Светлана Нехаева
План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Январь.
Нравственно – экологическое развитие: «Гуляй, да присматривайся» (беседа).
Цель: расширить представления детей о зимнем времени года. Познакомить с характерными особенностями января, приметами. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Содержание:
1. Беседа о характерных особенностях января.
2. Разучивание пословицы «Январь – году начало, зиме – середина».
Публикация «План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
3. Знакомство с приметами января: «Если на Крещение будет ясная и холодная погода – к засушливому лету, а пасмурная и снежная – к обильному урожаю».
4. РНС «Мороз Иванович» О. Одоевского.
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 76, 226.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Жадная душа – без дна ушат» (беседа).
Цель: воспитывать дружеские отношения между детьми. Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях – поиск компромиссного решения, умение считаться не только с собственными желаниями. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Жадность не доводит до добра» через РНС «Всё золотое».
Содержание:
1. Ситуация «Подружки поссорились…».
2. Разучивание пословицы «Жадная душа – без дна ушат».
3. Игра «Если бы…» психологический тренинг.
4. РНС «Всё золотое» (чтение воспитателя).
Литература:
1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 51.
2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 175.
Народные промыслы: комплексное занятие «Хороший город Городец».
Цель: познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городец, с изделиями городецких мастеров. Воспитывать эмоционально – оценочное отношение к изделиям народных умельцев. Учить рисовать узор из бутонов и листьев по мотивам городецкой росписи.
Содержание:
1. Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.
2. «Какова пряха, такова на ней и рубаха» - повторение пословиц и поговорок о мастерстве.
3. Рисование «Городецкие узоры».
4. Пение частушек.
5. «Весёлые музыканты» - игра на ложках и дудочке.
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры», ст. 76.
2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 57.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Русские потешки» (беседа).
Цель: воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества – потешкам. Добиваться правильного произношения звуков при рассказывании потешек. Закрепить знания детей о творчестве художника – иллюстратора Ю. Васнецова. При изображении героев потешек передавать характерные особенности.
Содержание:
1. «Русские народные потешки» - рассказ скоморохов.
2. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова.
3. «Моя любимая потешка» - рисунки детей.
4. РНИ «Дударь», «Дедушка – рожок».
Литература:
1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 26.
2. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 150, 154.
Февраль.
Нравственно – экологическое развитие: «Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?» (беседа).
Цель: познакомить детей с особенностями последнего месяца зимы – февраля.
Содержание:
1. Беседа о характерных особенностях февраля.
2. Разучивание пословицы «Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?».
3. Знакомство с приметами февраля: «Утром кричит синица – к морозу», «Снег прилипает к деревьям – к теплу».
4. РНС «Два Мороза» (чтение воспитателя).
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 77, 229.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Друга нет – так ищи, а нашёл, так береги» (беседа).
Цель: закрепить понятие «друзья». Учить понимать значение слов «знакомые», «друзья». Понимать значение пословицы о дружбе, связать значение пословицы с определённой ситуацией. Учить ценить дружбу, беречь её. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Учить любви и бережному отношению ко всему живому: растениям, птицам, животным и т. д. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Собака – преданный друг человека» через мордовскую сказку «Как собака друга искала».
Содержание:
1. Беседа «Какого человека можно назвать другом?».
2. Разучивание пословицы «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Человек без друга, что дерево без корней».
3. Игра «Узнай своих друзей по голосу».
4. Сказка «Как собака друга искала» (чтение, рассматривание иллюстраций).
Литература:
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 13.
2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 9.
3. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 306.
Народные промыслы: «Русская матрёшка» (комплексное занятие).
Цель: воспитывать интерес к народному творчеству, дать представление о том, как народные мастера делали игрушки. Познакомить с историей русской матрёшки, научить создавать образ матрёшки, используя ткань.
Содержание:
1. «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам идёт Матрёшка» - рассказ об истории возникновения матрёшки.
2. Рассказывание детьми стихотворений о матрёшке.
3. Аппликация «Весёлая матрёшка».
4. «Хоровод матрёшек».
Литература:
1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 118.
2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 144.
3. М. А. Гусакова «Аппликация в детском саду», ст. 144.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Отгадайте – ка загадки!» (беседа).
Цель: познакомить с мудростью русского народа – загадками. Учить отличать их от других произведениймалых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки. Показать, что загадки может сочинять любой человек. Развивать мышление, фантазию.
Содержание:
1. «Русские загадки – это поэзия народного языка» - беседа.
2. «В ярко – красном колпаке, он с бубенчиком в руке, развесёлая игрушка, а зовут её…» (петрушка).
3. Придумывание загадок.
Литература:
1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 53.
2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 84.
3. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6, 2001г., ст. 79.
Март.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Нет милее дружка, чем родная матушка» (беседа).
Цель: учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме. Вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Мама – слово святое» через нанайскую народную сказку «Айога». Учить передавать в рисунке образ мамы доступными средствами выразительности (детали костюма, цветовая гамма).
Содержание:
1. Беседа о маме.
2. Рассказы детей из личного опыта «Как я помогаю маме».
3. Разучивание пословицы «Нет милее дружка, чем родная матушка».
4. Чтение сказки «Айога».
5. Рисование «Мамочка милая, мама моя».
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение к истокам народной культуры», ст. 79.
2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 76.
3. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 65.
Календарно – обрядовые праздники: «Ой ты, Масленица» (праздник).
Цель: познакомить детей с календарно – обрядовым праздником – Масленицей. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Прививать любовь к традиционным праздникам. Развивать понимание названий праздников.
Содержание:
1. «Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!» - скоморохи приглашают всех на праздник.
2. Чтение детьми приговорок «Масленица загорела», «А мы Масленицу ожидали».
3. Игры, атракционы – для шутки, для смеха!
Направо – забава, налево – потеха!
Литература:
1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 157, 210.
Народные промыслы: «Хохломские чудеса» (занятие).
Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством – хохломской росписью. Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров. Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением.
Содержание:
1. «Путешествие по дивному миру Хохломы» - беседа, рассматривание выставки изделий хохломских мастеров.
2. Разучивание пословицы «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».
3. «Золотая хохлома» - роспись посуды.
4. Игра «Хохломские стулья».
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2002г., ст. 55.
Нравственно – экологическое развитие: «Евдокия – весновка» (занятие).
Цель: приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям через русский фольклор. Воспитывать у детей любовь к природе, научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через фольклор. Развивать познавательный интерес, эмоционально – художественную отзывчивость к культурному наследию русского народа.
Содержание:
1. «Евдокия – весновка» - весенние приметы.
2. «Весенний календарь»: заклички о птицах.
3. Инсценировка отрывка сказки «По щучьему велению».
4. «Федул – тепляк надул», «Радион землю талой водой питает», «Делу – время, потехе – час» - потешный фольклор.
Литература:
1. «Планета детства – планета творчества», ст. 78.
Апрель.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Небылица в лицах, небывальщина» (беседа).
Цель: развивать у детей творческое воображение, познакомиться с жанром небылицы. Учить детей отличать реальную ложь от юмористической фантазии. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
Содержание:
1. Знакомство с русскими народными небылицами:
Катя – Катя – Катюха
Оседлала петуха,
Петух заржал,
На базар побежал.
Заучивание небылицы.
2. «Угадайте, где мы были?» - самостоятельное придумывание небылиц детьми.
3. Докучная сказка «Шёл я как – то через мост» (рассказ воспитателя).
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 83, 246.
2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 58.
3. Т. С. Комарова «Народное искусство», ст. 77.
Нравственно – экологическое развитие: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (занятие).
Цель: познакомить детей с весенними полевыми работами. Воспитывать любовь и уважение к труженикам села. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения её результатов: посев семян. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости.
Содержание:
1. Рассказ воспитателя о весенних полевых работах.
2. Разучивание пословицы «Пришла весна, тут уж не до сна».
3. Самостоятельный посев детьми семян редиса, моркови.
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к народной культуре», ст. 84.
Народные промыслы: «Дымковская игрушка» (беседа).
Цель: приобщать детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. Развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к быту и обычаям России. учить видеть выразительность формы игрушки. Продолжать упражнять детей в лепке из целого куска глины игрушки по замыслу.
Содержание:
1. «Мастера Дымки» - рассказ педагога.
2. Игра «Что может рассказать нам игрушка?».
3. Лепка «Уточки».
4. РНС «Смоляной бычок» (настольный театр).
Литература:
1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 192.
2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 60.
Календарно – обрядовые праздники: «Пасха».
Цель: познакомить детей с традициями русского народа через календарно – обрядовый праздник Пасха. Подвести детей к пониманию того, что они также являются носителями русской народной культуры. Воспитывать детей в национальных традициях.
Содержание:
1. Рассказ воспитателя о празднике Пасха.
2. Разучивание календарной песни:
Завивайсявербочка, завивайся пушистая.
Мы к тебе пришли со яичками, со куличками.
Яички – то красные,
Кулички – то съедобные!».
3. РНИ «Верба – вербочка», «Солнышко – вёдрышко».
Литература:
1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 168, 235, 360, 363.
Май.
Нравственно – эмоциональное развитие: «Победа в воздухе не въётся, а руками достаётся» (беседа).
Цель: развивать интерес к истории своей страны. Познакомить с Георгием Победоносцем – небесным покровителем княжеской семьи и русского воинства. Воспитывать уважение к героям – воинам, защитникам Родины. Развивать воображение, творчество при выполнении заданий продуктивного характера – рисования.
Содержание:
1. Рассказ воспитателя о воинах – защитниках Отечества.
2. Знакомство с народным музыкальным наследием – слушанье духовного стихотворения о святом Георгии Победоносце.
3. Рассматривание репродукции иконы Георгия Победоносца.
4. Рисование «Воины – защитники Отечества».
5. РНС «Каша из топора».
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к русской народной культуре», ст. 85.
2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», ст. 109, 134.
3. «100 великих имён в литературе».
Нравственно – экологическое развитие: «КВН «Весна красна цветами».
Цель: воспитывать у детей любовь к природе. Научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через русский фольклор. Выявить уровень знаний детей.
Содержание:
1. Соревнование команд:
Игра для эрудитов «Весна в окно стучится».
1 тур: «Вопрос – ответ».
2 тур: «Вставь пропущенное слово».
3 тур: «Загадки – отгадки».
Финальный тур.
2. Украинская народная песня «Веснянка».
3. Награждение.
4. Чаепитие.
Литература:
1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 85.
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2004г., ст. 33.