Токбаева Дана Муаедовна
План-программа кружка «По дороге к Азбуке» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
План-программа кружка для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Принципы построения и реализации программы.
• Концентрический принцип построения каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущее, раскрывая его на уровне сложности.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Блочно- тематический принцип планирования содержания.
Публикация «План-программа кружка „По дороге к Азбуке“ для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
• Основные разделы программы группируются вокруг единой темы.
• Принцип «занимательного общения»-использование эврических методы преподнесения материала.
• Принцип обогащения сенсорно- чувственного опыта.
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Формы, методы, принципы образовательной деятельности с детьми.
• Игры (дидактические, развивающие, словесные).
• Рассматривание картин.
• Использование мелких игрушек.
• Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
• Использование рассказов, стихов, загадок, потешек, считалок.
• Решение сканвордов и кроссвордов.
• Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
• Задания для развития речевой интонационной выразительности.
• Задания для развития мелкой моторики.
Формы работы с родителями.
• Совместные мероприятия родителей и детей : тематическая и интегрированная образовательная деятельность.
• Интерактивное общение.
• Наглядная пропаганда.
• Досуг
• Изучение и обобщение опыта работы с семьёй.
• Изготовление игр, пособий.
• Практикумы, мастер-класс.
• Изготовление стенгазет.
Создание условий для речевого развития
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого изготовлены игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид. В непосредственно образовательной деятельности применяется иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал. В совместной деятельности с детьми используются различные формы организации педагогического процесса: развлечения, путешествия, соревнования, открытые вопросы, проблемные ситуации. Для успешного развития детей в группе создана речевая зона. Она представлена театральным и книжным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ручных кукол. Используется фланелеграф, на котором дети могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, определять место звука в слове, составлять схемы предложений и по данной схеме составлять предложение. В речевом уголке детям предложены следующие игры: «Маленькие слова», «Что сначала, что потом», «Забавные истории», «Стань другом природы» и другие. Также речевая зона представлена картотеками - картотека пальчиковой гимнастики; - картотека физминуток; - картотека потешек; данная работа направлена на развитие речи детей. Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, учитываются особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Игры и игровые задания используются не только в непосредственно образовательной деятельности по каждому направлению, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Также используются как приём на прогулках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Наименование
модулей и тем Количество часов
всего
кол-во занятий мин.
1-ой год обучения
1 «Поющие человечки» (А) 1 25 мин
2 «Поющие человечки» (У) 1 25 мин
3 «Поющие человечки» (И) 1 25 мин
4 «Поющие человечки» (Ы) 1 25 мин
5 «Поющие человечки» (О) 1 25 мин
6 «Я найду слова везде» 1 25 мин
7 «Из чего строится наша речь?» 2 50 мин
8 «Составь предложение» 1 25 мин
9 «Узнай звук» 1 25 мин
10 «Буква К» 1 25 мин
11 «Буква Н» 1 25 мин
12 «Буква М» 1 25 мин
13 «Буква С» 1 25 мин
14 «Буква З» 1 25 мин
15 «Буква Л» 1 25 мин
16 Звуковой анализ слогов, коротких слов 1 25 мин
17 «Чудесные превращения» 1 25 мин
18 «Узнай звук» 1 25 мин
19 «Мы играем» 2 50 мин
20 «Учимся рисовать и лепить букву» 2 50 мин
21 «Полечи букву» 2 50 мин
22 Ребусы, 2 50 мин
23 «Буква Р» 1 25 мин
24 «Буква Т» 1 25 мин
25 «Буква В» 1 25 мин
26 «Буква Г» 1 25 мин
27 «Составь слово» 2 50 мин
28 «Мы играем» 2 50 мин
29 Диагностика 1 25 мин
Итого: 36
2-ой год обучения
1 Диагностика 1 30 мин
2 Повторение 1 1 час
3 Буква Э 1 30 мин
4 «Хитрые гласные» (е, ё, я, ю;) 4 2 часа
5 «Буква Д» 1 30 мин
6 «Буква П» 1 30 мин
7 «Буква Б» 1 30 мин
8 Звуковой анализ слова 3 1 час 30 мин
9 Схема слов 2 1 час
10 «Ударение» 2 1 час
11 «Работа над предложением». Синквейн 3 1 час 30 мин
12 Схема предложения 2 1 час
13 «Буква Ж» 1 30 мин
14 «Буква Ш» 1 30 мин
15 «Буква Х» 1 30 мин
16 «Буква Ч» 1 30 мин
17 «Буква Щ» 1 30 мин
18 «Буква Ц» 1 30 мин
19 «Буква Ф» 1 30 мин
20 «Буква и звук Й» 1 30 мин
21 Буквы Ь и Ъ 1 30 часа
22 «В гостях у Забавушки» 1 30 мин
23 «Путешествие в страну Букв и Звуков» 2 1 час
24 Диагностика 2 1 час
Итого: 36
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Содержание Работа с родителями
1 «Поющие человечки»
«Букв А» знакомство с буквой А, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; пополнять словарный запас. Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам обучения грамоте
Презентация «Страна интересных звуков»
Проведение практикумов «Развиваем моторику рук»
«Поздняя осень" – рассказывание по наблюдению.
2 «Поющие человечки»
«Буквы О» знакомство с буквой О; развивать зрительное и тактильное восприятие; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в фронтальная образовании множественного числа существительных; пополнять словарный запас.
3 «Поющие человечки»
«Буква У» знакомство с буквой У, упражнять составлении звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение определять количество слогов в словах, определять ударный, развивать мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ;
4 «Поющие человечки»
«Буквы Ы» знакомство с буквой Ы, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ;, в составлении предложений по опорным картинкам к заданной схеме, в чтении буквенных сочетаний; развивать память, внимание; пополнять словарный запас.
5 «Поющие человечки»
«Буквы И» знакомство с буквой И, развивать зрительное, восприятие, мелкую моторику, память; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; умение выделять ударный гласный звук; упражнять в чтении буквенных сочетаний; продолжать учить определять место звука в слове
6 «Я найду слова везде» познакомить детей с понятиями : слова – предметы, слова – действия, слова – признаки предметов. пополнять словарный запас; развивать память, фантазию.
7 «Из чего строится наша речь?» формировать у детей представление об устной и письменной речи; познакомить детей с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное; закреплять понятие о предложении
8 «Из чего строится наша речь?» закреплять и совершенствовать у детей понятие о предложении и слове, делить предложение на слова, называя их по порядку; упражнять в составлении предложений, используя схему;
9 «Составь предложение» упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать речь детей, используя для её выразительности различную интонацию; развивать у детей творчество, мышление, память.
10 «Узнай звук» учить определять положение звука в слове (в начале, середине, в конце); называть слова с данным звуком. Проведение практикумов, «Ручка и карандаш – мои помощники»,
Памятка для родителей «Звукобуквенный анализ слова»,
Памятка для родителей «Как составить рассказ по картинке»
11 «Буква К» знакомство с буквой К, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас.
12 «Буква Н» знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление,
13 «Буква М» познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память
14 «Буква С» знакомство с буквой С, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, продолжать учить умению соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные слова, упражнять в образовании множественного числа в названиях детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас. Проведение практикумов, «Развиваем моторику рук»
15 «Буква З» знакомство с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и различении звуков [з], [з’] в слогах, словах, фразах, упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, в употреблении предлогов за, из-за, в подборе однокоренных слов, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, внимание, фонематический анализ и синтез, память