Алексеева Елена
План-конспект для подготовительной группы «Осенние листья»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
возрастная группа : подготовительная
Тема: «Осенние листья»
Область: познавательное развитие
Цель: формирование представлений о таком явлении, как листопад ;
Задачи:
- образовательная: изучить строение листьев;
-развивающая: развивать внимание, наблюдательность;
-воспитательная: умение отвечать на вопросы, любознательность;
Оборудование: письмо от Знайки, лупа, листья деревьев, белые салфетки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Этапы организации образовательной деятельности Время
Содержание взаимодействия воспитателя с детьми Примечания
Ориентировка в деятельности
1. Мотивация
2. Определение цели
3. Определение необходимых целей
Исполнительский этап
Беседа
Опыт №1. Исследование строения листа с помощью лупы.
Опыт №2 «Почему лист зеленый?»
Опыт №3 «Как листья опадают»
Завершающий этап.
Здравствуйте, ребята!
Отгадайте загадку
-Листья желтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую называют (листопад)
-Да, верно листопад это. А как вы думаете, что это такое-листопад? (листопад-это такое явление, когда осенью с деревьев начинают опадать листья)
-А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-А сейчас какой месяц осени идет? (октябрь)
-Ребята, октябрь-это середина осенней поры. И в старину этот месяц называли листопадом, потому что в с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
-И вот, ребята, я задумалась, почему же осенью опадают а листья с деревьев. А вы знаете, почему же они опадают?
-Ребята, я обратилась за помощью к одному ученому.
-Я написала письмо и ученый прислал ответ, давайте его посмотрим? (открываю письмо).
-Ребята, а вы знаете, кто такие ученые? (это тот, кто изучает, исследует объект и делает открытие)
-Здравствуйте, ребята, я ученый Знайка!
-Я вот занимаюсь изучением растительного и животного мира, и вот у меня попросила помощи Ксения Сергеевна. Я решил помочь, а также пообщаться с детьми детского сада. Осень очень красивое время года.
-Ребята, а как вы думаете почему ученый назвал осень красивым временем года? (потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные).
–А какие приметы осени вы знаете? (птицы улетают в теплые края, часто идут дожди, становится с каждым все холоднее, люди одевают теплую одежду, с деревьев опадают листья, собирают урожай).
-Ксения Сергеевна написала мне письмо, где задала мне вопрос-почему листья опадают и желтеют? И вот я предположил, что листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. Я предлагаю вам несколько опытов, где можно провести эксперименты над листьями.
-Вот такое письмо нам отправил ЗНАЙКА.
-Ребята, давайте проведем эти опыты, которые нам предложил Знайка?
-А что нам понадобится для наших исследований? -Посмотрите сюда. Назовите, что лежит на столе. (лупа, деревянный кубик, листья, белая салфетка).
-А как вы думаете, зачем дереву нужны листья? (для дыхания).
- А вам интересно, как устроен лист дерева? Давайте рассмотрим. А для того, чтобы рассмотреть, воспользуемся лупой.
Рассмотрим сначала черешок-это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрим теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки? Тонкие трубочки, которые идут по всему листу, через эти трубочки листочки питаются влагой. Край листа называется кромкой. Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой и округлой. рассмотрите свой листик и скажите, какая она у вас?
-Какой можно сделать вывод? У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой, и есть жилки, через которые листочек питается влагой.
-Но все-таки, почему же листья осенью желтеют?
Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. И Знайка предлагает провести еще один опыт и увидеть это вещество.
-Ребята, а как думаете, что нам понадобится для этого опыта? (салфетка, кубик).
-Возьмите листочек, согните и положите его в салфетку, заверните его в нее. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по нему. Теперь разверните салфетку и уберите листочек. Что вы видите? Остались зеленые пятнышки. Эти зеленые пятнышки-это хлорофилл, оно и окрашивает лист дерева в зеленый цвет. Когда наступает осень, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Тогда лист меняет свой цвет и становится желтым.
-Снова возьмите лупу и рассмотрите основание черешка. В том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует легкий ветерок-листья опадают. И проведем, наконец, еще один опыт.
-На прогулках вы замечали, что листья с деревьев опадают по-разному. Проведем опыт, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какие листья красивее кружатся. Для этого возьмите в руку листочек и встаньте. Поднимите руку с листом вверх и выпустите его из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за ним и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел ли прямо быстро или медленно кружился.
-Какие выводы можно сделать из этого опыта?
Большие листья падают медленнее, почти не кружатся. Маленькие листья падают быстро и кружатся в воздухе.
-Ну, вот, мы с вами узнали почему листья осенью опадают.
-Из каких частей состоит лист?
-Почему листья зеленые?
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
-Как листья опадают?
Ребята, мы такие молодцы, провели опыты, которые нам предложил профессор Знайка, и практическим путем, узнали, почему же осенью опадают листья, и как они опадают.
-Я предлагаю написать сейчас ответ профессору Знайке, сказать ему спасибо и вы с вашим воспитателем потом отправите письмо. Хорошо? (пишем письмо).
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.