать положительную мотивацию и провести подготовку участников плана к реализации поставленных задач.

2 этап – основной (практический) (декабрь 2023г -апрель 2023г)

1. Создать оптимальные условия для реализации системы коррекционной работы с воспитанниками ОВЗ в условиях ДОУ.

2. Организовать деятельность в рамках проекта по теоретическому и практическому освоению педагогами современных педагогических технологий и методик;

3. Промежуточные результаты реализации плана.

3 этап – заключительный (обобщающий) (май 2023г)

1. Оценить эффективность реализации плана по всем направлениям;

2. Систематизировать материал, накопленный в ходе инновационной деятельности;

3. Выявить и обобщить педагогический опыт использования современных образовательных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ (презентации, публикации, мастер-классы);

4. Определить пути совершенствования методической работы по созданию условий для повышения качества образования.

«Комплекс упражнений с использованием балансировочной доски

Бильгоу»

Ранее считалось, что мозжечок, часть головного мозга, отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему мы не падаем в процессе ходьбы. Однако современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ, выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП.

Специалисты утверждают, что мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, физкультурно- оздоровительных, занятий с психологом и т.

д. Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления,самоконтроле.

Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений с мячом и мешочком отрабатывали на ровной поверхности. Мы описали используемые упражнения с вариативностью применения их в коррекционно-логопедической работе. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.

Упражнения на развитие эквилибристической реакции:

• Залезть и слезть с доски :

а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

• Можно использовать ОРТО пазлы, например, пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.

• Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

• Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания.

Можно двумя руками поочередно.

• Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.

• Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.

• Стоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.

• Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.

• Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.

• Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.

Затем используются разно весовые мешочки – от легкого к тяжёлому.

Упражнения с мешочками.

• Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.

• Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.

• Подбрасывали и ловили один мешочек с хлопками;

• Подбрасывали и ловили два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.

• Кидаем мешочки и мячик в мишень на полу.

• Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом. В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.

Упражнения с мячами (можно использовать и мешочки).

• Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.

• Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.

• Ударами мяча об пол, доску, стену, ловим мяч двумя (одной) руками.

• Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в определенные картинки.

• Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ-Джок и колечками из этого же набора.

• Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.

• Попасть мячом в разные кегли

• Перекрестное направление мяча друг другу, т. е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.

Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений на координацию движений.

Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи. С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.

Публикации по теме:

Балансировочная доска Доктора Белгау в работе инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗБалансировочная доска Доктора Белгау в работе инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ Доктор Белгау разработал программу «Прорыв в обучении» основываясь на наблюдениях, что на многие проблемы обучения влияют нарушения сенсорной.

Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуреЦиклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Морозовой Марины Владимировны на 2017 – 2018 учебный год.

Годовой отчёт инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год .

Годовой отчёт о проделанной работе инструктора по физической культуре Годовой отчёт о проделанной работе инструктора по физической культуре за 2020 - 2021 годЗанятия по плаванию проводились 2 раза в неделю.

Годовой план работы инструктора по физической культуре на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий для охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей. Задачи. Обучающие: • Способствовать получению.

Мастер-класс инструктора по физической культуре «Волшебный платочек»Мастер-класс инструктора по физической культуре «Волшебный платочек» Цель: Учить детей и взрослых использовать нетрадиционное оборудование для профилактики осанки и плоскостопия. Задачи: Заинтересовать детей.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Творческий отчёт инструктора по физической культуре за учебный год Рассказать хочу коллеги, Как прошёл учебный год! Как мы планы составляли, Может кто наоборот? Пандемия нам немного коррективы привнесла….

Заявление на I квалификационную категорию инструктора по физической культуре В Главную аттестационную комиссию (наименование аттестационной комиссии) от Морозовой Марины Владимировны (фамилия, имя, отчество (полностью).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования инструктора по физической культуре «Доска бильгоу как средство мозжечковой стимуляции»
Опубликовано: 6 июня 2023 в 12:59
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования инструктора по физической культуре «Доска бильгоу как средство мозжечковой стимуляции»» (включая файлы) размещена пользователем Коржинова Асемгуль Бахтваевна (УИ 1468866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД