Татьяна Кюрегян
План работы с детьми 4-х лет в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1 Что такое адаптация?
2 Степени адаптации
2.1 Лёгкая адаптация
2.2 Привыкание средней тяжести
2.3 Тяжёлая адаптация
3 Что влияет на адаптацию ребёнка?
3.1 Возраст ребёнка
3.2 Состояние здоровья
3.3 Степень психологического развития
3.4 Уровень социализации
4 Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду
5 Как адаптировать ребёнка к детскому саду?
Публикация «План работы с детьми 4-х лет в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
6 План работы воспитателя по благоприятной адаптации ребенка к детскому саду.
6.1 Цель плана. Структура.
6.2 Содержание плана.
7. Литература.
1. Что такое адаптация?
В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду. Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:
• отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
• необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
• нужно взаимодействовать с другими детьми;
• уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
• малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:
нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
2. Степени адаптации
`Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса. Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.
2.1 Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении; при обращении глядит в глаза педагогам;
способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками; способен занять себя на короткий промежуток времени;
с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок; адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
2.2 Привыкание средней тяжести
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.
При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки; при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
общается со сверстниками и воспитателем; придерживается озвученных правил и распорядка;
адекватно реагирует на замечания; редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
2.3 Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.
Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации :
нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
агрессивность либо замкнутость;
неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.
3 Что влияет на адаптацию ребёнка?
Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.
3.1 Возраст ребёнка
Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками. Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.
Как только малыш пройдёт «кризис 3 х лет», у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов. В возрасте 1 - 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру. Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трё хлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.
3. 2 Состояние здоровья
Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями. То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.
3.4 Степень психологического развития
Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость. В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников. Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.
3. 5 Уровень социализации
Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками. Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик. Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов.
4. Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду
Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций.
Первый этап – он же острый.
Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность. Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.
Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы. Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.
Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.
5 Как адаптировать ребёнка к детскому саду?
Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете). Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению. Проситься и ходить на горшок. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.
Родителям надо объяснить ребенку простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают». Нужно рассказать ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек.
!Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!»
Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям. Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность, следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации. Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада.
6. План работы воспитателей по благоприятной адаптации ребенка к детскому саду
6.1. Цель плана работы
Часто у педагогов (воспитателя) возникает вопрос, как сделать, чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел максимально успешно, быстро и безболезненно. Много сил и времени требуется на подбор методов и способов, так как информация разрозненная, нет определенного готового комплекса. Поэтому я задалась вопросом собрания методов и способов адаптации детей к детскому саду и собранию их в один план работы.
Цель педагогов детского сада создать условия для менее острой и длительной адаптации ребенка к детскому саду. Сюжетно-ролевая игра, прослушивание сказочных историй, стихи - любимые развлечения маленьких детей. Поэтому необходимо в непринужденной форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.
Методический комплекс рассчитан на месяц адаптационного периода. В течении всего дня воспитатель может использовать данные средства и формы. Данный план включает в себя игровые физкультурные занятия, дыхательную гимнастику, игры на прогулке, пальчиковые игры, чтение литературных произведений, стихотворений, сюжетно-ролевые игры.
Игровые физкультурные занятия. Дыхательная гимнастика.
Физкультурные занятия, дыхательная гимнастика способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Что необходимо для здоровья в кризисный момент адаптации. Упражнения на глубокое и поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний.
Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой. Также спокойное и глубокое дыхание помогают расслабиться ребенку, привести в норму работу нервных клеток. Любое занятие, превращенное в игру, нравится детям. Упражнения имеют «детские» названия, – это возможность поиграть с любимыми игрушками, узнать свойства предметов и материалов (легкие пушинки, зайчики, бабочки).
Прогулка.
Для успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями.
Структурными компонентами прогулки являются:
- разнообразные наблюдения;
- дидактические задания;
- трудовые действия самих детей;
- подвижные игры и игровые упражнения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно, особенно в период адаптации. Важно чтобы у детей сохранилось бодрое, жизнерадостное настроение. Это благоприятные условия для успешного решения задач физического, умственного, нравственного развития. Так же прогулка поможет детям отвлечься и сменить обстановку в тяжелый период адаптации.
Литературные произведения, стихотворения, театр.
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому воспитатели используют сказки, чтение рассказов и стихотворений для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.
Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Чтение литературных произведений помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Под самую сложную ситуацию можно подобрать рассказ, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, распорядку в детском саду.
Театр - создает особую атмосферу сказки. Ребенок искренне верит в происходящее, полностью растворяясь в театральном действие. Воспринимая игру как жизнь, ребенок не делает различий между развлечениями и обычными действиями.
Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику "играючи". Малыш сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям героев сказки. Ребенок на положительном примере героя сказки легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания.
Театр друг в воспитательном процессе, процессе адаптации.
Сюжетно-ролевые игры.
Одним из важнейших условий, которое помогает ребенку менее болезненно перенести период адаптации, являются организованные игры, которые затрагивают все виды детской деятельности. Это позволяет реализовать цель работы с детьми в адаптационный период : обеспечить каждому ребёнку физический и психологический комфорт в дошкольном образовательном учреждении. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• формировать единый детско-взрослый коллектив на основе доверительных взаимоотношений на телесно-игровом и предметно-игровом уровне;
• учить ориентироваться в игровом помещении пространства группы, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
• воспитывать чувства симпатии и интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.
Для решения поставленной цели и задач, при организации игровой деятельности детей необходимо чтобы в игру были вовлечены все ребята – это позволяет каждому малышу не чувствовать себя обделенным вниманием, по длительности игры должны быть непродолжительные, но в течение дня затрагивать различные виды детской деятельности (коммуникативную, двигательную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную).
Пальчиковые игры помогают ребенку расслабиться, способствуют снятию напряжения, переключают внимание (если ребенок плачет, способствует развитию мелкой моторики, координации движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивает речь.
Игры забавы – помогают малышам больше двигаться. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание: «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит», «Карусели».
Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.
В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт с взрослыми и сверстниками: «Каравай», «Ровным кругом», "Встаньте, дети, встаньте в круг", "Мы топаем ногами"(Дети встают в круг и выполняют движения под музыку.)
Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В этих играх они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.
В адаптационный период подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем как птички», «Полетели как самолеты», «Поскачем как зайчики», «Попрыгаем как лягушки»… надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот прием привлекает, отвлекает от переживаний.
Играем с детьми в подвижные игры : «Зайка серый умывается», «Медведь и зайцы», «Кот и воробушки», «Ловкий шофер», «Лиса и зайцы», «Воробушки в гнездышках».
После проведения совместных игр по роли и правилу детям могут быть предложены новые игры, в которых игровые ситуации максимально приближены к типовым сюжетам из реальной жизни. Сюжетно-ролевые игры в период адаптации играют немаловажную роль.
В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых.
Дидактические игры. Очень важные игры для начинающих – познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память («Чей это домик»,«Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано?»).
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходимо помнить, что педагоги детского сада должны организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, чтобы он хотел возвращаться туда ежедневно для совместных игр и общения со сверстниками и взрослыми.
Литература
1. Борисова. Е. А. Пальчиковые игры для детей 4 – 5 лет/Е. А. Борисова//Логопед. – 2006. №1.
2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада/ О. И. Крупенчук. – СПб. : Литера, 2009. – 32 с.
3. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умелые ручки/ авт. – сост. Хвостовцев А. Ю. – 2-е изд. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2010. – 174 с.
4. Шарикова Е. Пальчиковые игры/ Е. Шарикова. – М. : Стрекоза, 2010. –64 с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 села Иглино»
Муниципального района Иглинский район РБ