********
План работы п профилактике суицида в общеобразовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы связана с ростом уровня самоубийств среди российских подростков. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения.
Публикация «План работы п профилактике суицида в общеобразовательной организации» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Суицид. Профилактика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий. Целью рецензируемой программы является организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Ожидаемым результатом реализации программы профилактики суицида среди детей и подростков является то, что она позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, а также создаст условия для оптимизации детско- родительских взаимоотношений.
Таким образом, программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Рабочая программа удовлетворяет всем требованиям и рекомендуется к реализации. Для успешной реализации программы имеется соответствующая материально – техническая база, опыт работы педагога-психолога.
Пояснительная записка.
По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т. п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.
Нормативно – правовая база:
1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г.
2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года).
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ.
4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (в действующей редакции на 2012г.).
5. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года
6. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.)
7. ПРИКАЗ Минобрнауки России от 26 октября 2011 г. N 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 - 2015 годы».
8. Письмо Минобрнауки России от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,
Цель программы:
Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Поставленная цель достигается за счё т последовательного решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использовать информацию в работе с педагогами и родителями.
2. Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказать экстренную первую помощи, обеспечить безопасности ребенка, снять стрессовое состояние.
3. Изучить особенности социално-психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создать систему социально-психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Принципы реализации программы:
• Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
• Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
• Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
• Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
• Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Содержание программы.
Исходя, из цели и задач программы работа проводится по следующим направлениям:
1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:
• диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности, подверженности стрессу
• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению
• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска
2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся:
• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия.
3. Оптимизация межличностных отношений в школе.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.
Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
ПЛАН
основных мероприятий по профилактике детского и подросткового суицида
Работа с педагогическим коллективом
1. Составление плана работы по профилактике суицида среди детей и подростков Сентябрь Психолог
Соц. педагог
2. Организация контроля за работой по данной проблеме. В течение учебного года Психолог
3. Подбор материалов для работы по данной проблеме В течение учебного года Классные руководители,
Психолог
4. Консультирование классных руководителей овладению методическими навыками педагогических и психологических технологий с данной категорией учащихся. В течение учебного года Психолог
5. Подготовка опросников (анкет) и анализ по результатам проведенных психоисследований среди учащихся. В течение учебного года Психолог
6. Семинар на тему «Молодежные субкультуры» Ноябрь Психолог
7. Индивидуальная работа, консультирование по психологическим проблемам педагогов, учащихся В течение учебного года Психолог
8. Работа по профилактике суицида среди детей и подростков совместно с представителями здравоохранения, правоохранительными органами и др. по данной теме. В течение учебного года Психолог,
Классные руководители
9. Проведение мониторинга по социальным, педагогическим, психологическим проблемам среди учащихся, педагогов школы В течение учебного года Психолог
10. Обзор литературы и информация о новых методических пособиях по работе с классным коллективом, по психологии, по работе с проблемными детьми и подростками. В течение учебного года Библиотекарь
11. Подведение итогов по работе с учащимися «группы риска». В конце каждой четверти учебного года Психолог, Соц. педагог
Работа с учащимися
1. Индивидуальная работа с проблемными учениками по социально-психологическим вопросам В течение учебного года Психолог
2. Классные часы с учащимися на тему ЗОЖ Октябрь -ноябрь Классные руководители,
Психолог
3. Тренинговые занятия с учащимися В течение учебного года Психолог
4. Классные часы:
1. Мое здоровье.
2. Почему трудно признать свою вину?
3. Как справиться с плохим настроением
4. Учимся дарить радость другим людям.
5. Самовосприятие, самоуважение, самоодобрение.
6. Дружба – главное чудо.
7. Давайте понимать друг друга.
8. Освоение способов повышения настроения.
9. Жизнь по собственному выбору. В течение года Классные руководители, медицинские работники
5. Анкетирование среди воспитанников с целью выявления конфликтных ситуаций в семье, физического, психологического насилия. 1-е полугодие Психолог
Список литературы
1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3. Бурмистрова Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М. : МГППУ, 2006.
4. Войцех В. Ф. К проблеме раннего прогноза суицидального поведения // 5-е клинические павловские чтения («Кризисные состояния. Суицидальное поведение»). СПб., 2002 — С. 13-18.
5. Вроно Е. М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. – М., 2001. - 39 с.
6. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
7. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
8. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
9. Казакова Е. И., и др. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. - Владос, 2003.
10. Калягина Е. А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. – Абакан, 2009.
11. Кий Н. М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков. Автореферат … канд. пед. наук. – Петропавловск-Камчатский, 2005.
12. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
13. Лапшин В. Е. Педагогические основы профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи. Автореферат … доктора пед. наук. – Кострома, 2010.
14. Личко А. Е., Александров А. А. Суицидальное поведение у подростков / А. Е. Личко, А. А. Александров // Клинико-психологические, социальные и правовые проблемы суицидального поведения : Мат. симпозиума. М. : НИИ психиатрии, НИИ МВД, 1974. - С. 71-79.
15. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
16. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М., 2003.
17. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост. : А. Г. Абрумова и В. А. Тихоненко. М., 1980.
18. Синягин Ю. В., Синягина Н. Ю. Детский суицид : психологический взгляд. - СПб, КАРО. - 2006.-176с.
19. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. -М. :Владос, 2001.-96с.
20. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
21. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
22. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
23. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39
24. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
25. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16
26. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.