эльмира мусаева
План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 «Лесная сказка»
План по самообразованию педагога
Тема:
«Формирование финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель группы № 10 «Росточки»
Мусаева Эльмира Абдулвагаповна
2020-2021 уч. год
Публикация «План по самообразованию „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
o Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
• привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
• представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования : 01.09.2020- 31.05.2021
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018. : Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"
Формы работы с детьми :
• совместная деятельность воспитателя с детьми
• индивидуальная работа с детьми
• свободная самостоятельная деятельность детей.
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
• чтение художественной литературы
• просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций
• художественное слово
• беседы
• продуктивная деятельность
Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Поставленные задачи по блокам:
Блок «Труд и продукт труда (товар)»
• Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
• Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
• Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
• Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Блок «Деньги и цена (стоимость)»
• Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
• Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
• Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
• Дать представления о рекламе, ее назначении.
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
• Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
• Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
• Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
• формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
• закрепление разумных материальных потребностей;
• формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
• в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
Формы работы с родителями :
• анкетирование родителей
• консультации
• индивидуальные и групповые беседы
• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
• проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.
Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемый результат для воспитанников:
• знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знают российские деньги;
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
• в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Родители:
• повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
• оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
• повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
• участие в педсоветах, семинарах;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме :
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
• Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ
• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
• оформление развивающей предметно-пространственной среды группы
План саморазвития
Формы работы
С детьми Самообразование С родителями
I этап
Организационно-диагностический (теоретический)
Сентябрь
Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций
"Знакомство с Гномом Экономом" Изучение нормативных документов
Выбор и определение темы самообразования
Планирование работы по теме самообразования.
Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности». Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования.
Анкета для
родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.
II этап Практический
Блок «Труд и продукт труда (товар)
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
• Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии».
• Труд в уголке природы.
• Создание творческой мастерской по ремонту книг.
• Организация дежурства по столовой.
• Рисование «Мои добрые дела».
• Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.
• Подвижная игра «Выбор профессии».
• Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».
• Беседа о труде.
• Час загадок.
• Занятие – беседа на тему: «Летний день – год кормит».
• Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».
• Беседа: «Кто построил новый дом».
• Дидактическая игра «Уважай/чужой труд».
• Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина). Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).
Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел.
консультация для родителей "Финансовая грамотность вашего ребенка"
Проект
«Занимательная экономика. Кому нужна математика»
Октябрь
Рисование «Как я помогаю близким».
Чтение стихотворений о труде и профессиях.
Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».
Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?
Беседа «Хлеб – всему голова».
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».
Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова).
Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома».
Встреча с родителями «Семейный бюджет и ребенок»
Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования.
Блок «Деньги и цена (стоимость)»
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Ноябрь
• Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».
• Беседа с детьми с правилами экономии.
• Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».
• Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».
• Экскурсия в магазин.
• Рисование «Экскурсия в магазин».
• Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».
• Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)
Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию
Встреча «Дети и деньги»
Пополнение педагогической копилки демонстр.
материалом
(приобретение настольно-печатных игр).
Декабрь
• Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
• Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
• Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»
• Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры). Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»
Январь
• Рассказ воспитателя об истории денег.
• Презентация о Гознаке.
• Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
• Рисование «Монеты моей страны».
• Аппликация «Необычные формы денег».
• Собирание тематических пазлов. Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). Подготовка и проведение круглого стола для родителей «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания».
Февраль
• Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».
• Экономический КВН.
• Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).
• Сюжетно – дидактическая игра «Банк».
• Экскурсия в банк. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). Встреча-обсуждение с использованием ИКТ "Обсуждаете ли вы с детьми вопросы семейного бюджета?"
Март
• Литературная викторина по русским народным сказкам.
• Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
• Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».
• Решение арифметических задач.
• Пополнение педагогической копилки демонстрационным
• материалом
• Приобретение методической литературы, раздаточного материала
• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).
• Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС
группы дидактическими играми.
Консультация «Дошкольник и экономика».
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Апрель
• Беседа о рекламе.
• Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».
• Рисование «Моя любимая реклама».
• Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».
• Эколесица.
• Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».
• ИОС: «Как нам может помочь реклама?». • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.
• создание лэпбука "Финансовая грамотность"
• Создание альбома «Реклама для детей».
• Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования
• «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей).
• индивидуальные беседы
Май
• ООД на тему: «Путешествие в страну экономики».
• Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?»
• Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».
• Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». Подготовка отчета по теме самообразования.
Представление информации для сайта детского сада.
Презентация отчета на педсовете ДОУ. Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.
Список литературы
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –
9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
11. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018. : Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
12. Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.