киреева татьяна
План-конспект занятия с элементами аппликации «История о необычных азбуках» (семофорная азбука)
▼ Скачать + Заказать документы
Познание ОМ для детей старшей группы(5-6 лет) с элементами
аппликации «История о необычных азбуках» (Семофорная азбука)
Автор: Киреева Татьяна Александровна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №109 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово
Цель: расширить представления детей о знаковых системах, показать азбуку Морзе и семафорную азбуку, рассказать об их использовании.
Темочки:
Задачи: Научить детей распознавать семафорный алфавит, общаться при помощи семафорной азбуки и выучить определенные слова.
Оборудование: картинки разных азбук, заготовки для аппликации, клей карандаш, иллюстрации по теме, знаки азбуки Морзе, образец флажка
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости. Посмотреть и послушать, что мы знаем, что умеем, а может даже и узнать что то новое от нас Давайте с ними поздороваемся:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Проходят за столы)или стульчики
Стук в дверь
Воспитатель: кто то к нам еще в гости пожаловал (заходит Буратино с Азбукой).
Буратино: Здравствуйте!
Воспитатель: ребята вы узнали нашего гостя? давайте с ним поздороваемся
Дети: Здравствуй Буратино.
Воспитатель: Буратино скажи, зачем пожаловал?
Буратино: Я очень хочу в театр, а денег на билет нет. воот (вздыхает) хочу продать свою Азбуку. Купите (обращается к детям)
Дети: нееет
Буратино :Почему?
Дети: Азбука важна, с ее помощью можно выучить буквы, научиться читать
Воспитатель: верно ребята, Буратино, а ты знал, что существуют и другие азбуки?
Буратино: Нееет.
Воспитатель: тогда мы тебя приглашаем остаться на нашем занятие, а ребята тебе расскажут все, что они об этом знают
Буратино: Хорошо.
Воспитатель: Ребята давайте расскажем, какие же еще бывают азбуки
Дети отвечают: по очереди (или коллективно) перечисляют
Поднимают руку, я спрашиваю
Варя С. : Азбука жестов Дагтильная (где за определенным жестом скрывается буква, с помощью этой азбуки общаются люди глухонемые (те кто не слышат и не могут говорить)
Воспитатель: Правильно есть такая азбука, молодец, Варюша выйди пожалуйста к доске и покажи картинку с изображением этой азбуки. (находит нужную картинки) (проходит на свое место)
Воспитатель: Ребята посмотрите, правильно Варя выбрала картинку?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: потому что на ней изображены жесты
Воспитатель: Правильно, Варвара верно сделала выбор. Какую еще мы знаем азбуку?
Егор: Азбука Морзе (зашифрованная азбука, с помощью ее передаются зашифрованные послания, используется у военных, пилотов, буквы кроются за знаками точка, тире)
Воспитатель: верно Егор, пройди к доске и так же найди картинку с нужной азбукой (после того, как находит, проходит на свой стульчик)
Ребята, посмотрите, а Егор правильно подобрал картинку?
Дети: да
Воспитатель: почему вы так считаете?
Дети: потому что на ней изображены знаки точки, тире
Воспитатель: Верно ребята, эта азбука передает важные сигналы и мы с вами знаем уже один такой, кто скажет что это за сигнал?
Матвей: Это сигнал SOS
Воспитатель: что означает этот сигнал?
Дети: сигнал бедствия,угрозы для жизни людей или судна на море.
Воспитатель: как он будет выглядеть?
Дети: три точки, три тире, три точки
Воспитатель: соврешенно верно. Ребят, я вам предлагаю изобразить такой сигнал (подаё тся без пауз между буквами: «» (три точки, три тире, три точки, то есть как одна длинная буква. (дети выходят из-за столов и крепят на ленту знаки,в нужном порядке)
Воспиталь:здорово,мы с вами точно не пропадем,знаем как подать сигнал о помощи
Василиса: Кириллица (старославянская азбука, состоит из 43 букв, которые,звучат иначе, чем сейчас, например А-азы, В-Веди, Б-буки)
Воспитатель: хорошо, пройди пожалуйста к доске и выбери свою картинку
Василиса: находит картинку и возвращается на стульчик
Воспитатель: а здесь правильно подобрана азбука
Дети: да, потому что на ней изображены буквы
Лиза: А также существовало письмо, когда люди общались или оставляли послания в виде веревочек и на них вязали узелки, рисунки на скалах (в которых описывались события,так же было знаковое и клинописное (писали на скалах)
Воспитатель: Молодец Лиза,такое письмо действительно существовало (указываю на оставшуюся картинку)
Воспитатель: здорово, о многих азбуках знаете
Ну как тебе Буратино, интересно?
Буратино: очень ребята, а я и не знал, что столько много Азбук
Воспитатель: существует еще одна азбука с которой я хотела вас познакомить: это Семофорная азбука старинная система связи между кораблями на дальнем расстоянии, не требующая применения никаких технических устройств. Каждое отдельное движение флажка обозначает определённую букву алфавита, затем буквы складываются в слова, слова – в предложения. Придумал флажковую сигнализацию в её современном виде знаменитый адмирал Макаров более ста лет назад
Воспитатель:
Что бы подавать эти сигналы придумали, должность / специальность сигнальщика. Он производил сигналы с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30x35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток, напр. в тёмное время суток — используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый); а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный).
При отсутствии флажков — семафорят бескозырками.
Воспитатель: ребята предлагаю побывать в должности того самого сигнальщика, но для этого нам с вами чего то не хватает?
Дети: флажков,
Воспитатель: верно, у вас на столах лежат детали для изготовления флажков, но перед тем, как приступить к выполнению, мы разомнемся.
Физкультминутка «Зарядка моряков»
Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх, опустить к плечам)
Делают зарядку только по порядку, (руки в стороны к плечам)
Опускают якорь в воду, (руки в замок, опущены вниз, наклоны, не сгибая колен)
Стоп – машина, нет хода, (руки сжаты в кулаки, постукиваем кулаком о кулак перед собой)
Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)
Проверяют сети (руки поднимают вверх, поворачиваются вправо, влево)
Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками)
Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны)
Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)
Пообедаем и в путь (подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)
Паруса пора надуть, (дыхательное упражнение с поворотом головы вправо, влево)
Якорь поднят, море ждёт, (руки сцеплены в замок перед собой, поднимаем до груди и опускаем вниз)
Кто так сможет - шаг вперёд!
Воспитатель: хорошо, немного отдохнули, теперь пройдем за столы и смастерим наши флажки. (показываю наглядный образец, объясняю процесс изготовления и вместе с ними делаю флажок)
Наблюдаю за исполнением, напоминаю, как нужно сидеть за столом. Помогаю кому необходимо.
У всех готово?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы, здорово. Теперь, посмотрите на доску, перед вами семофорная азбука, предлагаю с ней ознакомиться и попробовать изобразить слово (МАМА)
Дети: выполняют (знакомятся)
Воспитатель: Готовы к выполнению
Воспитатель: Молодцы, все справились
Дети: демонстрируют флажками слово мама
Воспитатель: Буратино нравится тебе у нас в гостях?
Буратино: да, ребята, вот вам спасибо,что пригласили остаться., я передумал азбуку продавать, да еще и столько нового узнал. обязательно расскажу Мальвине и всем друзьям,вот они удивятся. А сейчас мне пора возвращаться домой
Воспитатель: мы рады,что наше занятие оказалось тебе полезно! Приходи еще
Буратино Уходит (дети прощаются)
Воспитатель: а вам ребята понравилось наше занятие, что вы сегодня нового узнали (ответы детей)Вы умнички столько всего рассказали Буратино, справились с заданием по составлению слова мама. Еще будем составлять новые слова?
А как думаете, наши гости смогут расшифровать наше послание для них?
давайте попробуем…шифруют фразу Досвидания!