татьяна фомина
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 Выборгского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию
воспитателя второй младшей группы №2
Фоминой Татьяны Владимировны
На тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
2021-2022 гг.
Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Проблема охраны здоровья подрастающего поколения является постоянной заботой нашего государства. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение детей имеет много проблем со здоровьем. У некоторых детей плохая координация движений рук, несогласованность движений руки и глаза, трудность в удержании предметов, несформированность речевых процессов и коммуникативной деятельности и многое другое. И поэтому у детей возникают трудности в усвоении образовательного стандарта при посещении дошкольного образовательного учреждения.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т. д., перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т. д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно, с самого раннего возраста.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка и др. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является продуктивная деятельность. Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т. е. со всем психическим развитием ребёнка.
Первой продуктивной деятельностью ребёнка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность.
Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, т. е. карандашом, кистью, ножницами, глиной, клеем, и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребёнка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития мелкой моторики.
Считаю данную тему актуальной, так как это способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка, развитию воображения, творчества, фантазии. Помогает ребятам приобрести уверенность в себе, ведь после каждой работы они могут увидеть её результат.
Цель: Создать условия для формирования мелкой моторики руки через продуктивные виды деятельности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста, самообразование;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Группа: вторая младшая группа
Сроки: 2021-2022
Ожидаемый результат:
Дети:
Улучшить моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
Расширить словарный запас посредством пальчиковых игр;
Развить воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Сформировать благоприятный эмоциональный фон в детском коллективе.
Педагог:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста, самообразование;
Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
Разработать перспективный план работы с детьми.
Этапы работы:
1. Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. :Эксмо, 2006.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
2. Перспективный план работы на 2021-2022 учебный год с детьми, родителями и педагогами.
СРОКИ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ ВЫХОД
СЕНТЯБРЬ Изучение литературы по теме,
Мониторинг детей на начало года
Лепка с элементами рисования: «Колобок катится по дорожке» КОНСПЕКТ
ОКТЯБРЬ Занятие: «Нарисуем ежику колючки» КОНСПЕКТ
НОЯБРЬ
Консультация: «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Занятие: «Мы идём в лес» КОНСПЕКТ
ДЕКАБРЬ Лепка «Солнышко лучистое» КОНСПЕКТ
Советы родителям по развитию мелкой моторики рук ПАМЯТКА
ЯНВАРЬ Пальчиковое рисование: «Ромашки» КОНСПЕКТ
«Вместо кисти-ладошка. Возможности пальчикового рисования» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ФЕВРАЛЬ Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 3-4 лет» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Игры для развития мелкой моторики рук ПОДБОРКА ИГР
МАРТ Пошаговая лепка КАРТОТЕКА
Пальчиковые игры КАРТОТЕКА
НОД «Путешествие в сказку» КОНСПЕКТ
АПРЕЛЬ Дидактические игры для детей КАРТОТЕКА
МАЙ НОД «Мы гуляли в зоопарке»
Мониторинг детей на конец года КОНСПЕКТ
3. Накопительно-практический этап:
- Составление картотеки дидактических игр, пальчиковых игр;
- Создание предметно-развивающей среды в группе.
Планируемые формы работы с детьми: игровое задание, игровое упражнение, беседа, логическая задача, загадка, физкультминутка, художественное слово, стихи, игра. Так же предусмотрено использование следующих методов организации педагогической деятельности: - наглядные (демонстрация наглядных пособий); - практические (упражнение, экспериментирование, моделирование); - игровые (дидактические игры, пальчиковые игры).
4. Заключительный этап
Подготовить отчет о проделанной работе за год