Нафиса Гареева
План работы кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. Введение….…3
II. Перспективный план работы…. ….6
III. Ожидаемые результаты….….14
IV. Список литературы….15
ВВЕДЕНИЕ
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук
посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.
Темочки:
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка.
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель и задачи
Цель: развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи:
1. развивать творческие способности воспитанников;
2. способствовать выработке навыков работы с различными материалами;
3. создать условия для детского творчества;
4. обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т. д. ;
5. Закреплять уже знакомые практические умения и навыки работы с бумагой : обрывание, скатывание в комок, скручивание в жгутик.
6. Закреплять умения работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой; учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции).
Основные принципы:
Учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Основные методы:
1. Словесный – предварительная беседа, беседа по теме.
2. Наглядный – показ образца изделия, анализ образца; работа по образцу; составление плана работы по изготовлению изделия.
3. Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Режим занятий:
Занятия рассчитаны для детей 3-4 лет. В кружок принимаются все желающие воспитанники, не имеющих медицинских противопоказаний. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.
Занятия проводятся по следующей схеме:
-введение в тему;
-создание эмоционального настроения;
Срок реализации программы : Кружок проводится с 1сентября по 31 мая
Перспективный план работы
№ занятия Тема занятия Программное
содержание Оборудование
Сентябрь
1 Открытие кружка : «Умелые ручки» Первое посещение кружка (беседа) Книги, материалы для рисования, лепки, аппликации
2 «Яблоки в корзине» Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного,зеленого цветов, клей ПВА
3 «Дождик, дождик – кап, кап». Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки
4 «Осенние листочки». Пальчиковая игра «Осенние листочки».Рисование с использованием отпечатков осенних листочков.
Листы бумаги, краски: красный, желтый цвет, салфетки, кисточки. Листики для игры и отпечатков. Иллюстрации и эскизы.
Октябрь
1 «Вышла курочка гулять». Песня «Вышла курочка гулять».
Аппликация из листьев «Цыпленок», «Курочка» Альбомный лист, листья, клей
2 «Угощение для курочки и цыплят». Пальчиковая игра.
«Это Я».
Аппликация с использованием пластилина - техника мозаика Шаблон курочки, цыплят или угощения, разноцветный пластилин (маленькие разноцветные шарики).
3 «Сорока-ворона». Пальчиковая игра «Сорока-ворона».
Аппликация из круга и полукруга «Сорока» Круг и полукруг из цветной бумаги
4 «Осенний лес». Гимнастика «Мы идем в осенний лес».
Аппликация из гербария "Осенний лес"
Альбомный лист, гербарий, клей
5 «Ветка рябины»(коллективная работа) Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Тонированного листа ватмана, сухие листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки
Ноябрь
1 «Угощение для бельчат и ежат» Гимнастика «Мы идем в осенний лес».Выполнение работы в технике -тестопластика "Угощение для бельчат и ежат" Соленое тесто, форма для выдавливания фигур, салфетка, иллюстрации угощений
2 «В гостях у белки и ежа» Гимнастика «Мы идем в осенний лес».Аппликация из природного материала «Ёжик» Альбомный лист, семена, клей, листья
3 «Мишка - косолапый». Гимнастика "Медведь".Обрывная аппликация - «Малина для мишки». Основа из картона, кусочки цветной бумаги красного, коричневого и зеленого цветов, клей, кисть, иллюстрации малины
4 «Снегирек сидит на ветке.». Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей ПВА.
Декабрь
1 «Вот зима, кругом бело» Пальчиковая гимнастика «Прогулка» Рисование «Зимний дом» Шаблоны зимних домов, краски, клей, вата
2 «Зимние забавы» Пальчиковая гимнастика «Снеговик».Аппликация из косметических дисков «Снеговик» Диски, белый, голубой картон, клей
3 «Были бы у ёлочки ножки…». Пальчиковая игра «Шарик».Обрывная аппликация «Елочка». Шаблоны елочек, иллюстрации зимних елочек, цветная бумага, клей.
4 «Мы слепили снеговика»(коллективная работа) Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки
5 «Новогодняя елочка» Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников, с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров, двусторонняя бумага ярких цветов (фантики, клей, кисти, салфетки
Январь
1 «Белка» Пальчиковая гимнастика "Белка".Выполнение работы в технике тестопластика "Шишка" Соленое тесто, форма для фигур, природный материал - шишка ели, сосны, лиственницы
2 «Снегири» Пальчиковая гимнастика "Снегири".Аппликация из круга и полукруга "Снегирь" Презентация "Зимующие птицы", иллюстрация снегиря, цветные круги, клей.
3 «Покормим птичек, птичек синичек» Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. Двусторонняя коричневая бумага; альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки
5 «Петушок-золотой гребешок»(коллективная работа) Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). Тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки
Февраль
1 "Снежок" Пальчиковая гимнастика "Снежинки".Рисование крупой "Снежок для елочки" Шаблоны елочек, клей, крупа, краски.
2 "Мы во двор пришли гулять. " Гимнастика «Мы во двор пошли гулять».Обрывная аппликация "Мы во двор пришли гулять" Шаблоны домов, зимних деревьев, белая и цветная бумага, клей, кисть, салфетки, музыка
3 «Вьюга-завируха» Пальчиковая гимнастика «Зима».Рисование ватными палочками «Варежка для друга» Трафарет варежки
4 "Зимой" Пальчиковая гимнастика "Зима"
2) Аппликация "Зимний дворик" Шаблон дома, клей, фломастеры, вата
Март
1 «Смотрит солнышко в окошко» Продолжать учить детей работать в смешанной технике : бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.
2 «Цветочек для мамочки» Гимнастика «Цветочек для мамочки».Коллективная работа "Корзина цветов" Ватман листья, корзина, клей цветы - отпечатки детей
3 «Радуются взрослые и дети» Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».Работа с природным материалом «Солнце» Диски, одноразовые тарелки, выкрашенные в желтый цвет, желтая пряжа, клей
4 «Пальчики здороваются» Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».Аппликация "Ландыш" Голубой картон, зеленая цветная бумага, семечки тыквы, клей, иллюстрации цветка.
5 «Моя любимая игрушка» (пирамидка, неваляшка) Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка
Апрель
1 «Облака – белогривые лошадки» Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща. Тонированного листа ватмана с изображением реки,белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.
2 "Мы все умеем" Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем".Работы, выполненные в технике тестопластика - оформление Фигуры, краски
3 «Встали пальчики» Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики».
Аппликация с использованием пластилина техника точка "Рыбка» Пластилин, шаблоны рыб, иллюстрации
4 «Транспорт» Пальчиковая гимнастика «Транспорт».Аппликация «Грузовичок»
Цветная бумага, клей
Май
1 «Моя семья» Пальчиковая гимнастика «Моя семья».Коллективная работа "Птичий двор" Ватман, краски, цветной песок, пластилин, цветная бумага, шаблоны
2 «Радуются взрослые и дети» Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».Совместная творческая работа "Наша группа "Смешарики» Проводится совместно с родителями
3 «Колобок -румяный бок» Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. Бабушка (кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА,салфетка
4 «Радуются взрослые и дети» Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».Работа с бросовым материалом "Бабочка" Цветная бумага, втулка, клей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами: разрывать и сминать бумагу, выполнять аппликацию, рисовать, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М. ,Оникс, 2009 г.
2. НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
3. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
4. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В. Г. Дмитриева
5. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С. Е. Большакова
6. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
7. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М. 2008.