Екатерина Ныркова
План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
За последнее время в нашей стране происходят большие перемены - Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны. Как бы, не менялось общество, мы не должны переставать любить свою малую и большую Родину и воспитывать это чувство в детях.
Публикация «План по самообразованию „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
Ребенок должен понимать, что каждый человек. Независимо от возраста – часть своего народа, рода, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по патриотическому воспитанию.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая страна состоит из многочисленности ее патриотов. Страна – это одна большая семья, и семья будет крепкой только при одном условии – когда внутри этой семьи присутствует дух любви и уважения друг к другу. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, стране, особенностях народных традиций. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, интерес к изучению достопримечательностей, традиций и культуры родного города.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.
Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, достопримечательностях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.
Семья ребенка является ключевым звеном в патриотическом воспитания детей.
Поэтому, для успешной реализации технологии за основу взята модель взаимодействия “педагог - дети – родители”.
Знакомство дошкольников с родным краем - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родине можно достичь только систематической работой.
Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.
Задачи:
• формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города.
• формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
• развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).
• развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
• воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
• Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
• - Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
• - Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;
• - Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
• Ознакомление с явлениями общественной жизни.
• - Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
• - Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
• - Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
• - Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
• - Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
• Ознакомление с природой.
• - Воспитание любви к природе родного края;
• - Воспитание бережного отношения к родной природе;
• - Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Ожидаемые результаты
Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям, событиям прошлого и настоящего.
Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умений и навыков.
Воспитание любви и чувства гордости за свой город Электросталь.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями, традициями, достопримечательностями, памятниками родного города.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Работа с родителями:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ
Перспективный план по самообразованию:
Сентябрь.
Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом»: постановка целей и задач по данной теме.
Изучение методической литературы.
Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".
Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?
Практические выход
Стенд «Моя Родина – Россия».
Картотека игр.
Октябрь
Беседа на тему «Улица, на которой я живу»
Консультация «Воспитание маленького гражданина».
Практические выход
Выставка рисунков "Улицы нашего города".
Ноябрь
Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Оформление альбома «История нашего города».
Практические выход
Выставка работ детского творчества
Альбом «История нашего города».
Декабрь
Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.
Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)
Практические выход
Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Январь
Показ открытого мероприятия.
Практические выход
Развлечение «Игры наших бабушек».
Февраль
ОД «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Практические выход
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март
Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»
Практические выход
Выставка детских работ «Подарок маме».
Апрель
Краткосрочный проект «Космос».
Практические выход
Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май
Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.
Отчёт по теме самообразования.
Практические выход
ОД, посвящённый Дню Победы.
Выступление на педсовете.
Задачи на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа
Дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. «Патриотическое воспитание детей 5-7 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова М ТЦ Сфера 2007.