Карташева Татьяна
План по самообразованию «Оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей у дошкольников«
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ягодка» г. Черногорска
План по самообразованию
Тема: «Оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Составила:
Воспитатель
Карташева Т. В.
Черногорск, 2023-2024г.
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию „Оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей у дошкольников„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Оригами. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Поделки. Мастерим с детьми
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей. Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.
Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.
Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.
Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.
Цель: создание условий для развития конструктивных и творческих способностей у детей старшего дошкольного посредством оригами.
Задачи:
• Учить детей различным приёмам преобразования бумаги;
• Познакомить с базовыми формами в оригами;
• Способствовать развитию творческих способностей;
• Развивать кисти рук, глазомер, координацию движений;
• Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
Ожидаемые результаты:
• научатся различным приемам работы с бумагой;
• будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
• научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами :
• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Формы и методы работы:
1. Проведение тематических занятий.
2. Оформление серии выставок для детей.
3. Изготовление поделок.
4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
5. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
7. Проведение мастер класса для родителей.
8. Работа с методической литературой
План работы :
1. Изучение методической литературы
Сентябрь - май
Афонькин С. Ю. ,Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома»;
Афонькин С. Ю. ,Афонькина Е. Ю. «Всё об оригами от простых фигурок до сложных поделок»;
Сержантова Т. Б «Оригами базовые формы».;
Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка».
2. Работа с детьми
Сентябрь
• Познакомить детей с историей возникновения и развития искусства оригами. Познакомить детей со свойствами бумаги. Вызвать интерес к изготовлению поделок из бумаги;
• Познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги;
• Беседа с детьми на тему: «Знакомимся с оригами»;
• Знакомство с базовыми формами «Треугольник» и «Двойной треугольник»;
Октябрь
• Продолжить знакомить с базовой формой в оригами «Треугольник»;
• Упражнять детей в аккуратном складывании;
• Развивать творческие способности;
• Изготовление поделок «Уточка».
Ноябрь
• Продолжить знакомить с базовой формой в оригами «Треугольник»;
• Поделка оригами «Стаканчик».
Декабрь
• Учить работать с исходной формой «двойной треугольник»;
• Продолжать развивать интерес к искусству оригами;
• Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги;
• Поделка оригами «Ёлочка» к наступающему новому году.
Январь
• Воспитывать у детей интерес к изготовлению героев сказки;
• Формировать умения дополнять свою поделку элементами;
• Изготовление поделки «Лисичка» к РНС «Лисичка со скалочкой.
Февраль
• Знакомить детей с базовой формой «Конверт (блинчик)»;
• Способствовать развитию творческого воображения;
• Воспитывать усидчивость;
• Поделка оригами «Конверт с письмом».
Март
• Знакомить детей с базовой формой «Воздушный змей» и на её основе изготовление лепестков для бумажных цветов;
• Развивать точность движений, умение проглаживать лини сгиба;
• Воспитывать интерес к искусству оригами;
• Изготовление открыток к 8 марта с использованием цветов в технике оригами.
Апрель
• Знакомство детей с классической схемой складывания самолётика ко дню космонавтики;
• Изготовление поделки «Самолётик».
Май
• Выставка работ «Вот что мы умеем»;
• Изготовление фотоколлажа поделок.
3. Работа с семьёй
Сентябрь-ноябрь
Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»
Декабрь-январь
Привлечение родителей к изготовлению зимних поделок.
Февраль-март
Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка».
Апрель-май
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семье» (привлечение внимания родителей к созданию условий для совместного семейного творчества.