Наталья Киселева
План-конспект урока русского языка в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока русского языка в 3 классе
Тема урока — Правописание слов с безударными гласными в корне
Цель: формирование умения подбирать проверочные слова в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.
Планируемые результаты :
Личностные УУД: формирование положительного отношения к обучению, развитие интереса к изучению русского языка;
Метапредметные:
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Познавательные:
-ставить и формулировать проблемы;
-учиться применять термины при ответе;
-контролировать и оценивать процесс и результат действия,
Регулятивные:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные:
-определять общую цель и пути её достижения;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-учиться работать в группе.
Предметные:
-уметь подбирать проверочные слова с заданной орфограммой;
-уметь объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой;
-вырабатывать навык безошибочного подбора проверочного слова, постановку ударения.
Задачи:
формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
развивать орфографическую зоркость;
развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование:
презентация к уроку «Правописание слов с безударными гласными в корне»;
компьютер, проектор;
алгоритм проверки безударной гласной;
учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (к УМК «Школа России», карточки, карандаши зелёного и красного цвета.
Ход урока
1. Организационный момент
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знания пользу принесут.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Психологический настрой.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы видеть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, разговаривать. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Вы уже обратили внимание, у нас сегодня гости. Подарите им тоже свою улыбку.
Пусть этот урок принесет вам радость общения. Присаживайтесь.
-Сегодня у нас урок - путешествие в королевство Русского языка. И мы сегодня не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны -? ("Умники и умницы"). Дорога впереди нас ожидает нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради - это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
-Откройте свои записные книжки, запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. Словарный диктант.
Вы все очень любите загадки, и сегодняшний урок не исключение, мы начнём с загадок.
- Я читаю загадку, а вы пишете отгадку. (По ходу объясняют написание слов)
1. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. (берёза)
2. Хоть неплохо я одета,
Бьёт озноб меня всегда.
И весной, и жарким летом
Вся дрожу я в холода. (осина)
3. Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
4. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (собака)
5. Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, тебя с ног сбивает,
Слышишь его, да не увидишь его. (ветер)
6. Над домом у дорожки
Повисло пол-лепёшки. (месяц)
7. Малиной обедает,
Где мёд ведает. (медведь)
8. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (корова)
9. Гребень имею – не пользуюсь им,
Шпоры имею -не езжу верхом. (петух)
Самопроверка (на экране)
- Что вы можете сказать про эти слова? (они словарные, их написание нужно запомнить, слова с непроверяемой орфограммой)
3. Актуализация знаний - Какой большой раздел мы изучаем? (Состав слова) - Что значит разобрать слово по составу? (Найти части слова)
- Назовите последовательность разбора слов (окончание, основа, корень, приставка, суффикс)
Разбор слов по составу (на доске карточки, трое учеников по одному от каждого ряда разбирают слова маркером)
звёздочка заморозки пришкольный
- Что такое окончание? (Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении).
- Что такое основа? (Основа- это часть слова без окончания. В основе заключено его лексическое значение)
- Что такое корень? (Корень – это главная, значимая неизменяемая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
- Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов)
- Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов)
Молодцы! Мы с вами выполнили морфемный разбор слов и ….
4. Самоопределение к деятельности.
-и Первая наша остановка: озеро Слов. Чтобы переплыть озеро, мы должны поработать со словами. На доске слова:
- Прочитайте слова.
- Чем похожи все эти слова? (Слова с безударными гласными в корне).
- Какое слово лишнее? Почему? (собака, слово с непроверяемой орфограммой) Убираем слово СОБАКА.
- К остальным словам можно подобрать проверочные.
Тр…ва, к…рмушка, гн…здо, св…сток, с…бака, р…ды, л…нивец, г…лодный, .
- Запишите слова в записные книжки. Расставьте ударение. Подчеркните орфограмму. Выделите корень. (самост. работа)
- Проверим себя. Подбираем проверочные слова. (устно объясняют какую букву вставили). Маркером на доске выполняем задание.
-Ребята, у вас на партах лежат пустые листочки. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, не допустив ошибок, напишите зеленым карандашом букву У. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву У красным карандашом.
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация.
- Теперь мы отправляемся в город, который носит название «Грамотеевск». В этом городе однажды произошла такая ситуация. Послушайте рассказ.
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
-Ну, как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
-Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
-Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него был длинный деревянный меч.
-Почему так случилось? Какую ошибку допустил Дима в своей записке?
-Какое правило он не знал?
-Как правильно записать это слово? Выделите в этом слове корень.
С м. чом – мяч –с мячом (орфограмма – безударная гласная я)
Дети самостоятельно делают вывод о теме урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться правильно, безошибочно писать слова с безударной гласной в корне слова)
-Проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр. 104 и прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударными гласными в корне)
5. Первичное усвоение новых знаний
- Чтобы правильно писать слова с безударной гласной в корне, мы должны ответить на ряд вопросов.
- Какие вопросы вы бы поставили?
1. Какие безударные гласные требуют проверки?
2. Как проверить безударный гласный?
3. Какие бывают способы проверки?
4. Всегда ли действуют эти способы?
- Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.
Вернёмся к нашим словам и посмотрим, какие буквы мы вставили в слова (учитель выставляет карточки с названными буквами)
Безударных гласных пять, тех, что нужно повторять. Вы запомните, друзья, а, о, е, и, я. Чтобы нам правильно научиться писать слова с данной орфограммой, давайте составим для себя план действия.
(Совместно с учениками составляем План написания слов с безударным гласным в корне
1. Произнесём или прочитаем слово.
2. Поставим в слове ударение.
3. Подчеркнём безударную гласную.
4. Выделим корень.
5. Подберём проверочное слово.
6. Запишем слово правильно.) Составьте из карточек (на доске) алгоритм действий при постановке безударной гласной в корне слова.
АЛГОРИТМ.
1. Прочитай слово.
2. Поставить ударение.
3. Выдели корень.
4. Определи безударную гласную.
5. Подбери проверочное слово.
Можем мы теперь приступить к реализации нашего плана?
6. Первичное закрепление.
-Итак, мы оказались в долине Безударных гласных.
В этой долине живет мудрая тётушка Сова (картинка). Она предлагает нам пройти одно испытание, нам предстоит выполнить упр. 194. Но чтобы сделать это безошибочно, познакомимся с правилом тётушки Совы, которое находится в желтой рамке.
-Итак, вместе с тётушкой Совой вместе выполняем интересное задание. Но чтобы правильно его выполнить, необходимо быть очень внимательным.
Вопросы к упражнению.
-Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?
(подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)
-Подберем к каждому из слов два проверочных слова: одно - изменив форму слова, другое - подобрав однокоренное слово.
Письменное выполненного задания по образцу (по вариантам)
-Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву М. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву М красным карандашом.
- Итак, какие способы проверки вы применяли? (изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала ударной, подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)
Физкультминутка
-Путешествие - дело не простое. Я вижу, что вы немного устали. Чтобы наше путешествие и дальше было таким успешным - необходимо отдохнуть.
-Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгните на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением - вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.
Слова: пальто, свистулька, коньки, чистота, заяц, тишина, ребята, пятно, горох, пятёрка, земляника, сапоги, поляна.
- Вы были очень внимательны и отлично справились с заданием. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву Н. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву Н красным карандашом.
7. Первичное закрепление
-Мы вплотную подобрались к самому главному городу королевства Русского языка, к городу -? («Умники и умницы»). Жители этого города подготовили для вас задание. Чтобы быстро и правильно с ним справиться вам потребуются знания, а также помощь друг друга. Это задание вы будете выполнять в парах.
-У вас на партах лежат карточки с заданием. Положите их перед собой. Какое задание требуют выполнить жители города? Прочитайте. Выполните это задание.
Задание.
Карточка № 1.
- Прочитайте предложения. Какое задание вы предложите?
Солнце село, но в л…су ещё св…тло. Птицы вес…ло щ…бечут. Бл…стит
м…л…дая травка. Алый свет зари ск…льзит по веткам и ств…лам д…ревьев.
Проверка.
- Читайте предложение, объясните, что вы вставляли (одна пара, затем другая и т. д.)
- Оцените выполнение этого задания. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву И. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву И красным карандашом.
- А теперь нас ждёт работа в группах. Прежде, чем начать эту работу, давайте вспомним правила работы в группах.
- Докажите, что каждая пара слов – это однокоренные слова. Подберите проверочные слова.
Карточка № 2.
О? или А?
С…лить, с…лёный - …., к…рмить, к…рмушка -, б…льной, заб…леть - …., д…лёкий, д…леко -, в…рить, в…ренье - …
Е, И? или Я?
Св…тить, св…тильник -, пч…линый, пч…ла -, п…сьмо, зап….сать - …., з…рно, з…рновой -, уд…влять, уд…вительный - ….
Если вы считаете, что правильно справились с заданием, мальчики зеленым карандашом напишут букву К, девочки- Ц. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то мальчики напишут букву К красным карандашом, а девочки – букву Ц.
Разноуровневые задания.
1 уровень.
Вставь пропущенные буквы.
Ст…р…жить
В…ч…рок
Х…л…док
К…р…бок
2 уровень.
Вставь пропущенные буквы. Обозначь части слова.
Ст…р…жить
В…ч…рок
Х…л…док
К…р…бок
3 уровень.
Вставь пропущенные буквы. Обозначь части слова. Подбери однокоренные слова.
Ст…р…жить
В…ч…рок
Х…л…док
К…р…бок
-Выполнение этого задания оценит ваш сосед по парте. Если вы видите, что ваш товарищ выполнил задание верно, то напишите зеленым карандашом букву И или Ы, если в задании допущены ошибки, то букву напишите красным карандашом.
8. Итог урока. Рефлексия
-Наше путешествие в королевство Русского языка подошло к концу.
-Какая была тема нашего путешествия?
-Чему вы учились сегодня на уроке?
- Как проверить написание безударных гласных в корне слова?
-Посмотрите на свои листочки, на которых вы писали буквы. Сейчас вверх поднимут листочки те ребята, кто в ходе выполнения заданий не допустил ошибок и слово получилось полностью зеленым. Молодцы! Это значит, что за сегодняшний урок вы заработали оценку 5. Теперь поднимут листочки те ребята, у кого 1 или 2 буквы красного цвета. Это значит, что за урок вы заработали оценку 4. У кого красных букв получилось 3 или больше- это не повод расстраиваться. У нас впереди еще много уроков по этой теме и я уверена, что у вас все получится, вы будете с легкостью справляться с любым заданием.
– Расскажите, как надо действовать, если в корне слова мы слышим безударный звук. Какие 2 способа вы знаете для подбора проверочных слов?
- А если не удалось подобрать проверочное слово? Где можно уточнить правописание слова?
Д/з. с. 104 – 105 упр. 196, правило.