Лариса Сидоренко
Перспективный план работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать +Заказ
План работы по самообразованию на 2018 - 2019 учебный год.
Ф. И. О. : Сидоренко Лариса Павловна
Стаж работы педагогический: 22 года.
Образование: высшее.
Квалификационная категория: высшая категория.
Тема самообразования на 2018 – 2019 учебный год:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность темы:
Публикация «Перспективный план работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие
сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании
сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими
событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Перспективный план самообразования
Содержание работы Сроки выполнения Практические результаты
1. Подбор и изучение литературы по теме;
дидактических игр и упражнений;
сюжетных картин. Сентябрь - май Картотеки.
2. Проведение мониторинга детей по развитию речи
с целью выявления уровня сформированности речевых
навыков и умений. Сентябрь - май
3. Беседы с родителями:
«Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».
«Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса
детей». Сентябрь
4. Работа над пересказами с использованием опорных схем, составление
рассказов. Октябрь
5. Подбор рассказов, стихотворений, дыхательных гимнастик на развитие
речевого аппарата, артикуляционной гимнастики. Пополнение
дидактических пособий, сюжетных, предметных картинок.
Октябрь - май Картотеки.
6. Консультация для родителей:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений
дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Октябрь
7. Чтение и заучивание стихотворения
И. Бунин «Листопад» (отрывок). Октябрь
8. Дидактические игры:
- «Буква моего имени»;
- «Назови слова»;
- «Что лишнее?». Октябрь Картотека
9. Театрализованная деятельность:
- Осенний праздник. Октябрь
10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без
использования предметов:
- «ветры»;
- «листики осенние»;
- «надуем шарик». Ноябрь Картотека
11. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в
виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Ноябрь
12. Составление рассказов по сюжетным картинкам: «Осень», «Осень в
лесу», «По грибы». Ноябрь
13. Чтение, беседы по рассказам, сказкам, пересказ:
- «Осень» И. Соколов-Микитов.
- «Лес осенью» И. Соколов-Микитов.
- «Лесной голосок» Г. Скребицкого.
- «Мешок яблок». В. Сутеев.
- «Война грибов». А. Толстой.
- «Вершки и корешки» р. н. с. Ноябрь
14. Дидактические игры:
- «Употребление предлогов»;
- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);
- «Придумай новое слово»;
- «Составь рассказ по картинке». Ноябрь
15. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без
использования предметов:
- «подуем на плечо»;
- «запасливые хомячки»;
- «пузыри». Ноябрь Картотека
16. Чтение и заучивание стихотворения
С. Городецкий «Первый снег». Декабрь
17. Театрализованная деятельность:
- Настольный театр «Два жадных медвежонка».
Декабрь
Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.
Разгадывание загадок об овощах и фруктах.
Декабрь
18. Консультации для родителей:
- «Воспитание ответственности у детей».
- «Застенчивость».
- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
Декабрь
19. Театрализованная деятельность:
- Новогодний театрализованный праздник.
Декабрь
20. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
Декабрь
21. Чтение и заучивание стихотворений:
- С. Есенин «Пороша» Декабрь
22. Чтение и беседы по рассказам:
- «Четыре желания» К. Ушинский.
- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.
- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.
Декабрь
23. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Зима».
- «Зимние забавы».
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные
характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Январь
24. Оформить и внести книжки-самоделки на тему «Зима», «Зимние
забавы». Январь Книжки – самоделки
25. Чтение и заучивание стихотворений:
- С. Есенин «Поет зима – аукает». Январь
26. Дидактические игры:
- «Сочини предложение»;
-«Противоположности». Январь
27. Консультации для родителей:
-«Причины неготовности детей к школе».
-«Роль театрализованной деятельности в развитии детей».
Январь
28. Беседы с родителями:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Здоровый образ жизни в семье».
- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению
ребенка в школе». Февраль - март
29. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
- «Играющие собаки» К. Ушинский.
- «Сыновья» В. Осеева.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк. Февраль
30. Дидактические игры:
- «Придумай рассказ про…»;
- «Сложи слово»;
- «Азбука»; Февраль
31. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство
формирования выразительности речи». Февраль
32. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Весна».
- «Птицы прилетели». Март
33. Чтение и заучивание стихотворений. Март
34. Чтение и обсуждение, пересказ сказок. Март
35. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук. Март
36. Папка передвижка:
- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
- «Как избежать школьных неудач». Апрель
37. Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к
школе группы.
38. Консультации для родителей:
- «Речевая готовность ребенка к школе».
- «Портрет будущего первоклассника». Апрель
39. Беседы с родителями:
- «Памятки для родителей по обучению связной речи».
- «Круг чтения детей семилетнего возраста». Апрель
40. Знакомство с пословицами и поговорками о весне. Март
41. Театрализованная деятельность «Весенний праздник». Работа над
развитием речи через театральную деятельность. Развитие творческой
самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие
речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих
способностей. Март
42. Анализ и оценка своей деятельности детьми. Май
43. Работа с загадками. Составление загадок. Продолжать пересказывать и
сочинять рассказы и сказки. Показать роль загадки на формирование
выразительности речи. Май
44. Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к
школе группы. Май
45. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.
Май