Юля Космачёва
План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №230»
Космачёва Юлия Александровна
Рабочая программа кружка «Родная старина»
Публикация «План работы кружка „Родная старина“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, фор мирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.
Цель: нравственно- патриотическое воспитание личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русской народной культуры.
Задачи:
побуждать интерес к произведениям устного народного творчества;
приобщать детей к истокам русской национальной культуры;
способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;
знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
сформировать чувство национального достоинства;
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;
проанализировать полученные результаты.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Проводится нод один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 34 занятий. Продолжительность 25 минут (в зависимости от возраста детей).
Возрастные
группы
Продолжительность НОД
В неделю
В месяц
В год
Количество НОД
Продолжительность НОД
Количество
НОД
Продолжительность НОД
Количество
НОД
Продолжительность НОД
старшая группа
25 мин
1
25 мин
4
100мин
34
750 мин \ 12.5 ч
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Формы работы :
Двигательная: Подвижные игры, дидактические игры.
Продуктивная: изготовление продуктов детского творчества.
Коммуникативная: беседа, отгадывание загадок, речевые ситуации.
Трудовая: совместная деятельность.
Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Планирование непосредственно образовательной деятельности, реализуемой в ходе совместной деятельности взрослого и детей,
для детей старшей группы кружка «Родная старина»
№
Тема
Цель
Литература
1
«Что летом родится - зимой пригодится»
Закрепить летние приметы, народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Закреплять умения отгадывать загадки о летних явлениях природы.
3
2
«Гуляй, да присматривайся»
Познакомить с первым осенним месяцем, его приметами. Закреплять знания о деревьях и их плодах Разучивание песенки-попевки: «Весенушка – осень»
3
3
«Вершки да корешки»
Познакомить со сказкой «Мужик и медведь». Закрепить знания детей о технических культурах, выращиваемых предками.
3
4
«Хлеб - всему голова»
Знакомить детей с трудом крестьянина по выращиванию хлеба в доиндустриальный период. Знакомить со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Разучивание пословиц и поговорок о хлебе
3
5
«Чудо-чудо дивное»
Знакомство с разнообразием русских народных игрушек.
6
«Октябрь пахнет капустой»
Знакомить с характерными для октября явлениями природы, народными обычаями и праздниками (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревяным корытце, тяпкой. Повторение попевки «Весенушка- осень»
2
7
«Всякому молодцу - ремесло к лицу»
Расширять знания о народных ремёслах, предметах быта.
8
«Зайчишка – трусишка»
Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка – трусишка»
3
9
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»
Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимо выручке и поддержке
3
10
«Знаешь ли ты сказки»?
Литературная викторина по сказкам «Заяц – хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый»
3
11
Гончарные мастеровые
Знакомство с гончарным промыслом. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Закрепить название изделий из глины, орудий труда гончара
3
12
«Традиции россиян»
Знакомство с традиционными русскими праздниками.
1
13
«В гостях у тетушки Алены»
Знакомство с русской избой, традициями взаимопомощи на Руси.
1
14
«Одежда наших предков»
Знакомство с традиционным русским костюмом: сарафан, рубаха, юбка понёва.
1
15
«Узоры для русских красавиц»
Рассказ о народных орнаментах, Украшение сарафанов.
2
16
«Здравствуй, зимушка – зима!»
Закрепить знания о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».
3
17
«Проказы старухи зимы»
Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
3
18
«Пришла коляда – отворяй ворота»
Знакомство с традицией рождественских праздников и колядования. Разучивание колядки
2
19
«Хороший город Городец»
Дать знания о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.
4
20
«Городецкая роспись»
Продолжение знакомства с Городецкой росписью. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве
4
21
«Гуляй да присматривайся»
Расширить представление о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза»
3
22
«Ой ты, масленица!»
Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен
2
23
«Нет милее дружка, чем родимая матушка»
Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. Воспитание уважения к женщине.
3
24
«Мудреному и счастье к лицу»
Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок
3
25
Пасха
Знакомство с праздником Святой Пасхи
3
26
Красная горка
Знакомство с традициями пасхальной недели.
2
27
«Гуляй, да присматривайся»
Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»
3
28
«Весна, весна, поди сюда!»
Пение закличек о весне. Словесное упражнение о весне»
3
29
«Шутку шутить – людей насмешить»
Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях
3
30
«Небылица в лицах, небывальщина»
Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц
3
31
«Весна красна цветами»
Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом»
3
32
«Голубая Гжель»
Особенности орнамента изделий по мотивам Гжели.
4
33
«Золотая Хохлома»
Расширить знания об Особенностях орнамента деревянной посуды хохломских мастеров.
4
34
«Русские игрушки»
Знакомство с особенностями богородской, филимоновской игрушки.
4
Использованная литература
1. Данилова Г. Н, Дошкольнику об истории и культуре России. М. 2004
2. Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры. / Дошкольное воспитание 2006 №10
3. Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С-П. 2002.
4. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством. М. 2003
5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. 1987.