Мария Гребнева
План работы кружка «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Введение
Патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы воспитать в детях любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Публикация «План работы кружка „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек.
К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель работы кружка : формирование социально-активной личности; воспитание патриотических чувств к своей Родине; развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства; воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите; развитие логического мышления, творчества, речи ребенка.
Задачи работы кружка :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развивать бережное отношение к родному городу;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
• формирование познавательной сферы.
Свой кружок я назвала «С чего начинается Родина?». Мне хотелось донести до детей, что Родина – это не только страна, в которой человек родился и живет. Что это наша семья, наш дом, наша улица, наш город. Предварительно детьми была прослушана аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского). Побеседовав с ребятами на тему «Родина», я поняла, что она им очень интересна, и не сомневалась, что именно такой кружок я хочу вести. Занятия проводились в старшей и подготовительной группе в течение двух лет.
Старшая группа
Месяц
Программное содержание
Мой детский сад
Сентябрь
1 неделя Экскурсия по детскому саду
Познакомить детей с созданием детского сада, групповой комнаты. Познакомить с названием и назначением тех или иных предметов, находящихся в группе. Воспитывать бережное отношение к книгам и игрушкам. Учить детей ориентироваться в ближайшем окружении.
Сентябрь
2 неделя Продолжение
Побеседовать с детьми о профессиях в детском саду, о дружбе в группе; воспитывать уважение к старшим; учить быть внимательными к сверстникам.
Сентябрь 3неделя Изготовление подарков
Сделать подарки для малышей своими руками (аппликация) Воспитывать желание заботиться о младших, помогать им.
Сентябрь 4 неделя Мой любимый детский сад
Чтение стихов о детском саде. Спросить детей, почему им нравится ходить в детский сад. В заключении рисование на тему «Мой любимый детский сад».
Моя семья
Октябрь 1 неделя Я и моя семья
Объяснить детям понятие «семья». Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, развивать самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитывать у детей доброе отношение к родным и близким.
Октябрь 2 неделя Продолжение
Спросить детей, как они понимают слово «Я»; воспитывать у них уважение к себе; учить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что они уже умеют делать. Беседа на тему: «Родня». Рисование на тему «Моя семья».
Октябрь 3 неделя Я дома
Побеседовать об обязанностях детей дома. Спросить, как они помогают родителям по дому. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание помочь.
Октябрь 4 неделя Генеалогическое древо
Рассказать детям, что такое генеалогическое древо. Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. Чтение стихов, поговорок, пословиц о семье. Дать задание: вместе с родителями нарисовать генеалогическое древо.
Ноябрь 1 неделя Моё имя
Побеседовать на тему: «Для чего человеку имя». Рассказать детям, что означают их имена.
Родная природа
Ноябрь 2 неделя Наша природа
Побеседовать с детьми о природе. Сказать, что любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе. Рисование «Береги природу»
Ноябрь 3 неделя Продолжение
Рассматривание иллюстраций о природе. Уточнить, как разнообразна природа нашей страны, как она красива в любое время года. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней. Показать детям картинки с видами растений, птиц, животных, находящихся на грани вымирания. Через игры («Разные ситуации») закрепить правила поведения в природе; составить рассказы («Что будет, если исчезнут леса, птицы»).
Ноябрь 4 неделя Русский лес – чудесный лес
Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Побеседовать о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций. Составить вместе с детьми кодекс правил поведения в лесу. Аппликация «Чудесный лес».
Декабрь 1 неделя Что такое заповедник?
Познакомить детей с назначением природных заповедников. Беседа о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных. Рисование на тему «Красная книга России», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.
«Мой край и город, в котором живу»
Декабрь 2 неделя Республика Марий Эл
Уточнить у детей знания о Республики. Познакомить с гербом и флагом. Прослушать гимн. Рассказать об истории возникновения республики, как раньше она называлась. Воспитывать любовь и уважение к месту, где родился ребёнок. Рисование «Моя Республика».
Декабрь 3 неделя Малая родина. За что мы любим свой город?
Уточнить знания детей о родном городе. Повторить, что Йошкар–Ола является столицей Республики Марий Эл.
Формировать понимание выражения «малая родина». Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города, памятниками, лучшими людьми.
Декабрь 4 неделя История возникновения родного города
Закрепить знания детей о родном городе, полученные на предыдущем занятии. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории родного города. Изготовление альбома «Мой город – Йошкар – Ола».
Январь 1 неделя Герб родного города
Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу. Воспитывать патриотические чувства.
Родная страна
Январь 2 неделя Страна, в которой мы живём
Закрепить знания детей о названии страны. Рассказать о столице России – Москве. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Январь 3 неделя Государственные символы России – флаг, гимн
Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Прослушать гимн. Спросить, какие чувства испытывают дети, слушая гимн Российской Федерации. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. Аппликация «Флаг России».
Январь 4 неделя Государственный символ России – герб
Закрепить и обобщить знания о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народно-прикладным искусством. Занятия, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание иллюстраций государственного герба. Дидактическая игра «Узнай свой герб»
Февраль 1 неделя С чего начинается Родина?
Чтение стихотворения Матусовского «С чего начинается Родина?». Спросить детей, как они понимают слово «Родина». Разучивание пословиц о Родине. Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как род, родители, Родина. Пробудить интерес к истории своей Родины.
День защитника Отечества
Февраль 2 неделя «Защитники земли русской»
Познакомить детей с былинными героями земли русской (Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец). Чтение былин. Рассказать о силе богатырей; показ картины «Три богатыря».
Февраль 3 неделя Защитники Отечества
Расширять представление о защитниках Отечества в разные исторические эпохи. Рассказать о Российской армии, воспитывать уважение к мужеству русских солдат. Формировать у детей образ героя, защитника своего государства; воспитывали уважительное отношение к защитникам Отечества. Чтение стихов об армии, рассматривание иллюстраций. Подготовка к празднику «День защитника Отечества». Изготовление детьми подарков для пап (аппликация).
Февраль 4 неделя Праздник «День защитника Отечества»
Песни, стихи, спортивные эстафеты. Вручение подарков для пап.
Праздник радости
Март 1 неделя Мамин праздник
Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам. Познакомить детей с женщинами в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики. Изготовление подарков для мам и бабушек (аппликация)
Март 2 неделя Праздник 8 марта
Песни, стихи про мам и бабушек. Вручение подарков.
Март 3 неделя Мамы всякие важны, мамы всякие нужны
Воспитывать у детей доброе, внимательное отношение к старшим. Закрепить знания детей о разнообразном труде женщин, наших мам. Воспитывать желание помогать им. Рисование «Мамочка моя».
Март 4 неделя Масленица
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы. Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора. Угощение детей блинами.
Апрель 1 неделя Космос
Рассказать про космос, показать иллюстрации. Повторить названия планет. Спросить, на какой планете мы живём. Рисование «Космос».
Апрель 2 неделя «Наши космонавты», «герои – земляки»
Сказать, что 12 апреля – День космонавтики. Рассказ о Ю. Гагарине – первом человеке, побывавшем в космосе. Показ иллюстраций. Беседа о Валентине Терешковой.
Апрель 3 неделя Кем быть?
Закрепить знания детей о профессиях, названиях и рода деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. Рисование «Моя профессия».
Апрель 4 неделя Что такое героизм?
Спросить детей, как они понимают слово «героизм». Формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.
Май 1 неделя Этот день Победы
Напомнить детям, что 9 мая мы отмечаем день Победы. Рассказ о Великой Отечественно войне. Показ иллюстраций, чтение стихов. Слушание песни «Этот день Победы». Изготовление подарков ветеранам.
Май 2 неделя 9 мая – день Победы
Рассказы Родственников ветеранов войны и тружеников тыла о тех страшных днях. Рисование «День Победы». Показ презентации на тему «День Победы». Воспитание патриотических чувств, гордости за своих земляков.
Май 3 неделя Мы – патриоты
Обобщить и систематизировать знания детей по патриотическому воспитанию.
Формировать уважительное отношение к родной стране.
Май 4 неделя Экскурсия с детьми по городу.
Показать основные памятники и достопримечательности Йошкар – Олы. Воспитывать любовь городу, бережное отношение к её культурному и историческому наследию.
Подготовительная группа
Месяц
Программное содержание
Сентябрь
1 неделя В страну знаний
Спросить детей, как они провели лето, что узнали интересного. Напомнить, что через год они пойду в школу. Экскурсия в школу. Формировать познавательные интересы и активность детей. Вызывать желание учиться.
Сентябрь
2 неделя Мой любимый детский сад
Беседа «Важность труда всех людей, работающих в детском саду». Побеседовать с детьми о профессиях в детском саду, воспитывать уважение к старшим; учить быть внимательными к сверстникам, помогать во всём малышам. Рисование «Мой детский сад». Создание герба группы.
Сентябрь 3неделя Моя семья
Установление и обозначение родственных отношений. Спросить детей, как они понимают слово «семья». Воспитывать любовь и уважение к близким людям; вызвать интерес к их профессии и деятельности.
Сентябрь 4 неделя Продолжение
Рассматривание семейных фотографий. Закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что все в семье любят, заботятся и помогают друг другу. Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. Рисование «Мама, папа, я – дружная семья».
Октябрь 1 неделя Мир вокруг нас
Спросить детей, что такое мир. Формировать представление о мире, разных странах мира.
Воспитывать в детях патриотические чувства. Рисование «Мой мир»
Октябрь 2 неделя Россия на карте мира
Дать первые представления о планете Земля; познакомить с глобусом, с помощью которого определить поверхность нашей планеты; определить место нахождения России, города, в котором мы живём. Расширять кругозор детей.
Октябрь 3 неделя Разноцветные люди
Рассказать, что на нашей планете живут люди с разным цветом кожи, разной национальности. Показ презентации «Люди планеты Земля». Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности.
Октябрь 4 неделя Природа
Рассматривание иллюстраций. Уточнить, как разнообразна природа нашей страны, как она красива в любое время года. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней.
Ноябрь 1 неделя Наша страна - Россия
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». Оформление стенда совместно с детьми «Наш дом - Россия».
Ноябрь 2 неделя Символика страны
Продолжать знакомить детей с историей возникновения страны, с её символикой. Прослушивание гимна, выучить с детьми слова гимна. Воспитывать интерес к истории страны.
Ноябрь 3 неделя Города России
Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т. д. формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Ноябрь 4 неделя Главный город России
Рассказать детям, что столица России – Москва. Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы, просмотр видеофильмов.
Декабрь 1 неделя Народы России
Познакомить детей с тем, что в России живут разные народы: русские, татары, карелы, буряты и др. У них свой родной язык, свои песни, сказки, игры. Но все они говорят на русском языке, любят общую Родину. Развивать интерес к своей стране, чувство гордости за неё.
Декабрь 2 неделя Путешествие по родному городу
Систематизировать знания детей о родном городе. Вспомнить, как выглядит символика нашей республики, герб города. Отметить, что город омолаживается, строятся новые дома, дороги, жители г. Йошкар-Олы заботятся о своём городе, делают его чистым и красивым. Воспитывать любовь к родному городу, гордость за то, что мы живём в нём. Рассматривание альбома «Мой город – Йошкар-Ола».
Декабрь 3 неделя О чём рассказывают улицы
Спросить детей, на какой улице они живут, адрес. Закреплять обобщающие знания об улицах города. Знакомить с новыми названиями улиц. Воспитывать любовь к городу.
Декабрь 4 неделя Город и село
Уточнить знания детей о характерных особенностях города и села «внешний вид, транспорт, труд людей». Рассматривание иллюстраций. Активизировать словарь: доярка, птичница, водитель.
Январь 1 неделя «Зимние праздники: Рождество, Святки, Крещение»
Знакомить детей с зимними праздниками народного календаря, обычаями русского народа. Вызвать интерес к народным праздникам.
Январь 2 неделя «Как жили славяне»
Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. Презентация «Жизнь в старину».
Январь 3 неделя Продолжение
Беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта. Фольклорный праздник «Веселая Ярмарка»
Январь 4 неделя «Жили – были дед да баба»
Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Развивать у детей интерес к истории.
Февраль 1 неделя «Забавы вокруг печки»
Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине. Рассматривание иллюстраций.
Февраль 2 неделя Русские народные промыслы
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Беседы о русских народных промыслах; игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими игрушками. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т. д. Лепка.
Февраль 3 неделя Что значит быть гражданином?
Рассказать о правах и обязанностях гражданина России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». Беседа о правах человека. Конституция РФ.
Февраль 4 неделя «День защитника Отечества»
Расширять представление о защитниках Отечества в разные исторические эпохи. Рассказать о Российской армии. Формировать у детей образ героя, защитника своего государства; воспитывали уважительное отношение к защитникам Отечества. Изготовление детьми подарков для пап (аппликация). Праздник «День защитника Отечества».
Март 1 неделя Милая мамочка моя
Воспитывать у детей доброе, внимательное отношение к старшим. Закрепить знания детей о разнообразном труде женщин, наших мам. Воспитывать желание помогать им. Подарок для мамы (вышивание цветка)
Март 2 неделя Праздник 8 марта
Песни, стихи для мам и бабушек.
Март 3 неделя Встреча с прекрасным
Закрепить знания детей о том, что такое музей, какие бывают музеи. Вспомнить, какие музеи родного города они знают. Закрепить знания детей о произведениях искусства, с которыми они знакомились на занятиях по изобразительной деятельности.
Март 4 неделя Масленица
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы. Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора. Угощение детей блинами.
Апрель 1 неделя «Откуда к нам пришла книга»
Дать детям знания о том, как делается книга. Подвести к пониманию того, что к книгам нужно относиться бережно, чтобы книги жили как можно дольше.
Апрель 2 неделя «Наши космонавты»
Сказать, что 12 апреля – День космонавтики. Рассказ о Ю. Гагарине – первом человеке, побывавшем в космосе. Показ иллюстраций. Беседа о Валентине Терешковой.
Апрель 3 неделя Предметы, которые нас окружают
Закрепить знания детей о назначении предметов, о названии материалов из которых сделаны предметы. Расширять представления детей об истории создания предметов человеком. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает. Показ презентации «История вещей»
Апрель 4 неделя Великая река – Волга
Расширять знания детей об одной из самых больших и красивых рек нашей страны. Дать детям представления о том, как велико значение Волги для жизнедеятельности людей нашей страны (т. к. на ней расположено много городов и сёл).
Май 1 неделя Этот день Победы
Напомнить детям, что 9 мая мы отмечаем день Победы. Рассказ о Великой Отечественно войне. Показ иллюстраций, чтение стихов. Слушание песни «Этот день Победы». Изготовление подарков ветеранам.
Май 2 неделя Знаменитые земляки
Познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. Рисование «Салют в честь Дня Победы».
Май 3 неделя «Боевая слава нашего народа»
Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Май 4 неделя С чего начинается Родина?
Спросить детей, что для них значит Родина; какие занятия кружка им понравились больше всего. Проведение диагностического исследования.
Выводы: Делая выводы по диагностическому обследованию детей в группе, я сделала сравнительные характеристики. Для изучения и оценки результативности знаний дошкольников я использовала диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»». В основу диагностической работы были положены теоретические идеи А. В. Запорожца, О. М. Дьяченко, Н. В. Вераксы, Д. Б. Эльконина. Оценивалось интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе».
Первый этап проведения диагностического исследования детей старшей группы показал невысокие баллы. У детей были трудности в названии своего родного города, своей страны, не говоря уже о символике. Но по результатам проделанной работы был виден положительный результат, к началу подготовительной группы дети без ошибок называли свой адрес, родной город, родную страну; знали, как выглядят флаг и герб России; имели представления о культуре своей страны, о своём народе.
В ходе проведения кружка дети получили знания о своей стране, о своём городе, обогатили свой словарный запас новыми словами и терминами. Я не ждала от детей взрослых форм проявления любви к родной стране, но то, что они начали проявлять интерес к своей Родине и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то могу считать, что цель и задачи кружка выполнены.