Татьяна Хлызова
План по самообразованию «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»
Актуальность выбранной мною темы по самообразованию обусловлена тем, что современная стратегия развития системы дошкольного образования выдвигает целый ряд требований к развитию ребенка, а особенно к развитию познавательных интересов. Процесс познания действительности возможен только при участии мышления, важнейшего компонента в структуре познавательной деятельности. Мышление помогает человеку познать свойства, явления, признаки предмета, которые невозможно воспринимать непосредственно. С помощью мыслительной деятельности человек может устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать не только объективные закономерности, но и их сущность. Мышление позволяет вести продуктивный поиск решения познавательных проблем, ориентироваться в новых событиях, открывать новые знания.
Публикация «План по самообразованию „Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики“» размещена в разделах
- Логика, логическое мышление. Планы
- Логическое мышление
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Изучением развития мышления занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. В. Брушлинский, А. Р. Лурия, Л. Д. Столяренко, О. К. Тихомиров, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) в своих работах авторы описывали природу мышления, рассматривали механизмы мышления, описывали виды мышления, изучали процесс формирования мыслительных операций.
Многие исследователи (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Л. А Венгер, В. В. Давыдов и др.) отмечали необходимость исследования особенностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста. В своих работах авторы приходили к выводу, что только систематические занятия, направленные на развитие логического мышления приучают ребенка к познавательной деятельности и способствуют росту интеллектуальных возможностей.
В психолого-педагогических работах приведен значительный материал, который указывает на необходимость развития логического мышления у детей подготовительной группы. Однако анализ педагогической практики показывает, что воспитатели в детских садах для развития логического мышления используют традиционные методы.
Главная цель модернизации дошкольного образования согласно ФГОС ДО развитие у детей любознательности, активности, понимания окружающей действительности, формирование способности решать интеллектуальные задачи.
Подготовительная группа является решающим периодом для развития логического мышления. Педагогическая работа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста должна осуществляться последовательно и своевременно. Проблема развития логического мышления у дошкольников вызывает необходимость поиска новых способов и средств развития, которые бы учитывали потребности и интересы детей 6-7 лет. Поэтому своей темой самообразования в качестве средства развития логического мышления детей 6-7 лет выбраны средства математики.
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы тема, цель, обозначены задачи работы.
Цель: создание условий для использования средств математики как эффективного средства развития логического мышления детей подготовительной группы.
Задачи:
1. Повысить уровень педагогических компетенций по выбранной теме путем изучения научно-методической литературы, ознакомления с опытом работы педагогов на сайтах в сети Интернет, при посещении заседаний МО, РМО.
2. Разработать и реализовать в течение 2022-2023 учебного года перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами ДОУ по теме самообразования.
3. Провести в начале и конце учебного года мониторинг уровня логического мышления воспитанников группы.
4. Содействовать развитию у дошкольников старшего возраста умений доказывать, рассуждать, делать выводы.
5. Способствовать развитию у воспитанников логико-математических представлений и интеллектуально-творческих проявлений: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
6. Развитие речи, обогащение словаря ребёнка.
7. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Предполагаемый результат: применяя в образовательном процессе задания на логическое мышление, у детей развивается внимание, память, речь, интеллект.
Практические выходы:
• Оформление методической папки «Картотека средств математики по развитию логического мышления» для детей подготовительной к школе группы.
• Подготовка иллюстративно-наглядной папки-передвижки для родителей по теме: «Головоломки, задачи, упражнения как эффективное средство развития логического мышления»;
• Обобщение опыта работы «Использование средств математики в развитии логического мышления дошкольников» на итоговом педагогическом совете.
• Пополнение центра развития детей учебно-игровыми и обучающимися пособиями:
• Игры с блоками Дьенеша;
• Игры с цветными палочками Кюизенера;
• Игры Воскобовича;
• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Танграмм);
• Шахматы, шашки.
Формы представления результатов самообразования :
• Методические и наглядно-иллюстративные наработки ;
• Подготовка материала на сайт ДОУ.
• Консультация для педагогов ДОУ по теме «Развитие мышления через использование логических задач»;
• Участие в семинаре-практикуме по теме «Развивающие игры, как средство формирования логического мышления»
• Разработка памятки для родителей «Развитие логического мышления дошкольников».
Рекомендации родителям по теме «Организации игр для детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала».
План по самообразованию
Месяц Формы работы
с детьми с педагогами с родителями
Сентябрь Разработка диагностического инструментария и проведение мониторинга по развитию логического мышления детей подготовительной группы
(см. Приложение 1) Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
(см. Приложение 2)
Октябрь Пополнение предметно- пространственной развивающей среды по развитию логического мышления. Организация выставки средств игрового оборудования по развитию логического мышления. Привлечение родителей к пополнению предметно- пространственной среды по развитию логического мышления
Ноябрь Разработка серии математических задач «Математический знайка».
Организация их проведения в ходе режимных моментов.
Ознакомление педагогов ДОУ с методической папкой «Картотека
математических задач» Разработка наглядно-иллюстративной папки-передвижки для родителей «Игры-головоломки как средство развития логического мышления».
Январь Открытый показ занятия по ФЭМП на семинаре –практикуме с использование учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша». Подготовка и проведение мастер-класса на семинаре -практикуме «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления».
Разработка памятки для родителей «Развитие логического мышления дошкольников с использование блоков Дьенеша».
Презентация «Блоки Дьенеша для детей».
Февраль Организация непосредственно образовательной деятельности с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек, развивающей игры «Танграм»)
Посещение и анализ открытых занятий по ФЭМП в ДОУ. Подготовка презентации по использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек, развивающей игры «Танграм») Рекомендации родителям по теме «Организация игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала»
Март Развлечение по ФЭМП «Вечер математических игр»
Просмотр НОД по ФЭМП в ДОУ с целью обмена опытом по использованию развивающих игр и пособий :
блоками Дьенеша; цветные палочки Кюизенера;
игры Воскобовича;
игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Танграмм);
Шахматы, шашки. Памятка «Развитие логического мышления дошкольников»
Апрель Подготовка и проведение развлекательно-познавательной программы «В стране логики»
Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики» Оформление папки- передвижки для родителей «Занимательная математика дома».
Май Итоговый мониторинг уровня сформированности логического мышления у воспитанников в подготовительной группе. Обобщение опыта работы «Использование средств математики в развитии логического мышления дошкольников» на итоговом педагогическом совете.
Индивидуальные беседы с родителями по результатам проведенного мониторинга уровня сформированности логического мышления воспитанников подготовительной группы.