Дарья Свибович
План-конспект урока по изобразительному искусству: «Весна наступает — насекомые к нам прилетают»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока по изобразительному искусству
Вид деятельности: декоративно-прикладная («оригами» с элементами аппликации).
Учебная проблема: форма.
Тема: «Весна наступает – насекомые к нам прилетают».
Цель: изготовить насекомое в технике «оригами» с элементами аппликации, используя различные технологические приемы складывания.
Задачи:
Публикация «План-конспект урока по изобразительному искусству: „Весна наступает — насекомые к нам прилетают“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Рисование
- ИЗО в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. ИЗО, поделки, рисование
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
1. обучающая: познакомить детей с технологией выполнения оригами, его историей возникновения и традициями.
2. развивающая: учить учащихся выполнять изделия технически грамотно и аккуратно, развивать навыки и умения работы с бумагой, а также воображение, мышление, творческие возможности детей.
3. воспитывающая: учить и воспитывать у учащихся колористические умения и навыки, практически применять их при изготовлении оригами с элементами аппликации, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование для учителя:
1. зрительный ряд: оригамская елка, «журавлик», оригамский универсальный конструктор, фигурки насекомых из бумаги, поделки детей.
2. 3 шаблона тельца бабочки, шаблон жука с ножками, проволока, шило.
Оборудование для учащихся:
1. цветная бумага, клей, ножницы, цветные ручки (фломастеры).
План урока :
1. Организационная часть (2-3 мин.)
2. Введение в тему занятия (15 мин.)
3. Практическая часть (20 мин.)
4. Подведение итогов (5-7 мин.)
Ход урок:
I. Организационный момент: приветствие учащихся, эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку, назначение дежурных, проверка отсутствующих.
II. Введение в тему занятия:
Сегодня, ребята, мы с вами не только познакомимся поближе с искусством «оригами», его историей, но и сами попробуем прочувствовать новые возможности бумаги, посредством сгибания. Одним словом, я постараюсь вас «заразить» «оригами», выполняя с вами очень интересное задание, но об этом позже.
Искусство складывания из бумаги различных фигурок возникло в Японии в XVII – XVIII вв., хотя сама технология бумажного производства была разработана в Китае задолго до этого времени, еще до нашей эры.
В ту далекую эпоху бумага была изысканным и ценным материалом, который используется в Японии во время религиозных церемоний (случайное совпадение слов «бог» и «бумага» - по-японски «ками» - «оригами»). Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов) не случайно родилось в древней Японии. На Востоке квадрат является не просто геометрической фигурой, а важным философским смыслом, символом. В Древнем Китае квадрат олицетворял смыкающуюся с космосом землю, пределы которой были необозримы.
Развитие оригами как авторского искусства связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Иошизавы (приложение Б). Он сумел вдохнуть в старинное традиционное японское развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства.
На этом этапе мы остановимся, ребята и перейдем ко второму этапу нашего урока-занятия. Я хочу познакомить вас с мини-музеем оригами, где экспонатами выступают и ваши работы.
Первый наш экспонат – это оригамская елка (приложение В). Считается с древних времен, что рождественская елка украшенная изделиями, сделанными своими руками, приносит радость и удачу. Такие елки принято украшать в Европе с середины 80-ых гг. XX столетия. В течение года дети и взрослые присылают в центр оригами свои работы, а под Рождество на самой главной площади в крупных городах устанавливают многометровые елки и украшают их тысячами игрушек-оригами (г. Нью-Йорк 1976г. – 15 метров – 7 тысяч игрушек оригами).
Следующий экспонат нашего музея – универсальный оригамский конструктор (мы сами сделали его на уроках технологии) – это и интересная и увлекательная игра. Из него можно складывать как геометрические узоры, так и объемные башни и дома. Этот конструктор яркий пример модульного оригами, получившего развитие особенно в Америке, Аргентине, Австралии, Бразилии. Такие конструкторы можно делать из различных геометрических тел: кубиков, призм, пирамидок и т. д.
В нашем музее можно увидеть и символы-оригами подвеска «Журавлик» (приложение Г) (всем известная история японской девочки сделавшей, вернее мечтавшей сделать 1000 журавликов, чтобы излечиться от лучевой болезни) и испанская «Пахарита» (слово "пахарита" в Испании имеет два значения: это или название конкретной фигурки, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Поэтому в Испании собирают не "оригами", а "пахариты"., и большое количество различных модификаций слонов, динозавров, журавликов, собачек, и др. животных (приложение Д). Есть в нашем музее и выставка работ ребят уже давно увлекающихся оригами.
Так может и нам стоит увлечься этим видом деятельности? Попробовать стать творческими личностями, удивить себя и своих родителей, своих знакомых и вообще весь мир…
Сейчас я покажу вам на своем примере основные технологические приемы оригами, которые всего-навсего состоят только из сгибания бумаги (учитель показывает последовательность выполнения бумажного журавлика).
III. Практическая часть:
А теперь, ребята, я хочу объявить вам задание. Так, как мы только знакомимся с вами с искусством складывания из бумаги, я хочу предложить вам выполнение двух самых хорошо известных вам и легко выполнимых насекомых : бабочки и божьей коровки. Кого именно вы будете выполнять – решайте самостоятельно. Вам необходимо будет выполнить изделие в технике «оригами» с элементами аппликации, с аппликацией вы уже успели познакомиться. Задание будет достаточно простое, чтобы у вас хватило времени выполнить его аккуратно.
Тем ребятам, которые определились, что будут выполнять бабочку, я предоставляю схему (учитель вывешивает схему на доску, которую вы должны будете самостоятельно рассмотреть, и только с помощью сгибаний выполнить данное изделие. В этом задании будут присутствовать элементы аппликации, т. е. наклеивания на бабочку всевозможных цветочков, так любимых нашими девочками, горошинок, вишенок и т. д., и не забываем про глазки. Также я предоставляю вам 3 шаблона тельца бабочки, которые вы будете передавать друг другу по степени успеваемости выполнения задания своим одноклассникам. На тельце, которое вы вырежете, вы должны будете аккуратно приклеить 2 крылышка. Для изготовления двух крыльев вам будет достаточного одного листа А4 формата, который вы разделите пополам. При желании и быстром выполнении первого изделия можно придумать другое насекомое или даже животное, или просто помочь соседу.
Ребята, выполняющие божью коровку, придерживаются той же последовательности выполнения как и в случае с бабочкой (схема божьей коровки на доске). У данной группы, как и у первой, будут присутствовать элементы аппликации, и даже вырезания. А вам предоставляется шаблон жука с ножками. По завершению работы вам потребуется проволока, которая будет выступать в роли усиков у нашей божьей коровки.
На это задание вам отводится 20 минут. Но перед тем, как мы начнем работать, я хочу напомнить вам 2 главных правила оригамистов:
Правило I «Девять-один-один» : это значит, что сделав операцию сам, поверни голову к соседу и помоги ему.
Правило II «Молчанка» - выполняй свою работу по возможности молча, не отвлекая других.
Приступайте (учитель наблюдает за работой детей, помогает при возникновении трудностей).
IV. Подведение итогов:
Ученики убирают и освобождают свои рабочие места для просмотра изделий. Затем проводится просмотр, после которого выставляются оценки в соответствии с поставленными целями и задачами на уроке.
А напоследок, ребята, я хочу сказать, что многие ваши сверстники настолько увлечены оригами, что через некоторое время сами начинают придумывать свои новые фигурки и композиции, и могут за это получить авторское свидетельство, если зарегистрируют его в журнале «Оригами». Вашу работу обязательно напечатают и она будет носить вашу имя и фамилию.
Детям задается домашнее задание, в котором необходимо выполнить в технике «оригами» фигурку любого сказочного животного, используя в качестве подручного помощника книги, журналы по оригами. Данному животному необходимо дать кличку, которая будет соответствовать только ему и отличать его от других. Должны присутствовать элементы аппликации. Необходимо объяснить детям, что сказочность животного будет связанна с выбором цветной бумаги, элементами аппликации, но само животное должно быть узнаваемым. Так, получится розовый слон Моська, серобуромалиновый носорог.
Спасибо за урок.
Список использованных источников:
1. Т. К. Стриженова / Советское декоративное искусство – №5. М. : «Советский художник» 1981 г.
2. О. А. Щеглова / Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами – М. : «Владис» 2007 г.
3. Афонькин С. Ю, Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М. : Аким, 1998.
4. Выгонов В. В. Изделия из бумаги. – М. МСП, 2001.
5. Соколова С. Школа оригами. – М. : Эксмо, 200