Вера Резниченко
План по самообразованию воспитателя на тему «Опытно-экспериментальная деятельность»
План по самообразованию
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста
Подготовительная к школе группа
Воспитатель 1 категории -- Резниченко В. В.
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Публикация «План по самообразованию воспитателя на тему „Опытно-экспериментальная деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом является экспериментирование.
Актуальность темы
Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:
• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
• не оставлять вопрос без внимания;
• радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Педагог:
• Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
• Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
• Разработать консультации и памятки для родителей
• Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.
Дети:
• Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
• Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Планирование работы по самообразованию
Дата Этап
реализации Содержание работы Практический выход
Сентябрь - октябрь
Подготовительный Постановка цели и задач для педагога и для детей Анализ научно-методической литературы, применение полученных знаний на практике.
Использование методики «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
Оформление экспериментального уголка, пополнение его атрибутами, материалом, спец. посудой.
Знакомство детей с экспериментальным уголком.
Ознакомить родителей с целью, задачами, проблемой по теме детского экспериментирования.
Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя.
Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов (опыта коллег)
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центры игровой деятельности)
Подбор диагностики детей по теме
Разработка плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями
Аналитико-диагностический Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (начало года)
Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.
Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
Анкетирование родителей
Октябрь – май
Основной Реализация плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений Проведение комплекса занятий и игр по теме. Самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником.
Оформление картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
Показ открытого занятия для педагогов ДОУ (обмен опытом).
Сформировать элементарные представления о здоровом образе жизни, о человеческом организме.
Разработка памяток и консультаций по теме
Подготовка открытого занятия по исследовательской деятельности.
Пройти кпк по теме
(по возможности)
Проведение проекта
«О чем поспорили ВОДА и «КОКА - КОЛА?»
Кружок «Я - человек»
Заключительный Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (конец года)
Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе.
Пополнение картотеки консультаций для родителей:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»
«Значение детского экспериментирования для психического развития»
Игры с водой и песком. Это интересно!»
«Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»
Презентация для родителей
«Экспериментируем играя»
Отчет о проделанной работы за учебный год.
Методическая литература и источники
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планир. работы. Вып. 1. Наталия Нищева
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планир. Вып. 2. ФГОС Наталия Нищева
- Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Наталия Нищева
- Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности (подготовительная к школе группа). ФГОС. Ольга Попова
Выводы:
Опытно-экспериментальная деятельность поможет мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменит межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники приобретут опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволит мне повысить свой профессиональный уровень, творческие и практические знания, умения и навыки, и степень вовлеченности в деятельность.