Светлана Ломакина
План-конспект урока по социально — бытовой ориентировки. Тема урока: Практическая работа — «Заваривание чая».
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока : Сформировать представление о способе заваривания чая, познакомить с традицией русского чаепития.
Задачи урока :
1)познакомить учащихся с различными сортами чая, способах его заваривания.
2) способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
3)воспитывать нравственные качества личности.
Методическое обеспечение урока :
Публикация «План-конспект урока по социально — бытовой ориентировки, Тема урока: Практическая работа — „Заваривание чая“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чай, чайные листья
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
1. инструменты и приспособления для приготовления чая и сервировки чайного стола: самовар, заварочный чайник, чайные пары, чайные ложки, пирожковые тарелки для десерта, салфетки, сахар, мед, баранки, конфеты, варенье, пирожки.
2. Учебно-наглядные пособия:
Инструкционная карта Заваривание чая".
Упаковки чая.
Презентация.
Иллюстрации.
Образцы различных видов чая.
Индивидуальные карточки – рецепты заваривания чая.
Тип урока : урок изложения нового материала, практическая работа.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие учащихся и гостей, доброжелательный настрой на урок.
- проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
«Пейте чай, мой друг старинный,
Забывая бег минут.»
Так писал об этом популярном напитке известный поэт Булат Окуджава. И действительно, за чашкой чая приятно побеседовать с друзьями. Чай – это прекрасный напиток. Он утоляет жажду, снимает усталость. Придает бодрость, поднимает настроение.
Ребята, сейчас мы с вами посмотрим презентацию к уроку и послушаем небольшие сообщения – ваше домашнее задание.
3. Проверка домашнего задания.
Сидоров Ярослав. Чайный куст вечнозеленое растение, высотой около метра. Чайные листья собирают столько раз в году, сколько раз куст дает новые побеги с листочками. Сорванный чайный листок не отличается от любого растения ни видом, ни вкусом, ни запахом, даже отдаленно не напоминает чай, который мы привыкли засыпать в заварочный чайник. Прежде чем превратиться в тот чай, который мы привыкли видеть, зеленый лист должен пройти обработку.
Учитель:
А сейчас шуточное стихотворение об этом замечательном напитке нам прочитают Рябков Андрей и Рябченков Николай. Я думаю, что с вами такое не случится.
Раз прислал мне барин чаю (Андрей)
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал.
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости мялись и плевались, (Николай)
Сам он аж рассверипел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался:
Чай забыл я посолить.
Учитель: А вообще, чай заваривать – это большое искусство.
- Сегодня на уроке мы будем учиться заваривать чай, повторим правила ТБ при работе с кипятком, горячей посудой, и электронагревательными приборами, отгадаем загадки и конечно попьём чайку!
4. Закрепление.
Индивидуальная работа с раздаточным материалом:
- Под словом “чай” мы обычно подразумеваем и напиток (чашку чая, и сухой чай (пачку чая) и само чайное растение (куст чая).
Сейчас я раздам вам коробки из-под чая. Работать будем в группах по 2 человека. По данной упаковке нужно как можно больше рассказать о чае (сорт, тип, вид, страна - производитель и т. д.)
Прочитайте, как называется чай?
Где он рос? (покажите эти страны на карте)
Что еще можно узнать по упаковке? (чай бывает черный, зеленый)
Можно узнать сорт чая?
Что вы еще узнали о чае по упаковке? (байховый листовой или гранулированный)
Посмотрите на образцы. Найдите зеленый чай. Какой чай остался? (черный)
Покажите образец листового чая.
Остался какой? (гранулированный, т. е. измельченный)
ЗАДАНИЕ:
1. По образцам сухого чая найти листовой байховый, гранулированный.
2. Черный и зеленый.
Чем эти чаи различаются? (по вкусу, запаху, цвету, по своим свойствам)
Какую посуду использовали для приготовления чая? (самовар)
Какой город славится своими самоварами? (Тула)
А где в России растет чай? (Краснодарский край)
Назовите Родину чая (Китай).
5. Физминутка.
Встали на носочки, подняли ручки вверх, потянулись, расслабились. (повторили 3-5 раз)
Отгадайте загадки:
В брюхе - баня,
В носу - решето,
На голове - пупок.
Всего одна рука
И та на спине.
(чайник)
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал -
Там и пропал. (сахар)
В холод согреет,
в жару освежит,
прогонит усталость
и жизнь вам продлит! (чай)
Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен,
Только очень кислый он,
А зовут его … (лимон)
С чем можно пить чай?
- Что еще подают к чаю?
Молодцы.
А теперь давайте вместе приготовим чай по всем правилам.
6. Практическая работа
Технологическая карта
Приготовление чая с сахаром.
7. План заваривания чая.
1)Скипятить воду
2)Сполоснуть чайник горячей водой
3)Насыпать 2 ч. л. заварки на заварочный чайник
4)Залить кипятком на 1\3 чайника
5)Накрыть чайник салфеткой и дать настояться 3 минуты
6)Долить в чайник кипяток
7)Налить заварку в чашку (1\4)
8)Добавить кипяток в чашку
- Я назначаю бригадиров (по числу столов, чайников, которые будут контролировать правильность действий одноклассников. Скворцов Леонид будет работать в паре со мной.
На этом этапе учащиеся выполняют практическую работу по приготовлению чая. Каждый получает технологическую карту (рецепт), продукты, и начинает заваривать чай.
- Последовательность действий.
- С чего начать?
- Дальнейшие действия…
- Сколько сухого чая надо насыпать?
- Сколько воды налить?
Пока чай заваривается, мы сервируем стол для чая. Какую посуду используют? – чайную.
Какие приборы?
Подача чая к столу. Сервировка стола. Безопасные приемы труда при работе с горячей посудой и жидкостью.
-Давайте попробуем, какой получился чай - ароматный, крепкий, вкусный, бодрящий, тонизирующий. освежающий…Чем отличаются чай черный и зеленый? (по цвету, вкусу).
7. Чаепитие. Обязательно перед трапезой читаем молитву «Отче наш».
Приглашаем гостей к столу.
Во время чаепития учащиеся зачитывают пословицы о чае и разгадывают загадки (связанные с чаем).
8. Подведение итогов. Рефлексия.
-Как вы оцениваете свою работу и работу своей группы?
Все молодцы, работали с удовольствием, старались.
-Итак, что вы научились делать сегодня?
-Дома заварите чай так, как мы делали это на уроке?
А пока вы пьете этот чрезвычайно полезный напиток, я вам напоминаю, что писалось в древней китайской рукописи: «Чай есть растение чрезвычайное, он удаляет все недуги, прогоняет сонливость; головная боль от чая уменьшается и излечивается совершенно».
А вот, что говорили о чае русские писатели: "Под шумок самовара ведется согревающий и сердце, и душу разговор" (Гоголь).
"Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души" (Толстой).
"Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки" (Гладков).
И в наши дни, как в старину, празднично накрытый стол с кипящим самоваром символизирует русское гостеприимство. А какие пословицы и поговорки вы знаете о чае? Давайте вспомним.
• Ни чаем единым сыт человек.
• За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
• Самовар кипит, уходить не велит.
• Чай пить — не дрова рубить.
• Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
• Где есть чай, там и под елью рай.
• Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
• Чаем на Руси никто не подавился!
• Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.
• Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
• Чай пить - приятно жить.
Нынешнее русское чаепитие выглядит очень достойно. Находятся любители красиво накрыть стол, заварить ароматный чай и погрузиться в долгие разговоры, без которых и чай не сладок, и зима затянулась, и весь жизненный уклад россиянина, словно с изъяном — без тепла и уюта, если не "откушать чашку чая".
В заключение учитель дает оценку приготовленному чаю, подводит итоги выполненной работы, отмечает ответы детей. После этого все вместе убирают класс, соблюдая инструкции по ОТ и ТБ при мытье посуды, при уборке помещений.