Наталья Третьякова
План-конспект занятия «Сравнение иллюстраций художника Е. М. Рачёва к русской народной сказке «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия «Сравнение иллюстраций художника Е. М. Рачёва
к русской народной сказке «Колобок» (подгот. гр.)
Цель: Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора Е. М. Рачёва.
Задачи:
Образовательные – продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачёва, с его изобразительной манерой. Обратить внимание на средства выразительности, которые использует художник в своём творчестве. Дать представление о творчестве как о постоянном процессе поиска наиболее выразительных образов и средств изображения.
Публикация «План-конспект занятия „Сравнение иллюстраций художника Е, М, Рачёва к русской народной сказке „Колобок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие – развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
Воспитательные – воспитывать умение высказывать свою точку зрения, выслушивать друг друга.
Материал: - Русская народная сказка «Колобок» в обработке А. Н. Толстого, художник Е. М. Рачёв. Изд. 1969 год.
- Русская народная сказка «Колобок» в обработке А. Н. Толстого, художник Е. М. Рачёв. Изд. 1984 год.
Предварительная работа: - беседа о творчестве Е. М. Рачёва,
- рассказывание сказки «Колобок», рассматривание
иллюстраций 1969 года,
- рисование по сказке «Колобок», сравнивание рисунков нынешних с рисунками по этой же сказке прошлого года;
- ознакомительная экскурсия в детскую библиотеку
Ход: - Ребята, вчера я ещё раз посетила детскую библиотеку и нашла там книгу по сказке «Колобок» в обработке А. Н. Толстого с иллюстрациями художника Е. М. Рачёва. Но эта книга новее книжки, которая есть в нашем уголке книги. Оказывается, Рачёв оформлял эту книгу два раза. Иллюстрации к одной были нарисованы первыми. Спустя много-много лет художник ещё раз оформил эту сказку, и появилась вторая книга. Как вы думаете, могут ли отличатся иллюстрации в этих книгах или нет? (ответы детей)
- Я согласна, иллюстрации могут отличаться. Мы с вами уже говорили, как долго иллюстратор работает над оформлением книги, как ищет наиболее выразительный образ и средства изображения. И спустя какое-то время он может переделать свои рисунки. Мы уже сравнивали ваши рисунки прошлого года и нынешнего, и нашли в них много отличий.
Хотите рассмотреть эти книги и найти в них отличия, выяснить, что нового придумал художник, оформляя сказку спустя много лет? (ответы детей)
- Вот эта книга была оформлена первой (выставляет на стенд, а это спустя много-много лет (выставляет на стенд).
- Как называется первая страница книги? (обложка)
- Что обычно изображают на обложке? (главных героев, название книги)
- Отличаются ли обложки этих книг? (на первой обложке нарисован колобок, а на второй лиса с колобком на лапе)
- Каким изобразил художник колобка? (смеющимся, он показывает язык синичкам, сидящим вверху, он весёлый и задорный и т. д.)
- Что вы можете сказать о лисе? (она с хитрыми глазками, одета в русский сарафан и вышитую кофточку, она так и хочет проглотить Колобка)
- Есть ли отличия в цветах, которые использовал Рачёв? (на первой обложке оранжевый и зелёный, а во второй красный и немного синего)
- Давайте откроем книги и сравним лежащего на окошке Колобка (обратить внимание на цвет, кайму, роспись буквы).
- Перелистнём страницу. Что вы видите? (встреча Колобка с зайцем; Колобок поёт, широко раскрыв рот; Заяц присел, внимательно слушает Колобка)
- А как художник показал, что Заяц сказочный? (он одет в русскую рубашку-косоворотку; рубашка вышита по подолу, вороту и рукавам; подпоясан Заяц верёвочкой; на нём штаны, как у деревенского мужика; стоит Заяц как человек, на двух лапах)
- Есть ли отличия в иллюстрациях? (находим отличия в цвете)
- Перевернём страницу и выясним, отличаются ли иллюстрации встречи Колобка с Волком? (на первой Волк страшный, злой, а на второй не страшный, удивлённый)
- А как это показал художник? (у злого Волка открыта пасть, показаны острые зубы; у него злые глаза, шерсть дыбом, торчат когти, он приготовился схватить Колобка. У второго волка пасть закрыта, когтей не видно)
- Как вы думаете, почему Рачев во второй книге решил изобразить Волка не страшным? (ответы детей)
- Есть ли отличия в одежде Волка? (На первой и второй иллюстрации Волк одет в кафтан стрельца, на лапе висит оружие с шипами. Только на первой кафтан – розовый, а на второй – красный.)
- Кто может показать таких разных двух Волков? (дети показывают Волков, выходя по двое, затем обсуждаем, у кого получилось ближе к иллюстрации)
Аналогично сравниваем встречу Колобка с Медведем и Лисой, находим общее и отличия в образах, средствах изображения, цвете. Дети показывают сценку встречи Колобка с Медведем. Зарисовывают эмоции Колобка, сидящего у Лисы на носу.
- Ребята, скажите, пожалуйста, чему было посвящено наше занятие? (ответы детей)
- Что нового и интересного вы узнали? (ответы детей)
- Иллюстрации, к какой книге вам больше понравились и почему? (ответы детей)
- Вот видите, как интересно нарисовал художник Евгений Рачёв иллюстрации к русской народной сказке. Рисуя иллюстрации во второй раз, он придумал много нового, по-другому показал героев, использовал другие цвета. Каждый может выбрать для чтения и рассматривания ту книгу, которая ему больше нравится.
(Дальше детям предлагается в самостоятельной деятельности побыть художниками, придумать и нарисовать, с кем мог бы ещё встретиться Колобок, если бы убежал от лисы. По итогам оформляется выставка.)