Ольга Ежлова
План работы театральной мастерской «В гостях у сказки» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
(подготовительная группа № 12)
Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 430» Ежловой О. В.
Пояснительная записка.
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня, в группе или на прогулке в тёплое время года (с мая по сентябрь).
Театрализованные игры включают:
Публикация «План работы театральной мастерской „В гостях у сказки“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сценарии по сказкам
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, би-ба-бо, плоскостными фигурами, куклами марионетками;
- непосредственные действия по ролям;
- литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);
- изобразительную деятельность – носит характер оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, элементы костюмов персонажей. Кроме этого изобразительная деятельность используется в целях развития творческого воображения (серия творческих заданий – игры на листе бумаги)
- музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т. д.
Организуются просмотры компьютерных презентаций, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы в целях ознакомления детей с разными видами театров, его устройством, профессиями людей, работающих в театре.
Театрализованные игры планируются еженедельно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей).
Кроме этого, дети старшего дошкольного возраста знакомятся с разными видами театров, с его устройством, профессиями людей, работающих в театре. Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса воспитанников, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Дети учатся управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста начинается работа с детьми над движениями; дети учатся движениями передавать характер литературного героя.
Цели и задачи театральной мастерской «В гостях у сказки»
Цель: Способствовать развитию творческого потенциала, способностей и интересов у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровые, песенные и танцевальные импровизации.
3. Способствовать развитию диалогической и монологической речи детей, продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, совершенствовать интонационную выразительность речи.
4. Стимулировать у детей желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
5. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
6. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях театрального кружка и в самостоятельной деятельности.
7. Обеспечить взаимосвязь с семьями воспитанников для создания условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности через посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, рассказы о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов, поддержку ребенка в исполнении взятой на себя роли в спектакле и т. п.
Формы и методы работы с детьми в театральной мастерской «В гостях у сказки».
Занятия театрального кружка проводились 1 раз в неделю с октября по апрель включительно в вечернее время.
Все занятия носили комплексный характер, включая в себя разные виды детской деятельности:
• просмотр кукольных или драматических спектаклей и беседы по ним;
• игры – драматизации, моделирование игровых ситуаций; общеразвивающие театральные игры;
• упражнения для социально-эмоционального развития детей;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игры – превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки (логоритмика);
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
• театральные этюды;
• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит, мизансценой и т. д.
№
п/п Тема занятия, цель Содержание занятия
Содержание 1 части занятия Содержание 2 части занятия
1. «Что такое театр»
1. Дать детям представление, что такое театр, познакомить с видами театров Нижегородской области (художественно- драматический, кукольный, оперный).
2. Формировать интерес к разным театральным жанрам.
3. Выявление у детей творческих способностей, воображение, фантазии.
4. Развивать у детей умения импровизировать в заданной ситуации.
1. Рассказ педагога о разных театрах, беседа с детьми о посещении театров.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, афиш Нижегородских театров, образцов кукол для кукольного театра, образцы костюмов
3. Просмотр презентаций о разных видах театров.
1. Совместные творческие игры детей и педагога («Мыльный пузырь», «Море волнуется»)
2. Этюды на выражение основных эмоций («Замок», «Мышка»)
3. Подготовка детей к драматизации по сказке.
Распределение ролей.
2 «Кто работает в театре»
1. Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, декоратор
2. Познакомить детей с содержанием сказки «Ненастоящая девочка». Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказку без помощи взрослого. 1. Вопросы к детям поискового характера (Что должны сделать работники театра для того, чтобы спектакль понравился зрителям? Для чего нужны декорации? и др.)
2. Просмотр презентаций об устройстве театра.
3. Беседа-диалог, создание проблемной ситуации «Зачем нужны декорации?», творческие этюды на выразительность жеста «Замок», «Гости»
Рассматривание альбома «Где живут куклы?», «С чего начинается театр?» 1. Разучивание сказки «Ненастоящая девочка»
2. Совместная деятельность детей и взрослых по созданию декораций (использовать модули).
Внесение атрибутов, элементов костюмов.
3. Творческие этюды-задания («Замок», «Гости», «У неряхи-растеряхи»).
4. Индивидуальная работа с детьми по развитию уверенности, выразительности движений и речи.
3. «Мы – актеры»
1. Познакомить с содержанием сказки –драматизации «Ненастоящая девочка»,
2. Дать представление об использовании в игре передвижных декораций (модули, учить проявлять эмоции в игре, развивать умение импровизировать в заданной ситуации 1. Этюды на выражение основных эмоций «Замок», «Мышка»
2. Самостоятельное использование атрибутов, элементов костюмов,
3. Назначение действующих лиц,
1. Индивидуальная работа с детьми над выбранной ролью
4. «Веселые сочинялки»
1. Побуждать детей сочинять несложные истории, героями которых являются дети,
2. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей,
3. Способствовать развитию связной речи детей Создание игровой ситуации «Путешествие…», творческие задания на развитие пантомимы Игровые ситуации «Кто празднует день рожденья?», «Кто приглашен в гости?», «В какие игры все будут играть?
Ноябрь
1. 1. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью при инсценировании сказки.
2. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки. 1. Проигрывание бытовых, традиционных ситуаций, наблюдаемых детьми, опираясь на собственный опыт, развивая воображение.
2. Игра в «День рождения».
1. Беседа –диалог (закрепление полученных знаний).
2. Упражнения на развитие воображения –
«Предположим, что…. вы –живое существо, предмет и т. д.
- «Ковер самолет».
3. Упражнения на развитие внимания- «Давайте потанцуем».
2. Побуждать учить детей сочинять несложные истории, героями которых являются дети.
Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей –диалогическую.
- «Путешествие в (лес, где можно найти поляну-«Музыкальную», «Таинственную», «Сказочную», «Веселую»,
«Грустную», «Спортивную»…
Для путешествия необходимо определить: - цель (зачем организованно путешествие, маршрут, транспортные средства, попутчиков, багаж, непредвиденные обстоятельства и выход из них. 1. Творческие задания на развитие пантомимики.
(дети выбирают сказочные персонажи- Красная шапочка, Баба яга, Коза.
2. Показ сказки-драматизации «Ненастоящая девочка».
Декабрь
1.
2. 1. Подготовить детей к диалогам – музыкальным, разговорным.
2. Развивать связную речь детей.
3. Развивать интерес к сценическому творчеству.
Развивать двигательные способности, моторику разных частей тела,
Координацию движений.
1. Артикуляционная гимнастика-разучивание «Кольцо»,
Повторение-«Капуста»
2. Упражнения на развитие воображения: «Тень»
3. Упражнения на развитие мышления, памяти: «Короткие истории»
1. Игры на развитие пластики движений:- для рук- «звонкие ладошки», «колокола и колокольчики»,
ритмическая гимнастика- «два колокола», «удивляемся».
2. Упражнения на развитие внимания – «Фотограф», «Позы». 1. Творческие задания на развитие выразительной мимики: «покажи», как ешь лимон, соленый чай, рассердились.
2. Чтение и распределение ролей к русской народной сказке «Колобок», внесение элементов костюмов.
1. Разучивание сказки - драматизации «Колобок» (со словами, с показом движений).
Январь
1.
2. 1. Развивать умение пользоваться жестами.
2. Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.
Учить детей пользоваться интонациями,
по - разному произнося фразы.
2. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.
3. Воспитывать выдержку,терпение. Ритмопластика.
1. Показ образов животных с помощью выразительных пластических движений.
2. Музыкальные задания на развитие воображения-«Идем во фруктовый сад».
Техника речи.
1. Артикуляционная гимнастика- повторение и разучивание. 2. Игры: «Сочини предложение», «Давай поговорим», «Фраза покругу».
1. Отработка диалогов к сказке – драматизации.
2. Повторение ранее выученных творческих игр, этюдов, упражнений.
Репетиция сказки «Колобок».
Февраль
1. Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движений, мимики.
2. Развивать находчивость,
воображение, фантазию.
Развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений.
Воспитывать чувство уверенности в
себе, желание помочь товарищу.
Игровое творчество
Игры : «Передай по кругу», «Что мы делаем не скажем…», «Звериная больница», «В гостях у Белоснежки», «Новоселье».
2. Развитие речи: скороговорки, артикуляционная гимнастика -«Улыбка», «Много снега», «Везет Сенька».
Пластика.
Упражнения для рук: «Плавные движения».
Мимика: «Сердитый дедушка», «Лампочка», «Грязная бумажка».
Игры на пластику:
«Два прихлопа», «Спорт», «Жили-были», «Позвоночник»
Психогимнастика
«Разные лица»- эксперименты со своей внешностью (мимика, жесты, умение переключаться с одного образа на другой.
Драматизация.
Разыгрывание спектакля по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства
Премьера спектакля в рамках тематической недели «Театральный фестиваль»:
показ сказки «Колобок» для детей младших и средних групп, для родителей.
МАРТ
1.
2.
1. Учить выражать свое мнение по поводу сказки, дополнять сказку нужными эпизодами.
2. Воспитывать чувство коллективного творчества, соизмерение своих возможностей, развивать выдержку и терпение.
1. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.
2. Развивать речевое дыхание, улучшать дикцию.
1. Знакомство со сценарием новой сказки
«Про козленка, который умел считать до 10».
2. Распределение ролей.
1. Ритмопластика.
(Упражнения на пластическую выразительность)
2. Техника речи.
Тренировка вдоха-выдоха: игровое упражнение со свечой, «Испорченный телефон».
Показ и отработка движений персонажей, используя полученные ранее навыки и умения.
Отработка диалогов - уметь строить диалоги между героями в представленных обстоятельствах.
Работа над выразительностью образов.
АПРЕЛЬ
1. Учить детей подбирать для себя костюмы, готовить их к выступлению
2. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию.
3. Развивать эстетические чувства.
1. Развивать веру в сценический замысел.
2. Поощрять инициативу и активность детей при создании образов характерных персонажей.
1. Работа с костюмами.
2. Репетиция. Установка декораций, оформление сцены (зала).
Определение готовности детей к показу сказки.
1. Игровое творчество.
Творческие игры-задания:
«Предположим что….»,
«Ковер –самолет»,
«Прогулка в лес», «1,2,3,4,5.»,
«Кот Леопольд»,
«Не будем скучать»,
«Будь внимателен»,
«Оживи предмет.».
Песенное творчество:
Ритмическая импровизация «Веселые музыканты».
Май
1. Стимулировать внимание, память, мышление, воображение детей.
2. Способствовать развитию представлений о нравственных качествах человека, собственных эмоциональных состояниях.
Способствовать развитию коммуникативных способностей. Пантомимика.
Загадки-пантомимы: «В магазине…» (игрушек, овощном, мебельном,
«В зоопарке (отгадай, кто в клетке сидит).
«Путешествие» (на лодке,в поезде, самолете,
«Отгадай настроение» (по позе, выражению лица, походке)
«Отгадай,какая на улице погода?»
2. Этюды на развитие творческого воображения –
«Телевизор», «Стол –это…», «Передай книгу так, будто это.
3. Этюды на общение.
(разыгрывание ситуаций, вызывающих затруднения у детей- поздравления, извинения, просьбы, опоздания, объяснения… Обыгрывание стихотворений:
Знакомство со стихотворением, обсуждение содержания, предложение представить себя на месте героев
(детей, цветов, взрослых, животных).
2. Игры – превращения.
(на мышечное напряжение и расслабление) – «Маятник», «Мельница», «Великаны и гномы», «Веревочки», «Кошка».
Премьера спектакля в «Летнем театре» на участке детского сада. Показ сказки «Про козленка который умел считать до 10»
для детей младших и средних групп, для родителей
Литература :
-А. И. Буренина «Театр всевозможного», выпуск 1 «От игры до спектакля», Санкт-Петербург, 2002.
-Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», программа «Театр –Творчество - Дети», пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов,Москва,2002.
-Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, Москва,2007
-Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей, Москва, «ВАКО»,2007.
-Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2006.-128с (Серия «Вместе с детьми»)
-материалы с сайта nsportal.ru, Дошколёнок. ru, planetadetstva.net.