Ольга Скрипкина
План по самообразованию «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
План по самообразованию на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики».
Выполнил воспитатель: Сонных О. С.
2020 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «План по самообразованию „Дидактические игры в обучении детей основам математики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Но для эффективного развития детей средствами математики важно реализовать возможности каждого возрастного этапа полноценно, для того чтобы каждый этап стал ступенькой для следующего этапа, в том числе и дошкольное детство.
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И оттого насколько своевременно и качественно будет проводиться подготовка детей к школе, во многом зависит его успешность в будущем.
Математике, в современном мире отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, которая готова конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Она формируют их познавательные и творческие способности. Также, для дальнейшего обучения в школе, развитие у дошкольников математических навыков и умений помогает быстрее и легче усваивать школьную программу. Но не будем забывать, что не всем дошкольникам освоение математики дается легко. У многих детей нет особого желания заниматься математикой. А вот играть ребята готовы всегда, даже в математические игры! Лучший способ познания для детей дошкольников – это игра. Ведь в жизни детей, игра занимает такое же важное место, как работа в жизни взрослых. Дошкольники проводят, играя, большую часть времени, которое отведено для бодрствования.
В игровой деятельности от детей требуется проявление ума, творческих способностей, выдержки, энергии, самостоятельности. При этом игра – это всегда интересное и веселое занятие. В игре, можно много раз повторять то, чему вы хотите научить детей, играя, дети учатся с наслаждением и без каких-либо усилий.
В дошкольных учреждениях проводится работа по формированию элементарных математических представлений.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование помогает лучшему восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. С учетом возрастных возможностей и задач всестороннего развития детей, роль математических игр помогает заинтересовать детей математическим материалом, активизировать умственную деятельность. Наибольшее применение, из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте - это дидактические игры, которые обеспечивают упражняемость детей в различении, выделении геометрических фигур, назывании чисел, направлений и т. д.
Дидактическая игра требует внимательности, усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает наблюдательность, ловкость, фантазию, память, учится анализировать и размышлять, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
В результате использования дидактических игр на занятиях математики у детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются нравственные и эстетические отношения к окружающему.
ЦЕЛИ:
• обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера;
• содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников;
• создание благоприятных условий для развития математических способностей;
• развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
ЗАДАЧИ:
Развивающие задачи. Эти задачи направлены на становлении психических процессов ребё нка: ощущении, восприятии, внимания, памяти, мышлении, речи воображении:
• развивать у детей образную память;
• развивать и совершенствовать сенсорные процессы ребёнка, используя игры на развитие ощущений и восприятия;
• способствовать развитию речи, как основы познавательной деятельности;
• развивать слуховое внимание;
• развивать у детей дисциплинированность.
Обучающие задачи. Эти задачи направлены на формирование у детей деятельной способности и умений выполнения разнообразной деятельности (изобразительной, вычислительной, речевой, театрализованной, конструктивной) :
• развивать у детей навыки прямого и обратного счёта в пределах десятка;
• учить составлять целое из частей;
• развивать способность к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов;
• группировать предметы по форме, цвету, размеру;
• ориентироваться на листе бумаги в клетку;
• учить детей измерять длину разными мерками (линейка, шаблон);
Воспитательные задачи. Эти задачи направлены на становление и развитие у детей разнообразных личностных качеств и совершенствование на их основе, формирование культуры личности (культуры поведения, общения, познания, движения, творчества) :
• воспитание культуры речевого общения;
• воспитывать у детей умение слышать друг друга;
• воспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому;
• воспитывать в детях любознательность, активность, самостоятельность;
• воспитание волевых качеств.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ У ДЕТЕЙ :
• приобретение новых знаний в области ФЭПМ;
• развитие восприятия, внимания, памяти, творческих способностей, т. е. формирование умственных способностей;
• формирование умений обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности и связи, предвидеть результат и наиболее экономичный способ решения задачи;
• проявление познавательной активности при решении игровых задач математического содержания.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ У РОДИТЕЛЕЙ:
• формировать умение использовать математические понятия в повседневной жизни;
• активное участие при создании и использовании математических игр.
ОРГАНИЗАЦИОННО – НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
СЕНТЯБРЬ
1. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.
2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122.
3. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М. : «ДОМ XXI век», 2007. 185 с.
ОКТЯБРЬ
1. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.
2. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
НОЯБРЬ
1. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с 5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина
2. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.
3. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015. - 112 c.
ДЕКАБРЬ
1. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М. : Просвещение, 1987. — 96 с.
2. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.
ЯНВАРЬ
1. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед. наук.
2. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.
3. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
ФЕВРАЛЬ
1. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М. : Просвещение, 1982. — 98 с.
2. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006.
3. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.
МАРТ
1. Стожарова М. Ю. Математика - учимся играя. / М. Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008. 203 с.
2. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
АПРЕЛЬ
1. Зацепина М. Праздники и развлечения в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 144 с.
2. Бурдин А. О. О классификации математических развлечений в детском саду // Совершенствование содержания и методов обучения М., 2001. С. 3-7.
3. Фридман Л. М. Математические развлечения дошкольников. Изд. 3-е, дораб. М. : Просвещение, 2009.
МАЙ
1. Белошистая А. В. О диагностике математического развития детей // «Дошкольное воспитание» №5 2011, 34с.
2. Педагогическая диагностика развития детей. / Под ред. Т. С. Комаровой - Ярославль: Академия развития, 2006.-144с.
3. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. М. ; Нальчик, 2000-100с.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Месяц ФОРМЫ РАБОТЫ
С детьми Самообразование С родителями
СЕНТЯБРЬ Диагностика ЗУН детей.
Игры : "Какой цифры не стало?", "Сколько?".
Диагностика перед изучением курса по финансовой грамотности.
Базовый модуль «Финансовая азбука: изучение понятий «потребности» и «труд». Составление перспективного плана работы - изучение литературы. Консультации: «Развитие математических способностей у дошкольников!
ОКТЯБРЬ Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала. Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек».
Базовый модуль «Финансовая азбука: изучение понятий «товар», «деньги» и «семейный бюджет».
Заключение по базовому модулю «Финансовая грамотность». Оформление папки передвижки:
ТЕМА «По дороге к математике». «Математика дома». Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке.
НОЯБРЬ Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию МП с помощью дидактического материала.
Д/И «Сложи из треугольников».
Дополнительный модуль «Потребности и труд». Подготовка картотеки занимательного математического материала. «Раз – ступенька, два – ступенька!»
ДЕКАБРЬ Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Игровое упражнение «Где дорожка длиннее» Дидактическая игра : «Где находится игрушка».
Дополнительный модуль «Потребности и труд». Оформить в группе уголок «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК». Папки-передвижки:
«Математика в жизни ребенка».
ЯНВАРЬ Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью дидактического материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»).
Дополнительный модуль «деньги». Оформление папки передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни». Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием дидактического математического материала».
ФЕВРАЛЬ Дидактическая игра «Один - много». Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» Составление из счетных палочек разнообразные фигуры.
Дополнительный модуль «деньги». Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников». Рекомендации по созданию игр математического содержания. Дидактическая игра «Укрась рукавичку».
МАРТ Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес».
Дополнительный модуль «Семейный бюджет». Изучение литературы. Круглый стол по теме: «Я учусь считать».
АПРЕЛЬ Конкурс смекалистых: «Торопись, да не ошибись».
Дополнительный модуль «Семейный бюджет». Подбор материала. Индивидуальные беседы и консультации.
МАЙ Диагностика по ФЭМП.
Диагностика по изучению курса финансовой грамотности. Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Консультация из опыта работы «Особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников».