Надежда Лютова
План работы творческой группы по сенсорному развитию детей «Волшебный мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы творческой группы по сенсорному развитию детей "Воолшебный мир сенсорики"
Возрастные группы : «Малышок» 3-4 года,
Воспитатель : Лютова Надежда Константиновна
Проект по сенсорному развитию «Волшебный мир сенсорики»
"Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Введение
Публикация «План работы творческой группы по сенсорному развитию детей „Волшебный мир сенсорики“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.
Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.
Актуальность темы
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка младшего дошкольного возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цели и задачи.
Цель:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
Задачи:
формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
воспитывать познавательный интерес, любознательность;
упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
развивать мелкую моторику рук;
повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
пополнить предметно – развивающую среду группы;
разработать методические рекомендации и провести мастер класс для родителей;
выступить с темой проекта на педсовете.
Участники проекта: дети раннего и младшего дошкольного возраста (от 1,5 – 4 лет, воспитатели, родители воспитанников).
Методы, приемы, используемые в деятельности с детьми:
- Специальные занятия по сенсорному воспитанию
- Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Беседы
- Опытно-экспериментальная деятельность
Ожидаемые результаты:
Дети – развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов. Дети любознательные, наблюдательные, уверенные в себе, активные; умеют различать и называть основные цвета спектра и некоторые их оттенки; развивается мелкая моторика рук; сформированы навыки самостоятельной деятельности, активно развиваются творческие способности.
Родители – Повышение педагогической культуры родителей. Установление доверительных и партнерских отношений. Родители активные участники (помогают изготавливать игры по сенсорике, включаются в воспитательно- образовательный процесс).
Педагоги - накопление практического опыта, обогащение и оптимизация предметно развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.
Срок реализации: декабрь 2023 – август 2024
Список детей :
Малышок 25 детей
Базисный план
Возраст детей : 1,5 - 4 года
Длительность (в минутах) : 10-15
Место кружка в системе совместной деятельности с детьми: Еженедельно, 1 раз в неделю во вторую половину дня
Количество занятий в месяц: 4 Количество занятий в год: 32
План работы по сенсорному развитию детей «Ощущая – познаю!»
на 2023 -2024 год
Срок Название мероприятия и форма проведения Ответственные Примечание
Ноябрь
Выбор темы проекта.
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей.
Изучение методической литературы, интернет-ресурса, подбор материала. Анализ собранных данных.
Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
Создание предметно- развивающей среды для работы по реализации проекта. Пополнение играми, дидактическими материалами центров сенсорного развития групп.
Воспитатели групп
Пополнение играми, дидактическими материалами центров сенсорного развития групп осуществляется в течении года.
Декабрь
Игра: «Большой - маленький» (группировка предметов по размеру).
Цель: закрепить умение называть и различать размеры предметов: большой – маленький.
Игра: «Разложи игрушки правильно» (группировка предметов по размеру). Цель: формировать навык группировки игрушек по размеру : большой - маленький.
Воспитатели групп
Январь
Конструктория: Цель: учить детей выполнять действия с предметами, согласно указаниям взрослого, с учетом цвета предмета
«Башенки» (действия с предметами с учетом цвета).
Цель: Знакомство с красным и синим цветом.
«Город» (действия с предметами с учетом цвета).
Цель: Знакомство с зеленым и желтым цветом.
Пальчиковые игры по выбору педагога.
Воспитатели групп
Пальчиковые игры по выбору педагога.
Создание картотеки пальчиковых игр педагогами творческой группы.
Февраль
Развлечение : «Ёжики» (группировка предметов по цвету).
Цель: научить детей подбирать предметы, ориентируясь по цвету, по показу и по словесному обозначению.
Игровое упражнение: «Волшебная коробка». (дифференциация предметов по цвету).
Цель: формировать навык соотношения цвета предметов и формы между собой для решения практических задач. Развивать зрительную активность и внимательность. Воспитывать культуру общения со сверстниками.
Игры с использованием массажного шарика «Су-Джок».
Воспитатели групп
Игры с использованием массажного шарика «Су-Джок» по выбору педагога.
Создание картотеки игр с использованием шариков «Су-Джок» педагогами творческой группы.
Март
Игровые упражнения:
«Красивая пирамидка».
Цель: Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1-й вариант) ; учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо, проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант) ; складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3-й вариант) .
«Чей домик»
Цель: Учить соотносить геометрические фигуры в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Игры с использованием цветных счетных палочек.
Воспитатели групп
Создание картотеки упражнений с цветными счетными палочками педагогами творческой группы.
Апрель
Познавательная деятельность
«Что катится, что не катится».
Цель: Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.
«Разложи фигуры по местам!».
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими фигурами — квадратом, кругом, треугольником; учить подбирать нужные фигуры разными методами.
Пальчиковые игры по выбору педагога.
Воспитатели групп
Пополнение картотеки пальчиковых игр педагогами творческой группы.
Май
Игры:
«Лото» (нахождение формы, одинаковых предметов).
Цель: Учить вычленять контур предмета, выбирать форму по образцу, учить воспринимать фигуры, закреплять их названия.
«Привяжи ленточки к шарикам».
Цель: Способствовать закреплению у детей цветовых представлений.
Игры с использованием массажного шарика «Су-Джок».
Воспитатели групп
Пополнение картотеки игр с использованием шариков «Су-Джок» педагогами творческой группы.
Июнь
Игровые упражнения:
«Подбери чашки к блюдцам»
Цель: Учить детей различать основные цвета, использовать названия цветов в речи. Учить соотносить предметы по цвету.
«Найди цветок для бабочки».
Цель: Знакомить с названиями основных цветов. Учить детей различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой», знакомить с названиями основных цветов.
Игры с использованием цветных счетных палочек.
Воспитатели групп
Пополнение картотеки упражнений с цветными счетными палочками педагогами творческой группы.
Июль
Подвижные игры: «Светофор».
Цель: Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал, действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: красный цвет запрещает движение (стоп, зеленый разрешает (иди).
«Прыг – скок по дорожке».
Цель: Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.
Игровое упражнение: «Что лежит в мешочке».
Цель: Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины.
Воспитатели групп
Август
Развлечение : «Что лежит в мешочке».
Цель: Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины.
«Шуршалки, шумелки».
Цель: Развивать детское творчество, совершенствовать слуховое восприятие. Способствовать снятию эмоционального напряжении, созданию положительного эмоционального климата в группе.
«Пересыпание ложкой».
Цель: Формировать умения у ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.
Воспитатели групп
План работы с родителями
Срок Название мероприятия и форма проведения Ответственные Примечание
В течении года Участие и привлечение родителей в изготовлении дидактических игр, демонстрационного материала, пособий для сенсорного развития детей.
Воспитатели групп
Декабрь
Консультация: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатели групп
Январь
Стенгазета: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», Воспитатели групп
Февраль – Март
Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». Воспитатели групп
Апрель
Беседы о роли развивающих игр для малышей.
Воспитатели групп
Май
Тематическое родительское собрание «Игра – спутник детства»
Воспитатели групп
С учетом годового плана работы с родителями групп
Июнь
Фоторепортаж «Волшебный мир сенсорики» Воспитатели групп
Июль
Круглый стол «Значение дидактической игры для развития дошкольника» Воспитатели групп
Август
Круглый стол: Подведение итогов работы Воспитатели групп