Анна Александровна Бударина
План-конспект родительского собрания «Воспитание самостоятельности у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект родительского собрания «Воспитание самостоятельности у младших дошкольников»
Цель: повышение компетентности родителей в области развития самостоятельности младших дошкольников
Задачи:
1. Повысить интерес родителей к проблеме самостоятельности
Публикация «План-конспект родительского собрания „Воспитание самостоятельности у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
2. Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка посредством индивидуальной мини-диагностики.
3. Предоставить родителям информацию об условиях развития детской самостоятельности
План :
1. Создание доброжелательной обстановки (тренинговое упражнение «Клубочек»)
2. Актуальность проблемы (беседа с родителями)
3. Игровая часть (игра «Составь пословицу»)
4. Рассмотрение термина «Гиперопека» (беседа с родителями)
5. Подведение итогов, рефлексия.
1. Тренинговое упражнение «Клубочек» (Воспитатель держит в руках клубочек и предлагает родителям немного рассказать о себе, о надеждах и желаниях на предстоящий год, какие пожелания воспитателям они хотели бы озвучить. Сначала воспитатели говорят о себе, наматывают на палец нитку и передают по кругу. В итоге, когда клубок возвращается к воспитателю, получается замкнутый круг).
Воспитатель : Уважаемые родители. Посмотрите, мы с вами тесно связаны, и решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.
2. Актуальность проблемы
Сегодня мы поговорим о «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства.
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.
Давайте попробуем ответить на вопросы:
1. Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
2. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
(Проводится дискуссия)
Совершенно верно, вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Итак, дети, стремятся к самостоятельности, но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?
Давайте попробуем вместе определить перечень действий доступных детской самостоятельности в раннем дошкольном возрасте.
• Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом. Не мочить одежду, сухо вытираться полотенцем.
• Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать.
• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом (платок должен быть у каждого в кармане)
• Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
• Убирать игрушки, книжки в определенное место
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия.
3. Игровая часть
Игра – разминка «Собери последовательность».
Предлагаем вам разделиться на две команды (одна – родители девочек, другая – родители мальчиков). Каждая команда получит карточки с изображение предметы одежды. Ваша задача – как можно быстрее определить последовательность правильного расположения карточек.
4. Гиперопека, признаки её проявления
Воспитывая детей, многие родители лишают их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, а по сути, практикуют гиперопеку.
Давайте вместе определим, в чем она выражается? (Выслушиваются высказывания родителей, затем подводится итог)
Гиперопека – это тип детско-родительских отношений, характеризующийся повышенным вниманием, тотальным контролем действий, поступков ребенка.
Признаки проявления гиперопеки:
-ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых, ждет инструкции, указания;
-родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;
-родители «возносят ребенка до небес», стараются обеспечить всем «необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;
- ребенок загружен до предела (посещает разные секции, кружки по выбору родителей);
-ребенок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;
-ребенок растет безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения в общении.
5. Итог
Условия гиперопеки не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, а, следовательно, и нести за них ответственность.
Я подготовила для Вас памятки, в которых обозначен ряд условий воспитания самостоятельности у ребенка. Надеюсь они помогут нам осознать, что самостоятельные дети – развитые дети! Давайте будем стремиться к развитию наших детей!
1. Среда, в которой пребывает ребенок, должна быть максимально доступной и комфортной для его дальнейшего развития. Чтобы ребенок не нуждался в помощи взрослого.
2. Детей необходимо постепенно приучать к самостоятельному выполнению тех или иных действий. Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников происходит постепенно и поэтапно, а любые попытки ускорить его негативно скажутся на его качестве.
3. Приучать ребенка к самостоятельности, регулярно поручая ему простые домашние дела. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы. Посильная помощь — первый шаг к самостоятельности.
4. Самообслуживание – прямой путь к самостоятельности. Ребенка необходимо приучать самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи, приводить их в порядок, убирать игрушки и т. п.
5. Не стоит сразу требовать от детей совершенства. Даже самое простое дело может вызвать немало трудностей у ребенка в том случае, если он берется за него в первый раз. Ребенок, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес, особенно от родителей, может надолго выбить почву из-под его ног.
6. Поддержка инициативности и самостоятельности ребенка, что означает расширение границ его личного пространства и предоставление ему права выбора.