Трофимова Вероника
План-конспект родительского собрания в старшей группе «Роль дидактических игр в ФЭМП у детей дошкольного возраста»
План-конспект родительского собрания в старшей группе «Роль дидактических игр в ФЭМП у детей дошкольного возраста»
Трофимова Вероника
План-конспект родительского собрания в старшей группе «Роль дидактических игр в ФЭМП у детей дошкольного возраста»
План конспект родительского собрания в старшей группе детского сада «Первомайского центра образования»
Публикация «План-конспект родительского собрания в старшей группе „Роль дидактических игр в ФЭМП у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
по теме:«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела: Трофимова Вероника Владимировна.
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании с помощью дидактических игр, подвести родителей к созданию важности игры в жизни ребенка. Так же необходимо прийти к общей цели, педагоги и родители, должны найти контакт взаимодействия это, в будущем поможет педагогу в дальнейшей работе с детьми и, и родителям лучше узнать предпочтения своих детей и найти правильный подход в воспитании.
Задачи:
1) Сформировать представление родителей о том, что игра является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста.
2) Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
3) Показать родителям приёмы работы с дидактическими играми в условиях детского сада.
4) Раскрыть возможность переноса полученных знаний к условиям семейного воспитания.
Форма проведения: Диалог за круглым столом с просмотром презентации на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Предварительная работа:
1) Оформление групповой комнаты.
2) За две недели до родительского собрания провести анкетирование «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.».
Анкета для родителей :
а) Любит ли Ваш ребенок дидактические игры? Какие?
б)Играете ли Вы с вашим ребёнком в дидактические игры? Как часто Вы это делаете?
в) Просит ли Ваш ребёнок поиграть с ним в какую-либо игру?
г) Какая самая любимая игра у Вашего ребенка?
д) Проводите ли Вы беседу с ребенком после игры?
е) Какие игры и игрушки являются любимыми у Вашего ребенка?
ж) Как часто Ваш ребенок играет со своими игрушками?
з) Принимаете ли Вы участие в играх вашего ребенка? Как часто Вы это делаете?
и) Часто ли Ваш ребенок ломает игрушки? Какие Ваши действия на это?
к) Как часто Вы покупаете игры для своего ребенка? Является ли выбор игры Вашим личным решением или вы советуетесь со своим ребенком?
Вопросы для обсуждения:
1) Какие любимые игры у вашего ребенка?
2) В какие игры играют ваши дети?
3) Чему может научить дидактическая игра?
4) Какие игры подходят для детей старшего дошкольного возраста?
Планвыступления педагога :
1. Приветственная речь для родителей со стороны воспитателя.
2. Чем является дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста.
3. В нашем детском саду мы играем так (просмотр презентации игр детей).
4. Приемы получения обратной связи от родителей.
5. Советы родителям.
6. Анализ результатов родительского собрания.
1. Приветственная речь для родителей.
Уважаемые родители! Огромное Вам спасибо, что Вы нашли время и посетили наше собрание. Темой нашей с вами встречи является «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Наше собрание сегодня пройдет в необычной форме – просмотру презентации и игре, также мне будет крайне важно узнать Ваше мнение по ряду вопросов. Вы сможете сегодня увидеть не только, что - то новое, но и непосредственно поиграть. Сегодня я предложу Вам разделиться на команды и почувствовать себя немножко детьми, испытать азарт, радость чувство коллективизма и взаимопомощи.
2. Чем является дидактическая игра для детей старшего возраста
Математика - это язык,
на котором написана книга природы. (Г. Галилей)
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает, наблюдательность, фантазию, память; учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
3. В нашем детском саду мы играем так
Игра - основная деятельность дошкольника. Сила воображения действий, ролей, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствам, пространством, временем. Основной целью игры – является игра.
Игра для детей является формой организации их жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, сплачивает и объединяет – это доставляет ребенку радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра помогает активизировать ум и волю ребенка, затрагивает его внутренние чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию.
Дидактические игры - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Подвижные игры - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных моральных и волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Сюжетно - ролевые игры, это игры в которых дети подражают общественной, трудовой и бытовой жизни взрослых, например, больница, дочки – матери, магазин. Сюжетные игры помимо познавательного значения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность, мышление. Сюжетно - ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, так как способствует развитию личностной сферы ребенка, стремлению войти в мир взрослого человека.
Строительные игры – это увлекательные творческие процессы, основным содержанием которых является закрепление знаний об окружающей действительности. В строительных играх развивается воображение, мышление, умение договариваться, распределение ролей и игрушек. Используя в строительстве различные материалы, дети учатся сравнивать их по форме, цвету, соотносить размеры. При строительстве дети активны, они много двигаются, у них развивается координация движений, моторика рук, глазомер.
Театральные игрушки – пальчиковый театр, куклы би- ба- бо, настольный театр. Эти игрушки развивают речь, воображение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, развивает любознательность, волю смелость, умение уступать и слушать других. У него формируется чувство коллективизма. Ребенок отображает, то, что ему знакомо и осваивает новый опыт человеческой жизни. В игре воспитывается позитивный жизненный настрой и хорошее отношение к окружающим.
Музыкальные игрушки – свистульки, бубенцы, колокольчики и другие. Позволяют детям, ознакомится с музыкальным инструментом, его звучанием.
4. Приемы получения обратной связи от родителей
Приёмы получения обратной связи от родителей. На занятиях необходимо взаимодействовать с родителями, желательно, чтобы они принимали активное участие в различных играх. Так, есть различные виды игр, которые способствуют получению обратной связи.
Все дидактические игры разделили на группы :
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на развитие логического мышления
При проведении занятий я использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: мы делили апельсин, много нас, а он (один).
Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Приведу примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая детей математике.
Игра-конструктор «Сложи из фигур»
Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Материал: плоские геометрические фигуры разной величины.
Дидактическая игра на логическое мышление «Найди лишнее»
Материал: набор фигур - пять кругов ( синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).
Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".
Дидактическая игра по развитию количественных представлений
«Один-много»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Дидактическая игра по развитию представлений о величинах «большой, маленький»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
«Подбери дорожки к домикам»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
И в конце каждому родителю педагог может выдать памятку «Советы родителям».
Таким образом, если проанализировать данное родительское собрание, то поставленная цель была достигнута. В ходе него были проанализированы заполненные раннее родителями анкеты, родителя увидели презентацию о том, как проходит день его ребенка, а также приняли сами участие в играх и заданиях.
Родители участвовали очень активно, и никто не высказала мнение, что напрасно потерял время. Родителям такая форма собрания понравилась, они получили новые знания и поняли, как лучше взаимодействовать с собственным ребенком.
В итоге очень многие из присутствующих пришли к выводу, что ребенку стоит посвящать больше времени, но зачастую работа мешает уделять должное количество времени.
В конце хотелось бы дать советы родителям :
1. Стоит интересоваться тем, во что играет ваш малыш, помочь ему в случае необходимости, показать и подсказать новые действия.
2. В совместных играх не стоит навязывать свое мнение и. Родителям в играх с детьми стоит набраться терпения и не раздражаться по пустякам.
3. Родителям стоит научиться уважать мысли, желания и чувства ребенка, давать ему возможность проявлять инициативу.
4. Родителям стоит постараться играть в игры с детьми каждый день. Будет хорошо, если вместе с ребенком вы будете не только играть, но и изучать что-то новое или повторять уже известное.
Заключение
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Список литературы
1. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995
2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьё й: Методические рекомендации» - М. : ТЦ Сфера, 2010
3. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1984
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. -М. : «Просвещение»,1991.