Анастасия Пильнова
Развитие эмоционально волевой сферы средствами игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по теме самообразования
Актуальность
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Публикация «Развитие эмоционально волевой сферы средствами игровой технологии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Из года в год дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими личностными проблемами. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности, неадекватности поведения.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы. Большое значение в развитии эмоций имеет игра ребенка и его исследовательское поведение. В процессе такой деятельности ребенок сначала получает эмоции лишь от конечного результата, но постепенно у него получается получать удовольствие/неудовольствие и от самого процесса деятельности. Благодаря этому взаимопроникновению эмоций и деятельности первые обогащаются, становятся значительно разнообразнее. Также в игре оттачиваются заимствованные эмоции - те, которые раньше ребенок мог лишь наблюдать у других детей, взрослых (или в реальной жизни, или в фильмах). Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Что же такое игра? Игра – это самостоятельная эмоционально насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре ребёнок учится проявлять свои эмоции, учится адекватному их выражению.
Данная проблема определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы детей, так как в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим. На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова. Эти дети слишком эгоцентричны и капризны. Поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях.
Одним из ведущих направлений развития эмоциональной сферы детей старшего возраста является игра.
Цель:
Повысить собственный уровень знаний по теме: «Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры» путем самообразования.
Создать условия для развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игр.
Задачи:
- изучить научно-теоретический материал и диагностические методики в развитии эмоциональной сферы через игру;
- обогатить предметно-развивающую среду в группе;
- разработать картотеки игр на развитие эмоционально-волевой сферы;
- разработать рекомендации для родителей.
Этапы изучения темы:
Сентябрь - октябрь
Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
Наметить основные формы работы.
Разработать диагностику.
Провести диагностику детей.
Ноябрь
Разработать тематический план работы с детьми по теме самообразования.
Разработка картотек игр по развитию эмоциональной сферы.
Работать по тематическому плану.
Декабрь
Работать с детьми и родителями на тему «Уголок Настроения».
Работать по тематическому плану.
Консультация для родителей «Развиваем эмоции, играя».
Анкетирование родителей «Какой темперамент у вашего ребенка?»
Январь
Работать по тематическому плану.
Изготовить дидактическую игру: «Эмоциональный кубик».
Разработать рекомендаций для родителей на тему «Эмоциональный кубик».
Февраль
Изготовить дидактическую игру «Подушка примирения»,
Разработать консультацию для педагогов «Игра - основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере».
Работать по тематическому плану.
Март
Изготовить дидактическую игру «Стакан крика»
Работать с пиктограммами.
Работать по тематическому плану.
Апрель
Выставить совместные работы с детьми в социальные сети интернет.
Работать по тематическому плану.
Изготовить дидактическую игру «Робот Эмоций»
Май
Провести диагностику детей.
Обобщение опыта работы по теме самообразования на педсовете.
Предполагаемый результат:
• позитивные изменения в психологическом состоянии детей,
• формирование адекватного отношения к самому себе и другим;
• развитие самосознания, уверенности в себе;
• развитие произвольного контроля;
• снижение эмоциональной тревожности;
• повышение самооценки;
• закрепление положительных поведенческих реакций.
План игровой деятельности с детьми по неделям (ноябрь 2021 – апрель 2022 гг.
Месяц Неделя Дни недели Игровая деятельность
Ноябрь 1 неделя вторник Игра «Давайте поздороваемся» (картотека 2)
четверг Сюжетно-ролевая игра «Семья» (картотека 1)
2 неделя вторник Упражнение «Встаньте все те, кто.» (2)
четверг Дидактическая игра «Мостик» (1)
3 неделя вторник Игры: «Опиши друга», «Что изменилось?» (2)
четверг Подвижная игра «Быстро возьми – быстро положи» (1)
4 неделя вторник Игровые упражнения: «Как ты себя чувствуешь?», «Мое настроение» (2)
четверг Дидактическое упражнение «Репка» (1)
5 неделя вторник Игра-конкурс «Подарок на всех «Цветик-семицветик» (2)
Декабрь 1 неделя четверг
Подвижная игра «Перемени предмет» (1)
2 неделя вторник Игровое задание «Портрет самого лучшего друга» (2)
четверг Подвижная игра «Коршун и наседка» (1)
3 неделя вторник Этюд «Различные позиции общения» (2)
четверг Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» (1)
4 неделя вторник Игровое упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» (2)
четверг Дидактическое упражнение «Плохое и хорошее» (1)
5 неделя вторник Игровые упражнения: «Лица», «Маски» (2)
четверг Дидактическое упражнение «Разведчики» (1)
Январь 1 неделя
вторник Парное упражнение «Ролевое проигрывание ситуаций» (2)
четверг Подвижная игра «Стоп» (1)
2 неделя
вторник Парное упражнение «Игрушка» (2)
четверг Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД» (1)
3 неделя вторник Игра «Художник слова» (2)
четверг Дидактическая игра «Ветер и солнце» (1)
Февраль 1 неделя вторник Игра «Сделаем по кругу друг другу подарок» (2)
четверг Подвижная игра «Охотники и звери» (1)
2 неделя вторник Игра «Настроение» (2)
четверг Сюжетно-ролевая игра «Школа» (1)
3 неделя вторник Игровое занятие «Общее настроение» (2)
четверг Дидактическое упражнение «Будь внимателен!» (1)
4 неделя вторник Упражнение «Я – хороший, я – плохой» (2)
четверг Подвижная игра «Чье звено скорее соберется» (1)
Март 1 неделя вторник Игра «Ветер дует на.» (2)
четверг Сюжетно-ролевая игра «Театр» (1)
2 неделя вторник Игровое упражнение «Найди друга» (2)
четверг Дидактическая игра «Прогноз погоды» (1)
3 неделя вторник Игра «Рукавички» (2)
четверг Подвижная игра «День – ночь» (1)
4 неделя вторник Игра «Сочиним историю» (2)
четверг Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (1)
5 неделя вторник Игра «Дракон» (2)
четверг Дидактическое упражнение «Разговор с руками» (1)
Апрель 1 неделя вторник Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (2)
четверг Подвижная игра «Краски» (1)
2 неделя вторник Игра «Есть или нет» (2)
четверг Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» (1)
3 неделя вторник Игра «Прогулка по ручью» (2)
четверг Дидактическая игра «Говори!» (1)
4 неделя вторник Игры: «Тень», «Зеркало» (2)
четверг Дидактическая игра «Царевна-Несмеяна» (1)
Список изучаемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2003.
2. Алямовская В. Г. Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного
возраста. М. : - Скрипторий. 2002.
3. Гаврина С. Е, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. Учимся понимать друг друга. - Библиотека Ильи Резника, Олма-Пресс. 2002.
4. Данилина В. Я., В мире детских эмоций. Айрис Пресс, 2004.
5. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. – М. : «Академия», 2003.
6. Матвеева Л, Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М. :АСТ-ПРЕСС, 1997, с. 124-125
7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 2002.
8. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. М. : «Плэйт», 2003.
9. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного воспитания. – 2007 - №2.
10. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М. : Генезис, 2004.
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. — Издание второе. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
12. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. ; Под ред. А. Д. Кошелевой,—М. : Просвещение, 1985.
Приложения