Екатерина Абалмасова
План самообразования «Цветотерапия как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования по теме : «Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста».
Пояснительная записка
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога. Планы
- Самообразование, саморазвитие
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
В системе образования России в последние годы происходят существенные изменения. Они касаются содержания образования, которое в соответствии и Законом РФ «Об образовании» обновляется и упорядочивается посредством введения федеральных государственных образовательных стандартов к образовательным программам. Актуальность обновления содержания, форм и методов коррекционно - развивающей работы в ДОУ связана с развитием теории и практики образования детей с особыми образовательными потребностями. В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. Существует множество технологий и методик, которые позволяют корректировать психофизическое состояние ребенка. В контексте нашей работы, можно назвать методику, направленную на формирование правильной речи и нормализующую уровень тревожности. Такими, на наш взгляд, вполне можно признать методики так называемой «цветотерапии». Их безусловным достоинством как раз и является «универсальность» решаемых педагогических задач. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Помимо традиционных (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика) здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология цветотерапии.
Путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим, что позволяет использовать его в коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением речи. Данную методику вполне можно назвать инновационной, а с учетом того, что инновационная деятельность является одной из важнейших сфер работы любого образовательного учреждения, в том числе и дошкольного, актуальность и ценность опыта в применении такой методики в логопедических группах сомнений, на наш взгляд, не вызывает. Цвет обладает большой эмоциональной выразительностью. Благодаря цветоощущению, или цветовому зрению, человек способен воспринимать всё многообразие цветов в природе и искусстве.
Цель:
- здоровьесбережение детей через цветотерапию
- способствовать развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения
для расширения границ общения с миром.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы значения цветовосприятия
у дошкольников.
2. Определить методические условия цели и задач формирования
чувства цвета у детей.
3. Разработать серию дидактических игр, направленных на овладение детьми
системой цветовых эталонов
4. Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.
5. Повышать уровень коммуникативности и эмоциональной отзывчивости детей.
6. Формировать навыки самоконтроля через знакомство с приёмами управления своими чувствами.
7. Научить детей употреблять в речи слова - цветообозначения.
Перечень вопросов по самообразованию :
1. изучение психолого-педагогической литературы по цветовосприятию
2. разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
3. проектная и исследовательская деятельность
4. анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
5. продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
6. планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- обогащение сенсомоторного опыта детей
- расширение возможности управлять эмоционально-волевыми процессами
- развитие ассоциативно-образного мышления
- расширение активного словаря
Форма самообразования : (индивидуальная)
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический - Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
- Изучение образовательных технологий воздействия цветом.
2018 – 2019 год - Изучение психолого – педагогической литературы (см. Приложение)
Прогностический Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы цветовосприятия
Прогнозирование результатов
Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий по речевому развитию, отслеживание результатов работы)
2018– 2019 год
Участие в игротренинге по коррекционной работе с детьми в речевом развитии: «Дидактика в природе»
Сообщение на педсовете: «Влияние цветных физминуток на самочувствие детей».
Практический - Внедрение опыта работы.
- Формирование методического комплекса по речевому развитию.
- Корректировка работы.
- Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)
2019 – 2020 год
Семинар-практикум для воспитателей: «Практическое использование элементов цветотерапии в речевой работе с детьми»
«Потенциал изобразительной деятельности в цветовосприятии дошкольников"
Обобщающий Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме :
«Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста»
Распространение опыта своей работы на педагогическом совете 2020-2021 год Презентация на тему: «Цветотерапия, как стимулятор интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста»
ДОУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артёмова Л. – «Окружающий мир в дидактических играх».
2. Венгер Л. – «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
3. Дубровская Н. – «Игры с цветом».
4. Дыбина О. – «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
5. Зеленина Е. – «Играем, познаём, рисуем».
6. Каштан Н. – «От января до декабря».
7. Комарова Т., Размыслова А. - «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».
8. Ковалько Н. – «Азбука физкультминуток».
9. Курочкина Н. - «Знакомство с натюрмортом».
10. Лыкова И. – «Дидактика в природе».
11. Лыкова И. – «Цветной мир»
12. Маршак С. - «Разноцветная книга».
13. Мальбрук С. – «Магия цвета».
14. Нищева Н. - «Разноцветные сказки».
15. Никитин Б. – «Развивающие игры».
16. Поваляева М. – «Коррекционная педагогика».
17. Поддъяков Н. – «Сенсорное воспитание в детском саду».
18. Ремезова Л. – «Играем с цветом».
19. Сохин Ф. – «Умственное воспитание детей дошкольного возраста».
20. Швайко Г. – «Игры и игровые упражнения для развития речи».
21. Шевченко М. – «Я рисую успех и здоровье».
22. Журнал «Логопед», №1-2014
План реализации темы :
«Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста»
на 2018-2019 учебный год
Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие с коллегами
Форма, тема дата Форма, тема дата Форма, тема дата
1 Проведение диагностики детей на восприятие ими цвета. Сентябрь Рекомендации по посещению с детьми Музея изобразительных искусств г. Казани Сентябрь Интеграция специалистов, работающих с детьми логопедической группы Сентябрь.
2 Опыт по получению спектра. Сентябрь Анкетирование «Как я чувствую цвет» (выявить уровень компетентности родителей по вопросу развития чувства цвета у детей) Октябрь Консультация «Хромотерапия, или лечение цветом» По плану ДОУ
3 Цикл занятий «Сказки радуги» В течение года Ширма «Радуга на тарелке» Декабрь Сообщение «Цветотерапия на логопедических занятиях» По плану
ДОУ
4 Чтение детской х/ л: «Разноцветная книга», «Круглый год», «Цветик-семицветик», «От января до декабря», «Краски радуги» В течение года Консультация «Цвет и характер» Февраль Открытый просмотр физкультурно-оздоровительного развлечения «Целебная сила цвета и звука». По плану
ДОУ
5 Овладение системой цветовых эталонов В течение года Творческое задание «Я рисую настроение» Март Открытый просмотр с использованием ИКТ «В мире сказок» По плану
ДОУ
6 Формирование способов обследования цвета предметов В течение года Консультация «Цветовые предпочтения в одежде». Апрель По плану
ДОУ
План реализации темы :
«Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста».
на 2019-2020 учебный год
Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие с коллегами
Форма, тема дата Форма, тема дата Форма, тема дата
1 Проведение диагностики детей на восприятие ими цвета. Сентябрь Ширма «Воздействие цвета на организм». Сентябрь Консультации для воспитателей на темы «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста» Сентябрь.
2 Художественно - перцептивная игра «Придумай цвету название». Сентябрь Консультация
«Цветной подарок»
Октябрь Игры на развитие цветовосприятия детей дошкольного возраста По плану
ДОУ
3 Пластилинография В течение года Ширма «Вкусный светофор» Декабрь Открытый просмотр «Где прячется здоровье» По плану ДОУ
4 В гостях у мастеров Дымково и Городца В течение года Консультация «Роль цвета в образовательном пространстве ребёнка» Февраль Выставка игр и пособий по развитию восприятия цвета у детей По плану ДОУ
5 Девочка Огонек и девочка Льдинка (рассказ о теплых и холодных цветах). – Дубровская, 25. В течение года Консультация
«Какой цвет предпочитает ваш ребёнок?» Март Консультации для воспитателей на темы «Дидактика в природе» По плану
ДОУ
6 Развивающая игра «Разноцветное путешествие»(пособие) В течение года
Педагогическая игротека Апрель Сообщение на педсовете: «Влияние цветных физминуток на самочувствие детей». По плану
ДОУ
План реализации темы :
«Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста».
на 2020-2021 учебный год
Работа с детьми
Работа с родителями
Взаимодействие с коллегами
Форма, тема дата Форма, тема дата Форма, тема дата
1 Проведение диагностики детей на восприятие ими цвета. Сентябрь Сентябрь По плану ДОУ
2 Рассматривание окружающей среды через разноцветные стекла. Сентябрь Экскурсия в осенний парк, сбор природного материала Ноябрь Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования» По плану
ДОУ
3 Игровое занятие «Силуэты». В течение года Ширма
«Радуга на тарелке» Январь Открытый просмотр «У солнышка в гостях» По плану ДОУ
4 Развивающая игра «Солнце виновато В течение года Консультация «Советы по развитию у детей цветовосприятия» Февраль Игры для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха По плану
ДОУ
5 Игровое упражнение «Хамелеон». В течение года Рекомендации
«Играем с цветом»
Март Семинар-практикум «Практическое использование элементов цветотерапии в речевой работе с детьми» По плану
ДОУ
6 Чтение
«Какого цвета снег?»
В течение года Консультация
«Что мы знаем о цвете»
Апрель Использование нетрадиционного материала по развитию чувства цвета По плану
ДОУ