МААМ-картинки

Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек у детей

Нина Александровна Кудряшова
Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек у детей
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Срок реализации: 20. – 20. учебный год

Пояснительная записка

Публикация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек у детей» размещена в разделах

План разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, направлен на овладение основными профессиональными компетенциями. Данные компетенции реализуются с помощью: развития представлений о своих профессиональных возможностях; своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста; освоения теоретических знаний, практических умений и применения их в профессиональной деятельности; расширения собственного образовательного пространства.

Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий; а также развивающих и информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность выбранной темы

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели.

(А. Маркушевич)

1. Название проблемы: «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек у детей младшего и среднего дошкольного возраста».

2. Условие возникновения проблемы, становление опыта.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Естественно, что основой познания и предпосылками формирования элементарных математических представлений является сенсорное развитие. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Наблюдение за воспитательно - образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы, одно из них - обычный набор счетных палочек, который есть практически в каждом доме, где растет малыш, и который можно использовать для развивающих занятий. Счётные палочки — одно из первых приспособлений для вычислений. Представляют собой одно - или многоцветные удлинённые брусочки, обычно сделанные из дерева или пластика. Используются для обучения счету в школе. Счётные палочки также используются в методиках раннего развития, для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки, которые можно использовать в работе с детьми начиная с первой младшей группы. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.

Начало изучения математики начинается со счетных палочек. Конечно, можно учиться считать на пальцах, но счетные палочки позволяют выполнить гораздо больше операций:

просто считать, причем, как в одну, так и в другую сторону – то есть прямой и обратный счет;

сложение – вычитание; пересчет; состав числа (5 это 3 +2, 4+1); классификация: если палочки цветные – то их можно разделять по цветам; если палочки из разных наборов получились разной длины – то добавляется признак «длина». Сюда же можно попробовать добавить трансформации – что-то передвинуть, повернуть, убрать – добавить.

Счетные палочки – отличный материал для знакомства с геометрическими фигурами, ведь с их помощью можно легко и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем отличаются разные фигуры друг от друга. Самые первые задания: сложить треугольник из трех палочек, квадрат – из четырех, прямоугольник – из шести. На первых порах дети часто думают, что треугольник может быть только равносторонним. Чтобы у ребенка сформировалось представление о треугольнике, как о фигуре с тремя углами и прямыми сторонами, можно предложить ему выполнить более сложные задания: выложить большой треугольник из 4, 5 и 6 палочек. Важно каждый раз считать с ребенком углы и убеждаться в том, что данная фигура все-таки треугольник. После того, как ребенок научился выкладывать фигуры из счетных палочек, попросить его нарисовать на листочке несколько фигур (например, треугольник, большой и маленький, квадраты, круг, прямоугольник, овал) и спросить, какие из этих фигур не получится выложить из счетных палочек и почему.

Игры со счётными палочками способствуют развитию мелкой моторики : палочки можно вставлять, засовывать, брать двумя пальчиками, катать по ладошке, использовать в пальчиковых играх и т. п.

Счётные палочки могут выступать в роли предметов – заместителей, как символ чего-то. В играх часто нужно много однотипных объектов: еда, груз, деньги и т. п. и палочки прекрасно подходят на эту роль. При этом ребенок привыкает к тому, что не все должно быть «натуральным», а может быть заменено неким символом, как сказали бы математики – переобозначено.

Игры со счётными палочками рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Можно использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.

3. Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений обновления содержания образования.

Перспективность и практическая значимость опыта заключается в том, что работа спланирована таким образом, что у дошкольников появляется возможность развивать мышление, речевые, а также творческие способности. Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми, а также в соответствии с современными подходами по активизации развития у дошкольников, я определила цель и задачи плана по самообразованию.

Результатом деятельности предполагается создание собственной системы работы по теме «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек у детей младшего и среднего дошкольного возраста».

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе; создание системы работы по развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием счётных палочек.

Задачи:

• включать в содержание самообразования изучение научно-педагогической и методической литературы, эффективных образовательных технологий и передового педагогического опыта по теме самообразования,

• подбирать, накапливать, систематизировать организационно – педагогические и дидактические материалы, используемые в практической деятельности в соответствии с направлением самообразования,

• разрабатывать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме,

• разработать систему деятельности по развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с использованием счётных палочек у дошкольников младшего и среднего возраста,

• создавать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения поддержки эмоционального благополучия воспитанников,

• организовывать взаимодействие с родителями по вопросам развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей,

• распространять свой педагогический опыт и пропагандировать достижения.

Предполагаемые результаты

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

2. Разработан учебно-методический комплект: иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Этапы реализации:

№ п/п Содержание деятельности Срок Форма представления результатов

I.Информационно – подготовительная работа

1. Определение и формулировка темы самообразования. сентябрь

Картотека литературы

2. Изучение научно-методической литературы, современного состояния проблемы, определение психолого-педагогические условий реализации темы и средств для эффективного формирования профессиональной компетентности.

Создание картотеки литературы и периодической печати по теме самообразования.

3 Знакомство с эффективным опытом коллег. Материалы занятий, проектов.

II.Практическая работа

1. Разработка календарно – тематического плана, подбор методов, приёмов для развития обучающихся.

Обеспечение условий для реализации плана:

обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, презентации педагогического опыта и др.

октябрь - апрель

Календарно – тематический план.

2. Составление картотек игр и упражнений, разработка конспектов занятий для воспитанников, разработка консультаций, рекомендаций для педагогических работников и родителей (законных представителей). Картотеки игр и упражнений, конспекты занятий, консультации.

3 Создание собственных методических пособий, дидактических игр, атрибутов. Игры, пособия.

4 Создание альбома по проблеме. Альбом.

5 Участие в работе научно – практических конференций, семинаров и др. Сертификаты

III.Аналитико-прогностическая работа

1. Самоанализ результатов работы. май

Творческий отчёт по теме самообразования

2. Определение перспективы и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности.

IV.Обобщение и распространение практических результатов

1. Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования. ноябрь – апрель Сертификаты, дипломы, скриншоты публикаций

Годовой перспективный план работы

№ п/п Содержание работы Сроки Результат

1. Подбор и изучение педагогической литературы по проблеме в течение года

2. Изучение передового педагогического опыта. В течение года

3. Подбор и систематизация дидактического материала.

Использование его в практических целях - в работе с детьми, с родителями (законными представителями). В течение года

4. Наполнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с направлением развития. В течение года

5. 1. Ознакомление родителей с программой дополнительного образования: кружок «Весёлые счётные палочки».

2. Консультация для родителей (законных представителей).

Тема: «Как можно использовать счётные палочки. сентябрь

6. Распространение опыта работы по теме самообразования среди педагогов ДОУ (презентация «Реализация программы кружка «Весёлые счётные палочки») май

7. Размещение материалов по теме самообразования на профессиональных сайтах в течение года

8. Планирование деятельности и перспектив развития июнь-август

Используемая методическая литература:

1. Игры, задания и упражнения математического содержания : Учеб. -метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель Ермолаева Л. И. – Иркутск, 2000. – Ч. 3.

2. Кларина Л. М., Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома, и на улице. Для детей 2-4 лет. СПб, «Невская жемчужина», 2002.

3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб, «Детство - Пресс», 2004.

4. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В. В. Юршайкина. - М. : Просвещение, 1994 - 64 с.

5. Белкина, В. Л. Психология раннего и дошкольного детства / В. Л. Белкина - М. : Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 256 с.

6. Богусловская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.

7. Бондаренко, А. К. Дидактическая игра в детском саду / А. К. Бондаренко - М. : Просвещение, 1991. - 197с.

8. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина - М. : Просвещение, 2000.- 267с.

9. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 2-6.

10. Ильина, М. Н. Развитие ребё нка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения/ М. Н. Ильина - СПб. : Дельта, 2001. - 159 с.

11. Палагина, Н. Н. Развитие воображения ребенка в педагогике / Н. Н. Палагина // Вопр. психол. - 2001. - 187 с.

12. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.-394с.

13. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию / Э. Г. Пилюгина - М. : Просвещение, 1993. - 93 с.

14. Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н. П. Сакулиной и Н. Н. Поддьяковой, Метод. Указание - М. : Просвещение, 2001. - 176 с.

15 .Сенсорное воспитание в детском саду: метод. указание. / Под ред. Л. А. Венгер- М. : Просвещение, 1999. - 145 с.

16. Сенсорное воспитание дошкольников /. Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой - М., 1993. - 226 с.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие математических представлений посредством дидактической игрыРазвитие математических представлений посредством дидактической игры «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Развитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков ЛегоРазвитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков Лего Эффективным решением в работе коррекционного педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является применение конструктора.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек у детей
Опубликовано: 18 октября 2023 в 17:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования счётных палочек у детей» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Кудряшова (УИ 2019962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД