Людмила Моисеева
Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию логопеда
«Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста»
Актуальность выбранной темы.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико- грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Публикация «Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать в работе с детьми.
Игра – один из важнейших приемов. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Так что же даёт игра нашим детям?
- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно, дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
- Игра создает гармонию, формирует стремление к совершенству, дает увлеченность, она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков, дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки, дает развитие воображения.
- Игра дает возможность развить умственные способности», дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. - Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.
- Игра дает радость общения.
Все выше сказанное позволило мне сформулировать основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом:
1. Изучить теоретический и практический материал.
2. Необходимо широко использовать игровые технологи в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
3. Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
4. При использовании игровых технологий необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
5. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно - игровой деятельности для ребенка, оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
Игровые технологии, которые использую в своей практике, я разделила на три блока:
1. Игры на развитие звуковой культуры речи (артикуляция, мелкая моторика, речевое дыхание).
2. Игры на формирование фонематических процессов, автоматизацию, дифференциацию звуков и подготовки к обучению грамоте.
3. Игры, используемые при формировании лексико-грамматических категорий и связной речи.
Изучив данную проблему, я выбрала тему: «Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием игровых технологий.
Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со сверстниками и взрослыми.
2. Создать предметно-развивающею речевую среду в логопедическом кабинете ОО.
3. Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.
4. Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствами разнообразных игровых технологий.
5. Развивать мелкую моторику рук.
Поставленные задачи реализуются в коррекционной образовательной деятельности.
Используются различные методы : наглядные; практические; словесные.
Выбранная мною тема, призвана заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.
На мой взгляд, условиями успешного развития речи является :
- потребность общения, или коммуникации. Создаю такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.
- создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей и педагога, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр.
- запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.
- реализация системы игр, направленную на развитие всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь и развитие мелкой моторики рук у детей).
Содержание:
1. Изучение специальной литературы.
2. Профессионально-педагогическая деятельность.
3. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
Основные направления моей работы по развитию речи детей с использованием разных игровых технологий :
- Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам, синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений, словообразование.
План работы по теме самообразования 2023-2024гг.
1. Разработать и утвердить годовой план работы учитель - логопеда на 2023 -2024 учебный год. Октябрь.
2. Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу
В течение учебного года. В течение учебного года
3. Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» Для детей и родителей подготовительной группы. Сентябрь Октябрь.
4. Работа по плану проекта
- Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»
- Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика
- Мой веселый язычок»
- Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель - логопед, воспитатели)
- Консультация для родителей: «Роль игры в развитии связной речи детей»
- Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед)
- Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» Октябрь - Май
5. Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально - подгрупповых занятиях.
- Артикуляционные игры.
- Игры для развития мелкой и общей моторики.
- Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи. В течение учебного года.
2. Работа с родителями:
1. Индивидуальное консультирование
По запросу родителей
2. Экспресс - выступления на родительских собраниях Октябрь
3. «Возрастные особенности речевого развития» - разработать методические рекомендации по использованию игровых упражнений в формировании звукопроизношения Ноябрь
4. Разработать методические рекомендации по использованию игровых упражнений в формировании звукопроизношения В течение года
5. Консультации «Игры на кухне». Декабрь
6. Папка – передвижка «Весёлая грамматика» Январь
7. Рекомендации «Фонематический слух - основа правильной речи» Февраль
8. Фото - выставка «Пальчики играют - речь развивают». Март
9. Практическое занятие «Игровые технологии в развитии общих речевых навыков». Апрель
3. Работа с педагогами:
1. Индивидуальное консультирование По запросу педагогов
2. Участие в работе педагогических советах В течение года
3. Мастер-класс «Учимся, играя» Декабрь
4. Рекомендация: «Речевые игры с мячом»
семинар - практикум: «Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»;
- игровые технологии по развитию речи Апрель
5. Логопедический час «Результаты коррекционной работы» Май
Непосредственно – образовательная деятельность, направленная на коррекцию общего недоразвития речи ребенка.
СЕНТЯБРЬ
Основные направления коррекции 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Логопедические занятия Диагностика Диагностика Диагностика Грибы
Пальчиковые игры Знакомство с пальчиками Веселые лягушки Моя семья Помощники
Игры по развитию речи Первоклассник.
Где стучали? Времена года.
Один – много. Составь рассказ.
Что звучало? Опиши, что спрятано.
Вопросы на засыпку.
Словесные игры Угадай, кто позвал? Скажи по- другому Да - нет Цветные слова
ОКТЯБРЬ
Основные направления коррекции 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Логопедические занятия Овощи
Фрукты
Ягоды, домашние заготовки Осень, деревья, осенняя одежда
Обучение грамоте Буква «П» и звуки «П», «Пь» Буква «Т» и звуки «Т», «Ть» Буква «К» и звуки «К», «Кь» Буква «М» и звуки «М», «Мь»
Пальчиковые игры Дружные ребята
Мы едем, едем,едем… Листья летят Компот
Игры по развитию речи Придумывание загадок по теме, по образцу.
Школа. Найди такой же. Продолжи предложение.
Собери транспорт.
Что пропало? Какие бывают овощи?
Непонятные слова.
Времена года. Скажи наоборот.
Кто позвал?
Телефон.
Словесные игры Не ошибись. Отгадывание загадок. Закончи предложение «кто где живет». Волшебный узелок
НОЯБРЬ
Основные направления коррекции 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Логопедические занятия Дикие животные
Дикие животные готовятся к зиме Перелетные птицы Зимующие птицы
Обучение грамоте Буква «Е», «Ё» и звуки «Е», «Ё» Буква «Ж» и звук «Ж» Буква «З» и звуки «З», «Зь» Буква «И» и звук «И»
Пальчиковые игры Пальчики знакомятся Дружные ребята
Лошадки
Мальчик- осьминог
Игры по развитию речи Скажи правильно.
Обезьянки.
Хлопни как я. Отстучи, как я.
Делай, как покажу, а не как скажу. Первый слог.
Делай, как скажу, а не как покажу. Что изменилось?
Кто ушел?
Чей дом?
Словесные игры Доскажи словечко.
Какое слово не подходит? Кто, где спрятался?
Назови слово.
Будь внимательным. Ласковые имена.
Назови животных ласково. Учимся правильно произносить звуки.
Слушай, повторяй, слова не меняй.
ДЕКАБРЬ
Основные направления коррекции 1 неделя 2 неделя неделя 4 неделя
Логопедические занятия Домашние животные. Домашние животные, птицы и их детеныши. Зима. Зимняя одежда. Зимние забавы.
Новый год.
Обучение грамоте Буква «Й» и звук «Й» Буква «К» и звуки «К», «Кь» Буква «Л» и звуки «Л», «Ль» Буква «М» и звуки «М», «Мь»
Пальчиковые игры В гости к зиме. Мы бабу снежную лепили. У зимы в лесу изба. Веселые пальчики.
Игры по развитию речи Выбери признаки зимы. Найди отличия (по картинке «Гуси»). Многозначные слова. Чьи крылья? Перечисли предметы.
Что лишнее, почему?
Словесные игры Закончи мое предложение. Назови действие.
Объясни пословицу. Назови по имени. Объясни словечко. Выбери правило вежливости.
ЯНВАРЬ
Основные направления коррекции 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Логопедические занятия Зимние забавы.
Новый год Человек. Части тела. Транспорт Транспорт.
Правила дорожного движения.
Обучение грамоте Буква «М» и звуки «М», «Мь» Буква «Н» и звуки «Н», «Нь» Буква и звук «О» Буква «П» и звуки «П», «Пь»
Пальчиковые игры Игрушки
Вертолёт
Рисунок Ай, туки-туки- туки Гномики-
Прачки.
Игры по развитию речи Что изменилось? Слова короткие и длинные.
Собери предложение. Настоящее, прошедшее, будущее.
Что может делать? Кто это?
Какие машины едут вправо?
Пропускаешь машину, почему?
Словесные игры Кто быстрее? Отыщи и запомни родственные слова. Какое слово отличается от других? Продолжи предложение про машины.
Слушай меня внимательно. Исправь ошибки Незнайки.
Объясни, для чего нужны?
ФЕВРАЛЬ
Основные направления коррекции 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Логопедические занятия Материалы и инструменты. Профессии.
Строительство. Защитники отечества. Времена года.
Календарь.
Весна.
Обучение грамоте Буква «Р» и звуки «Р», «Рь» Буква «С» и звуки «С», «Сь» Буква «Т» и звуки «Т», «Ть» Буква и звук «У»
Пальчиковые игры Космонавт
Лошадки Разведчики Пальчики рисуют
Игры по развитию речи Найди отличия по картине «Столяр».
Найди инструмент.
Подбери пару. Кто держит инструменты в левой руке?
Что делает человек, который работает?
Будь внимательным. Пройди по лабиринту.
Сосчитай до пяти.
Военная техника.
Построй башню.
Найди ошибку художника. Установи порядок дней недели.
Найди отличия по картине «Скворечник».
Посмотри и повтори.
Словесные игры Назови гласные звуки. Кем быть?
Что, чем можно делать? Определи на слух самое короткое слово, самое длинное.
Кто больше назовет действий?
Объяснение пословицы о труде. Составление рассказов о профессиях родителей.
Объяснение пословиц на военную тему.
Собери предложение.
Скажи по- другому.
Да – нет.
МАРТ
Основные направления коррекции 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Логопедические занятия Мамин день.
Семья. Ранние
признаки весны.
Первоцветы. Электроприборы.
Ателье.
Весна в
природе.
Обучение грамоте Буква «Ф» и звуки «Ф», «Фь» Буква «Х» и звуки «Х», «Хь» Буква «Ц» и звук «Ц» Буква «Ч» и звук «Ч»
Пальчиковые игры Наши алые цветки Семья Здравствуйте Цветок
Игры по развитию речи Назови отчество мужчин и женщин.
У кого какой шарик.
Сказочный зверь. Вот какая моя мама!
Кто лишний, почему?
Найди отличия по картинке «Весна».
Найди два одинаковых цветка. Родственные слова.
Какие электроприборы спрятались на картинке? Цепочка слов.
Пройди лабиринт.
Найди отличия (животные с детенышами).
Словесные игры Сосчитай до пяти: родные.
Объяснение пословиц о семье.
Разбери слово по звукам.
Помоги найти. Придумай как можно больше весенних слов.
А если бы.
Найди общее слово. Скажи наоборот.
Подскажи словечко.
Какое слово не подходит, исправь предложение. Разгадывание загадок о цветах.
Что общего и чем отличается?
АПРЕЛЬ
Основные направления коррекции 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Логопедические занятия Труд людей весной. Космос. Возвращение птиц.
Насекомые. Посуда.
Продукты питания.
Обучение грамоте Буква «Ш» и звук «Ш» Буква «Щ» и звук «Щ» Буква и звук «Ы», буквы «Ъ» и «Ь» знак Буква «Э» и звук «Э»
Пальчиковые игры Капуста
Сидит белка на тележке Варим компот Бабочки летают
Игры по развитию речи Найди одинаковую рассаду в горшочках.
Кто больше увидит и назовет?
Что посадили первым? Найди две одинаковые ракеты.
Найди отличия.
Исправь ошибку. Кого выводят эти птицы?
Кто из птиц так говорит?
Какие насекомые здесь спрятались?
От чего часть? Для чего они нужны?
Что, где лежит?
Мы зовем тебя, ау.
Что сначала, что потом?
Словесные игры Разноцветный сундучок.
Какое слово не подходит?
Пара слов похожих по звучанию.
Назови четвертое слово. Сосчитай до пяти: космические объекты.
Объясни словечко.
Один – много. Чем различаются слова?
Разбери слово по звукам? Что изменилось?
Узнай слово. Скажи наоборот.
Замени звук.
Назови третье слово. Составь рассказ по картинке.
МАЙ
Основные направления коррекции 1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Логопедические занятия Животные жарких стран. Город. Адрес. Диагностика Диагностика
Обучение грамоте Буква «Ю» и звук «Ю» Буква «Я» и звук «Я» - -
Пальчиковые игры Пешеходы Пожарники Жуки Весело шагаем
Игры по развитию речи Составь слово из двух других слов.
Составь слов из первых звуков слов.
Кто, где?
Что лишнее?
Кто, как кричит? Сосчитай до десяти.
Что сначала, что потом?
Доставь адресату.
Плывет, летит, едет.
Хочу все знать.
Путешествие за ценными находками. Кто это? Что это?
Он, она, оно, они.
Мой, моя, моё, мои. Куда ведет карта?
Составь предложение по схеме.
Словесные игры Исправь предложение.
Найди отличие.
Найди место звука.
Что было бы, если бы… Подбери нужное слово.
Расскажи о своей улице.
Какое слово не подходит? Каждой букве свой домик. Кто у кого?
Кому, что нужно?
Перспективы развития профессиональной деятельности
Основными целями своей профессиональной деятельности считаю: обеспечение качественного образования в соответствии с требованиями современной образовательной политики, обеспечение равных возможностей для полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение в образовательный процесс новых методик и технологий.
Акцент профессиональной деятельности направлен на планирование и оказание ранней логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего и младшего возраста, так как эта проблема актуальна. Всё большее количество детей, поступающих в дошкольное учреждение, имеют медицинское заключение: задержка речевого развития.
Поэтому решила продолжить изучение и внедрение игровых технологий и для детей младшего дошкольного возраста и определить тему
самообразования «С малышом играем, звуки развиваем». Разработать личный образовательный маршрут по теме самообразования.
Для совершенствования и развития уровня профессионального развития планирую разработать план-программу для ранней диагностики и профилактики речевых нарушений дошкольников, продолжить повышение образования посредством дистанционных и очных курсов повышения квалификации, изучения новинок методической литературы, расширение сетевого взаимодействия, обмен опытом работы с педагогами.
Список литературы:
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М. : Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. Гомзяк О. С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 6-7 лет». (М. : 2009г.)
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Втрой год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М. : Альфа, 1993.)
4. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб. : «Детство-пресс», 2001.)
5. Арбекова Н. Е. «Развиваем связную речь у детей в 6-7 лет с ОНР» (М. : «Гном», 2009.)
6. Методика логопедического обследования детей с нарушением речи. (Под общ. ред. Т. Н. Волковской).
7. Альбом индивидуального обследования дошкольника. (Под общ. ред. Т. А. Ткаченко).