Лучший педагог года

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Нехаева
План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Январь.

Нравственно – экологическое развитие: «Гуляй, да присматривайся» (беседа).

Цель: расширить представления детей о зимнем времени года. Познакомить с характерными особенностями января, приметами. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Содержание:

1. Беседа о характерных особенностях января.

2. Разучивание пословицы «Январь – году начало, зиме – середина».

Публикация «План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

3. Знакомство с приметами января: «Если на Крещение будет ясная и холодная погода – к засушливому лету, а пасмурная и снежная – к обильному урожаю».

4. РНС «Мороз Иванович» О. Одоевского.

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 76, 226.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Жадная душа – без дна ушат» (беседа).

Цель: воспитывать дружеские отношения между детьми. Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях – поиск компромиссного решения, умение считаться не только с собственными желаниями. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Жадность не доводит до добра» через РНС «Всё золотое».

Содержание:

1. Ситуация «Подружки поссорились…».

2. Разучивание пословицы «Жадная душа – без дна ушат».

3. Игра «Если бы…» психологический тренинг.

4. РНС «Всё золотое» (чтение воспитателя).

Литература:

1. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 51.

2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 175.

Народные промыслы: комплексное занятие «Хороший город Городец».

Цель: познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городец, с изделиями городецких мастеров. Воспитывать эмоционально – оценочное отношение к изделиям народных умельцев. Учить рисовать узор из бутонов и листьев по мотивам городецкой росписи.

Содержание:

1. Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.

2. «Какова пряха, такова на ней и рубаха» - повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

3. Рисование «Городецкие узоры».

4. Пение частушек.

5. «Весёлые музыканты» - игра на ложках и дудочке.

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры», ст. 76.

2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 57.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Русские потешки» (беседа).

Цель: воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества – потешкам. Добиваться правильного произношения звуков при рассказывании потешек. Закрепить знания детей о творчестве художника – иллюстратора Ю. Васнецова. При изображении героев потешек передавать характерные особенности.

Содержание:

1. «Русские народные потешки» - рассказ скоморохов.

2. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова.

3. «Моя любимая потешка» - рисунки детей.

4. РНИ «Дударь», «Дедушка – рожок».

Литература:

1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с народным творчеством», ст. 26.

2. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 150, 154.

Февраль.

Нравственно – экологическое развитие: «Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?» (беседа).

Цель: познакомить детей с особенностями последнего месяца зимы – февраля.

Содержание:

1. Беседа о характерных особенностях февраля.

2. Разучивание пословицы «Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?».

3. Знакомство с приметами февраля: «Утром кричит синица – к морозу», «Снег прилипает к деревьям – к теплу».

4. РНС «Два Мороза» (чтение воспитателя).

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 77, 229.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Друга нет – так ищи, а нашёл, так береги» (беседа).

Цель: закрепить понятие «друзья». Учить понимать значение слов «знакомые», «друзья». Понимать значение пословицы о дружбе, связать значение пословицы с определённой ситуацией. Учить ценить дружбу, беречь её. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Учить любви и бережному отношению ко всему живому: растениям, птицам, животным и т. д. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Собака – преданный друг человека» через мордовскую сказку «Как собака друга искала».

Содержание:

1. Беседа «Какого человека можно назвать другом?».

2. Разучивание пословицы «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Человек без друга, что дерево без корней».

3. Игра «Узнай своих друзей по голосу».

4. Сказка «Как собака друга искала» (чтение, рассматривание иллюстраций).

Литература:

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 13.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 9.

3. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», ст. 306.

Народные промыслы: «Русская матрёшка» (комплексное занятие).

Цель: воспитывать интерес к народному творчеству, дать представление о том, как народные мастера делали игрушки. Познакомить с историей русской матрёшки, научить создавать образ матрёшки, используя ткань.

Содержание:

1. «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам идёт Матрёшка» - рассказ об истории возникновения матрёшки.

2. Рассказывание детьми стихотворений о матрёшке.

3. Аппликация «Весёлая матрёшка».

4. «Хоровод матрёшек».

Литература:

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 118.

2. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 144.

3. М. А. Гусакова «Аппликация в детском саду», ст. 144.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Отгадайте – ка загадки!» (беседа).

Цель: познакомить с мудростью русского народа – загадками. Учить отличать их от других произведениймалых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки. Показать, что загадки может сочинять любой человек. Развивать мышление, фантазию.

Содержание:

1. «Русские загадки – это поэзия народного языка» - беседа.

2. «В ярко – красном колпаке, он с бубенчиком в руке, развесёлая игрушка, а зовут её…» (петрушка).

3. Придумывание загадок.

Литература:

1. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие в старшей группе», ст. 53.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 84.

3. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6, 2001г., ст. 79.

Март.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Нет милее дружка, чем родная матушка» (беседа).

Цель: учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме. Вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил. Подвести детей к пониманию нравственного урока «Мама – слово святое» через нанайскую народную сказку «Айога». Учить передавать в рисунке образ мамы доступными средствами выразительности (детали костюма, цветовая гамма).

Содержание:

1. Беседа о маме.

2. Рассказы детей из личного опыта «Как я помогаю маме».

3. Разучивание пословицы «Нет милее дружка, чем родная матушка».

4. Чтение сказки «Айога».

5. Рисование «Мамочка милая, мама моя».

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение к истокам народной культуры», ст. 79.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 76.

3. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 65.

Календарно – обрядовые праздники: «Ой ты, Масленица» (праздник).

Цель: познакомить детей с календарно – обрядовым праздником – Масленицей. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Прививать любовь к традиционным праздникам. Развивать понимание названий праздников.

Содержание:

1. «Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!» - скоморохи приглашают всех на праздник.

2. Чтение детьми приговорок «Масленица загорела», «А мы Масленицу ожидали».

3. Игры, атракционы – для шутки, для смеха!

Направо – забава, налево – потеха!

Литература:

1. Л. С. Куприна «Знакомство с народным творчеством», ст. 157, 210.

Народные промыслы: «Хохломские чудеса» (занятие).

Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством – хохломской росписью. Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров. Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением.

Содержание:

1. «Путешествие по дивному миру Хохломы» - беседа, рассматривание выставки изделий хохломских мастеров.

2. Разучивание пословицы «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».

3. «Золотая хохлома» - роспись посуды.

4. Игра «Хохломские стулья».

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2002г., ст. 55.

Нравственно – экологическое развитие: «Евдокия – весновка» (занятие).

Цель: приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям через русский фольклор. Воспитывать у детей любовь к природе, научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через фольклор. Развивать познавательный интерес, эмоционально – художественную отзывчивость к культурному наследию русского народа.

Содержание:

1. «Евдокия – весновка» - весенние приметы.

2. «Весенний календарь»: заклички о птицах.

3. Инсценировка отрывка сказки «По щучьему велению».

4. «Федул – тепляк надул», «Радион землю талой водой питает», «Делу – время, потехе – час» - потешный фольклор.

Литература:

1. «Планета детства – планета творчества», ст. 78.

Апрель.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Небылица в лицах, небывальщина» (беседа).

Цель: развивать у детей творческое воображение, познакомиться с жанром небылицы. Учить детей отличать реальную ложь от юмористической фантазии. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Содержание:

1. Знакомство с русскими народными небылицами:

Катя – Катя – Катюха

Оседлала петуха,

Петух заржал,

На базар побежал.

Заучивание небылицы.

2. «Угадайте, где мы были?» - самостоятельное придумывание небылиц детьми.

3. Докучная сказка «Шёл я как – то через мост» (рассказ воспитателя).

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры», ст. 83, 246.

2. В. Н. Волчкова «Развитие речи в старшей группе», ст. 58.

3. Т. С. Комарова «Народное искусство», ст. 77.

Нравственно – экологическое развитие: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» (занятие).

Цель: познакомить детей с весенними полевыми работами. Воспитывать любовь и уважение к труженикам села. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения её результатов: посев семян. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости.

Содержание:

1. Рассказ воспитателя о весенних полевых работах.

2. Разучивание пословицы «Пришла весна, тут уж не до сна».

3. Самостоятельный посев детьми семян редиса, моркови.

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к народной культуре», ст. 84.

Народные промыслы: «Дымковская игрушка» (беседа).

Цель: приобщать детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. Развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к быту и обычаям России. учить видеть выразительность формы игрушки. Продолжать упражнять детей в лепке из целого куска глины игрушки по замыслу.

Содержание:

1. «Мастера Дымки» - рассказ педагога.

2. Игра «Что может рассказать нам игрушка?».

3. Лепка «Уточки».

4. РНС «Смоляной бычок» (настольный театр).

Литература:

1. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», ст. 192.

2. В. Н. Волчкова «Изо в старшей группе», ст. 60.

Календарно – обрядовые праздники: «Пасха».

Цель: познакомить детей с традициями русского народа через календарно – обрядовый праздник Пасха. Подвести детей к пониманию того, что они также являются носителями русской народной культуры. Воспитывать детей в национальных традициях.

Содержание:

1. Рассказ воспитателя о празднике Пасха.

2. Разучивание календарной песни:

Завивайсявербочка, завивайся пушистая.

Мы к тебе пришли со яичками, со куличками.

Яички – то красные,

Кулички – то съедобные!».

3. РНИ «Верба – вербочка», «Солнышко – вёдрышко».

Литература:

1. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», ст. 168, 235, 360, 363.

Май.

Нравственно – эмоциональное развитие: «Победа в воздухе не въётся, а руками достаётся» (беседа).

Цель: развивать интерес к истории своей страны. Познакомить с Георгием Победоносцем – небесным покровителем княжеской семьи и русского воинства. Воспитывать уважение к героям – воинам, защитникам Родины. Развивать воображение, творчество при выполнении заданий продуктивного характера – рисования.

Содержание:

1. Рассказ воспитателя о воинах – защитниках Отечества.

2. Знакомство с народным музыкальным наследием – слушанье духовного стихотворения о святом Георгии Победоносце.

3. Рассматривание репродукции иконы Георгия Победоносца.

4. Рисование «Воины – защитники Отечества».

5. РНС «Каша из топора».

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к русской народной культуре», ст. 85.

2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», ст. 109, 134.

3. «100 великих имён в литературе».

Нравственно – экологическое развитие: «КВН «Весна красна цветами».

Цель: воспитывать у детей любовь к природе. Научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать своё настроение, чувства через русский фольклор. Выявить уровень знаний детей.

Содержание:

1. Соревнование команд:

Игра для эрудитов «Весна в окно стучится».

1 тур: «Вопрос – ответ».

2 тур: «Вставь пропущенное слово».

3 тур: «Загадки – отгадки».

Финальный тур.

2. Украинская народная песня «Веснянка».

3. Награждение.

4. Чаепитие.

Литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», ст. 85.

2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2004г., ст. 33.

Публикации по теме:

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь. Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа). Цель: закрепить представление детей об осеннем времени.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Тематический план «День народного единства (4 ноября)» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить представление об истории возникновения праздника и его значении для России. Задачи: расширять представления детей о родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2023 в 19:30
+212Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Нехаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 91.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД