Гуля Яралиева
План по самообразованию по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь – Май 2023-2024гг.
Подготовительная группа.
Цель:
изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками
2. Проанализировать условия, созданные в детском саду для патриотического воспитания
3. Проанализировать консультации для родителей
Публикация «План по самообразованию по теме „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
4. Проанализировать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
5. Воспитывать любовь детей к Родине.
6. Донести смысл патриотизма до детей.
Актуальность выбранной темы:
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, селу, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно, новые подходы к её решению.
Реализация инновационных подходов к патриотическому воспитанию дает более наглядный результат.
Изучив и применив в своей работе новые методы, я наметила следующие приоритеты:
1. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет, развивать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края, формировать стремление оказать посильную помощь людям, живущим рядом.
2. Для сохранения фольклорного наследия в диалоге поколений нужно возвращение и сбережение вековых нравственных ценностей, в первую очередь народного творчества, которое, обеспечивая преемственность в постижении имеющихся материальных богатств, поможет предотвратить деградацию нашего Отечества.
3. Эффективным педагогическим средством являются сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал. Слушание и обсуждение сказки с последующей её драматизацией дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
ВОЛЮ – сложное и многогранное качество личности.
ВЕРУ В СЕБЯ – умение противостоять неудачам.
СМЕЛОСТЬ – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
ТРУДОЛЮБИЕ – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
НАСТОЙЧИВОСТЬ – терпение и выдержку при достижении цели.
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ – умение держать слово.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – умение определять цель и настойчиво добиваться её.
ДОБРОТУ И ЧЕСТНОСТЬ.
4. В нравственно – патриотическом воспитании, особенно на современном этапе огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи (участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) необходимо прививать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагам»,» трудовой подвиг» и т. д.
Важно подвести ребенка пониманию того, что наш народ победил врагов потому, что все любили свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники.
Каждый год в День Победы желательно приводить детей к памятнику погибшим воинам. Конечно дети ещё слишком малы, чтобы понимать трагедию тех лет, но их поражает огромное количество плит с именами погибших солдат. Они сами становятся участниками скорбного ритуала возложения цветов, минуты молчания.
Это не может не оставить следа в сердце, в памяти.
И это тоже приобщение к истории страны.
План работы на сентябрь – май 2023-2024 гг.
Сентябрь – май
1. Изучение методической литературы:
• Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников"
• Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
• Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека» 1989г
• Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Под ред. А. М. Виноградовой.
2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете: Интернет – ресурсы.
Сентябрь
1. Разработка плана работы по данной теме.
2. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников.
3. Подбор практического материала
Беседа. 1. Мой дом. 2. Конституция России
Беседа. Моя семья
Беседа. Мой детский сад, школа, институт
Октябрь
• Оформление зоны в группе детского сада «Патриотический воспитание».
• Виртуальная экскурсии по родному поселку
• Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
• Консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»
• Чтение литературы о Родине и других исторических событиях.
• Беседа. Мои друзья
• Беседа. Русская природа
• Беседа. Моя страна
• Беседа. Большая и малая Родина
Ноябрь
• Ознакомление с русскими народными сказками (чтение сказок, рисунки на эту тему)
• Чтение литературы о Родине и других исторических событиях.
• Беседа. История
• Беседа. Устное народное творчество
• Беседа. Народные традиции
• Беседа. Семейные традиции
• Беседа. Сказки
Декабрь
• Консультация для родителей «»
• Чтение литературы о Родине и других исторических событиях.
• Беседа.
• Беседа. Традиционная одежда
• Беседа. Русская кухня
• Беседа. Символы власти
Январь
• Чтение литературы о Родине и других исторических событиях.
• Беседа. Русские товары
• Беседа. Предметы обихода
• Беседа. Игрушки
• Беседа. Царь-вещи
Февраль
• Чтение литературы о Родине и других исторических событиях
• Подготовка и проведение праздника «День защитника отечества»
• Приготовить подарки для пап своими руками.
• Беседа. Символы графические
• Беседа. Графические узоры
• Беседа. «День защитника отечества» (история появления праздника)
• Беседа. Символы русской вышивки
Март
• Чтение литературы о Родине и других исторических событиях.
• Открытки к празднику своими руками для любимой мамы
• Выставка детских работ на тему «Маме с любовью»
• Беседа. Мама 8 марта
• Беседа. Родной язык
• Беседа. Президент — глава государства
• Беседа. Гимн России
Апрель
• Чтение литературы о Родине и других исторических событиях.
• Выставка творческих работ на тему «Космос»
• Беседа 1. Флаги. 2. Флаг России
• Беседа. Герб России
• Беседа 1. Важнейшие события в истории России. 2. Важнейшие события в истории России (продолжение)
• Беседа. День космонавтики Беседа о великих русских космонавтах и летчиках
Май
• Презентация на тему «День Победы»
• Экскурсия к памятнику, приуроченная ко Дню Победы.
• Чтение литературы о Родине, о ВОВ и других исторических событиях.
• Беседа 1. Русские богатыри. 2. Русские богатыри (продолжение)
• Беседа. Полководцы и герои
• Беседа. Ими гордится Россия
• Подведение итогов самообразования.
Выход из темы.
Фотоотчет (презентация) по теме самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Литература.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб. : Питер,2000. - 340с.
3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. - СПб. : Атлант, 2003. - 258с.
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель - дети. - М. : 1985. - 204с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с.
6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М. : Аргос, 1990. - 213с.
7. Знакомим детей с малой Родиной. (Презентация)
8. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
9. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
10. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
11. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека"
12. Шорыгина Т. А. Наша Родина — Россия. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2013. — 96 с. (Детям о самом важном).
13.«Истоки патриотизма» Беседы с ребенком
14.«Негосударственные символы России». Беседы с ребенком