Ольга Говорухина
План-конспект внеклассного мероприятия в начальной школе «Я — гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Обучение школьников простейшим умозаключениям, развитие логического мышления;
• Формирование у обучающихся понятия «Я гражданин», «Общество», «Государство»;
• Формирование гражданской ответственности и патриотизма;
• Социализация обучающихся;
• Воспитание у обучащихся уважительное отношение к символам своего государства и других стран;
• Принятие обучающимися, государственной символики как общественной ценности.
Вид занятия: Проблемно-ценностное общение
Оборудование: Презентация, видеоролик
Место проведения: Класс
Публикация «План-конспект внеклассного мероприятия в начальной школе „Я — гражданин России“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Время: 30 – 45 минут
Возраст детей: 7 –8лет
Ход мероприятия:
1. Организационный момент (1 мин.)
Учитель: Здравствуйте ребята! У меня к вам вопрос, а кто вы такие?
(1,2 слайд)
Дети: Дети.
Учитель: Правильно, а чем вы занимаетесь?
Дети: Учимся.
Учитель: Так кем вы еще являетесь?
Дети: учениками
Учитель: Молодцы, вы дети, ученики, школьники. А как вы думаете, кем являются все люди нашей страны?
Дети: Жителями, гражданами.
Учитель: Да, ребята, все люди, которые проживают в нашей стране России, являются ее гражданами. А какой самый главный документ это подтверждает?
Дети: Паспорт. (слайд3)
2. Объявление темы и цели занятия (5 мин.)
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о стране, в которой мы живем, о людях, которые нас окружают! А о чем еще можно поговорить?
Дети: Каким должен быть человек, какую пользу может принести и вред, окружающему нас обществу. (4,5 слайд)
3. Экскурс в историю (10 мин.)
Учитель: Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живё те:
( автор: Феодосий Савинов)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Как называется наша Родина?
Дети: Россия
Как звучит полное название государства (слайд 6)
Дети: Российская Федерация
Учитель: А мы с вами граждане РФ.
Учитель: В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так
Гражданин :
1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему. (слайд 7)
Пояснение понятия.
Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся?
Дети: Человек?
Дети: Что значит, «постоянное население»?
Дети: Те люди, которые живут там всегда.
Учитель: Прочитайте второе пояснение.
Учитель: Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.
Учитель: Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны?
Дети: Общая территория, единый язык, культура, законы.
Учитель: Ребята, а что для нас является символом Родины?
Дети: Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. Московский Кремль, Знамя Победы, Могила неизвестного солдата в Москве или другом городе – это тоже символы России, Российской Федерации. Эти два наименования равнозначны.
Учитель: Самыми важными символами страны является: гимн, герб, флаг. (слайд,7 8) видеоролик
Учитель: Посмотрите, на слайде изображен один из самых главных символов - флаг. Что вы о нем знаете?
Дети: Российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех прямоугольных полос. (слайд 9)
Учитель: А как иначе называют флаг?
Дети: Знамя.
Учитель: Знамена появились в древности – они были у многих древних народов и назывались стягом. Слово знамя произошло от славянского слова знамение, т. е. обозначение чего-то важного, необычного, что должно быть выделено, и должно запомниться людям.
Вот по такому трехполосному флагу, знамени, можно отличить нашу страну от других стран, т. е. флаг, знамя – это отличительное обозначение государства, у каждой страны флаг – свой.
Какие цвета вы видите на нашем флаге?
Дети: Белый, синий, красный.
Учитель: Эти цвета не случайно появились на нашем знамени. Белый цвет – это мир, чистота, синий обозначает небо и верность, правду, красный – мужество и храбрость.
Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
Учитель: Когда поднимают флаги?
Во-первых, под флагом, под знаменем солдаты идут в бой защищать свою Родину. Флаги поднимают, когда команда России побеждает в международных спортивных соревнованиях. Флаги вывешивают в праздничные дни над домами и на улицах, а над государственными учреждениями флаг должен висеть постоянно как символ власти. Под флагами и знаменами люди выходят на митинги и демонстрации. Мы должны гордиться своим флагом, ему уже больше трехсот лет.
К флагу своего государства мы должны относиться с уважением, бережно, его нельзя бросать на землю, тем более наступать ногами, использовать не по назначению, за осквернение флага в Конституции предусмотрена уголовная ответственность. Принимая присягу на верность Родине, солдаты встают на колени и целуют уголок знамени. Почему мы так трепетно должны относиться к нашему флагу (слайд 10)
У древних славян знаменем служили пучки травы или конские хвосты, привязанные к древку. Древко – это ручка или палка, на которую крепится знамя. Позднее, пучки травы и конские хвосты, заменили полотнища ткани, которые имели самые разнообразные формы и цвета. Русские знамена с давних пор называли стягами (синий стяг, красный стяг, от слова стягивать, собирать воинов, идущих на бой с врагом. Специально назначенный воин- знаменосец или как его называли, стяговик. Он обязан был разворачивать знамя в бою, он головой отвечал за его сохранность. Воинский отряд, полк считался непобедимым до тех пор пока живо было его знамя.
В старину флагов не было, вместо них поднимали хоругви с изображением святых, люди верили, что святые помогут в боях.
У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Как мы называем такой знак? (слайд 11)
Дети: Герб.
Учитель: Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины – России. Обратите внимание: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла- скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. И сегодня держава и скипетр, изображенные на нашем гербе напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла – красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
А вы знаете, с чем шли в поход воины?
Дети: С песней.
Учитель: Правильно с песней. А какую песню можно считать символом страны?
Дети: Гимн. (слайд 12)
Учитель: Кто знает наизусть гимн Российской федерации?
Все. Молодцы ребята.
Согласно закону, гимн должен исполняться точно в соответствии с утвержденным текстом и музыкой. Он должен звучать в особо торжественных случаях. Каждый гражданин обязан знать свой гимн.
Вы уже знаете, что при исполнении гимна полагается вставать. Давайте встанем и послушаем запись нашего гимна.
Прослушивание гимна РФ.
Учитель: Ребята, а какой гимн в Тамбовской области?
Дети: Прощание славянки.
Учитель: Давайте и его послушаем.
Прослушивание гимна Тамбовской области.
Мы сегодня с вами узнали о государственных символах России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас.
4. Основная часть (20 – 25 мин).
Учитель: Давайте с вами отгадаем главные слова для человека!
(слайд 13)
Учитель: Ребята, давайте с вами подумаем, а каким должен быть человек гражданином?
Дети: Честным, добрым, любить свою страну!
Учитель: Ребята, а почему мы должны быть хорошими людьми, почему мы должны любить нашу страну и приносить ей пользу!
Дети: Потому что человек и живет для того, чтобы приносить пользу и делать жизнь лучше.
Учитель: Правильно ребята, чтобы стать настоящим гражданином и гордостью своей страны, мы должны помнить об обязанностях, которые мы должны соблюдать.
Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети. Рисовал людей, дома (слайды14, 15)
Учитель: Как себя нужно вести в обществе?
Дети: Всегда быть вежливыми, аккуратными, честными, не драться.
Учитель: Молодцы ребята, я думаю, что вы все достойны называться гражданами Российской Федерации.
5. Подведение итогов (5 – 7 мин.)
Учитель: Какие слова в нашей беседе были главными?
– О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая разговор на тему «Я – гражданин России».
Дети: О том, что все люди, живущие в России, граждане, это очень важное и ответственное звание.
Учитель: Как нельзя поступать?
Дети высказывают свое мнение на основе обсуждаемого материала.
(слайд 16)