Эльмира Рафикова
План-конспект НОД в старшей группе «В гостях у народных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у народных мастеров
структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе
Публикация «План-конспект НОД в старшей группе „В гостях у народных мастеров“» размещена в разделах
Тема: «В гостях у народных мастеров»
Подготовила
Рафикова Эльмира
Тихфятовна,
воспитатель
2017 – 2018 учебный год
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи:
- совершенствовать умение детей в лепке посуды из глины. Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изделий («Познавательное развитие»);
- прививать уважение к профессии гончара и подвести к важному выводу, что все работы хороши, любой труд почётен («Социально – коммуникативное развитие»).
- развивать художественное восприятие предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
(«Художественно - эстетическое развитие»);
- воспитывать у детей интерес к истокам народного творчества.
(«Социально – коммуникативное развитие»).
Интеграции с другими образовательными областями:
- по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»;
- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: «Познавательное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приемы:
Словесные: беседа о ремеслах, объяснение.
Практические: показ игрушек из глины проигрывание, художественное слово, стихи и отрывки стихотворений о профессиях.
Наглядные: плакаты по теме «Кем быть?».
Материалы, инструменты, оборудование: музыкальный центр с фонограммами песен, предметы гончарного промысла (кружка, кувшин миска, видео.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации
Двигательная Игровое упражнение «Передай улыбку другу».
Игровая Игра «Здравствуйте»,
Познавательно-исследовательская Рассматривание художественных работ В. Ф. Бравкова,
Коммуникативная Беседа о ремеслах,
Чтение художественной литературы Стихотворение Г. Кабаева «Мое село»
Продуктивная
Рисование колобку лучиков
Логика образовательной деятельности
Структура части Деятельность воспитателя Деятельность
дошкольника Ожидаемые
результаты
Организационный момент Ребятишки подходите
На посуду мою посмотрите
Из какого материала сделана эта посуда? Воспитатель предлагает ответить на вопросы: Из какого ещё материала делают посуду? (Стеклянная, железная, деревянная, пластмассовая).
Показывает посуду и уточняет, что у нее в руках посуда глиняная.
А что такое глина? (природный материал).
Рассказ воспитателя.
Каждая миска, кувшин хранит тепло рук мастера, ведь глина имеет такое свойство впитывать и перенимать настроение, хорошее настроение, мысленный, духовный настрой и будучи обожженной, она сохраняет эти свойства.
Как же из простого куска глины при помощи только рук и гончарного круга рождаются чудеса?
Воспитатель предлагает отправиться в гончарную мастерскую. Дети отвечают на вопросы. Детей мотивируют, появляется заинтересованность.
Рассказ воспитателя о гончарном промысле.
Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Самарской губернии. Гончары города покупали глину в д. Гнездово и добывали ее сами в Чуриловском рву. Глину, перед работой на несколько дней замачивали, а потом месили для обеспечения мягкости и эластичности материала. Вылепленную посуду продавали на ежегодной ярмарке в селе в Кинель –Черкасском районе. Стоила посуда очень, очень дешево. Перед Великой Отечественной войной здесь была Гончарная улица, где жили гончары. Давным - давно на Руси изготавливали различные глиняные изделия, причем делали это вручную преимущественно женщины. Позже появились гончарные круги. В то же время гончарным искусством стали заниматься мужчины. Сначала круг приводили в движение одной рукой, а потом ногами, что позволило гончарам работать обеими руками. Именно благодаря работе на нем люди смогли придавать куску глины правильную и красивую форму.
Слушают Узнают новое о гончарном ремесле.
Вопросы и ответы Воспитатель задает вопросы.
Как вы думаете, для чего делали глиняную посуду?
(В ней варили и содержали пищу, из нее ели, в ней переносили съестные припасы, для домашних нужд и т. д). Какими способами мастера выполняли работу?
(«налепной» и «вытяжной»). Отвечают на вопросы, рассуждают Расширяется словарный запас.
Выполнения работы «налепным» способом.
1. Катаем шар
2. Расплющиваем его в круглую лепешку, получилось донышко
3. Катаем колбаску и прилепляем к донышку
4. Мы крутим донышко, а не колбаску.
Этот способ называется «налепной».
Выполняют задание Проявляется интерес
Выполнения работы «вытяжным» способом
1. Катаем шар из глины
2. Прилепляем к доске
3. Делаем углубление в шаре
4. во время работы поворачиваем круг, на котором держится изделие
Этот способ называется «вытяжным».
Выполняют задание Проявляется интерес
Физкультурная минутка
«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки, руки потираем.
Руки, руки согреваем и к работе приступаем»
Выполняют движения Повышается настроение.
Русские пословицы Воспитатель читает «Поспешишь, людей насмешишь»,
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,
«Дело мастера боится».
Слушают Запоминают.
Мастера – гончары! Воспитатель предлагает попробовать вылепить посуду из глины, так же как гончары?
Слепить то, что нравится по выбору.
Приступают к работе (музыка)
Лепят
Итог Любуются красивой посудой. Ставят её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасять и подарять своим родителям.
Воспитатель читает:
Гончарное дело сродни волшебству
Запомни каждый, что труд – благое дело.
Ремесла наши постигать – старайся ты умело.
Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело.
Любуются Радуются своему творчеству.