Ольга Осипова
Использование элементов музейной педагогики как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование элементов музейной педагогики как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Цель: теоретически обосновать эффективность использования элементов музейной педагогики в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
1. изучить литературу по теме самообразования
Публикация «Использование элементов музейной педагогики как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. рассмотреть и проанализировать возможности использования элементов музейной педагогики в развитии познавательного интереса детей дошкольного возраста
3. организовать специальные условия для развития познавательного интереса дошкольника
4. обеспечить сотрудничество с родителями воспитанников по проблеме развития познавательного интереса дошкольника
Актуальность: Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие».
Одним из требований ФГОС, являются требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. И здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день «музейную педагогику» рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Музейная педагогика обладает большими потенциальными возможностями для развития познавательного интереса.
2. Методологический раздел.
Термин “музейная педагогика” пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей».
Изучением музейной педагогики занимались С. Т Шацкий, Л. К. Шлегер, А. У. Зеленко. ПО их инициативе в России был создан первый детский музей.
В системе дошкольного образования и воспитания были созданы музейные программы, разработаны методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Л. В. Пантелеевой, Н. А. Рыжовой и др.). Н. А. Рыжова считает, что музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
3. Практический раздел
№ Месяц Формы работы Результат
1 Сентябрь- октябрь 1. Изучение и анализ литературы по теме самообразования: Тема: «Использование элементов музейной педагогики как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Список литературы по самообразованию
2 Ноябрь 1. «Определение с тематикой мини- музея»
2. «Привлечение родителей к созданию мини-музея»
3. «Совместный поход в краеведческий музей» План работы по созданию мини-музея
Сбор экспонатов для музея
Посещение экскурсии в музей
3
Декабрь 1. «Мини- музей в нашей группе»
2.«Организация
«Мини-музей как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
2. «Ёлочная игрушка» Обогащение предметно-развивающей среды группы
Консультация для педагогов
Мини-выставка в группе
4 Январь 1.«Организация мини-музея в группе детского сада»
2. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
3. «Совместной деятельности детей и воспитателя в мини-музее» Консультация для педагогов
Консультация для родителей
Картотека бесед, игр, занятий, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр.
5 Февраль 1.«Наши мини-коллекции»
2. «Проведение экскурсии в музей группы» Выставка совместных коллекций родителей и детей
Экскурсия для педагогов и детей
6 Март «Мини-музей в нашей группе» Конкурс среди групп нашего сада
7 Апрель «Способы и формы работы с детьми в мини-музее»
Консультация для педагогов
8 Май Итог о работе по теме самообразования
Выступление