Бронская Софья
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «Яйцо — какое оно?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно – исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
2. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
3. Воспитывать аккуратность.
Публикация «План-конспект познавательно-исследовательской деятельности „Яйцо — какое оно?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Яйцо. Опыты и эксперименты с яйцами
- Темочки
Оборудование: на каждого ребенка – 1 вареное яйцо, 1 сырое яйцо, бумажные салфетки, ложечки, стаканы с водой на каждого ребенка стаканы с соленой водой на каждого ребенка, пластиковые тарелочки, корзинка, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: (организую детей в круг; приветствие)
-Здравствуйте ребята, меня зовут Софья Юрьевна! Давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом! (я передаю свою любовь и дружбу)
-Ребята, сегодня, когда я приехала в ваш детский сад я на крылечке увидела вот такую маленькую корзинку. Мне очень интересно, что в ней лежит! А вы хотите узнать? – Ой ребята, посмотрите, а тут на ней приклеена какая то записка. Ребята — это же загадка, которую нам нужно с вами постараться отгадать и тогда мы сможем узнать, что лежит в корзинке! (загадывание загадки)
В: Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.
В: Ну ка ребята, давайте посмотрим правильно ли мы отгадали загадку! (смотрим в корзинку). Правильно! Посмотрите в корзинке и правда лежат яйца! Ребята, посмотрите настоящие яйца? Да и вправду настоящие!
В: Ребята, а вы знаете что такое яйцо?
Яйцо — это продукт, который употребляют в пищу.
Яйцо — это заключённые в скорлупу белок и желток, из которых развивается зародыш птиц.
В: А посмотрите какой яйцо формы? (овальной)
-Ребята, а вы знаете что яйцо, это символ зарождения жизни и развития. В древние времена яйцо выступало символом весны и солнца, приносящего свет и тепло.
В: А кто знает, какая польза от куриных яиц для человека? (Яйца улучшают память, предохраняют от многих серьезных заболеваний. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости.)
В: Молодцы ребята! А сейчас я хочу с вами поиграть!
Физкультминутка «ЦЫПЛЁНОК»
Был белый дом, (руки развести в стороны, показать
Чудесный дом, большой дом)
И что-то застучало в нём, (топнуть ногой)
И он разбился. (присесть)
И вдруг оттуда (медленно встать)
Живое выбежало чудо, (бег по кругу на носочках)
Такое тёплое, пушистое
И нежно золотистое.
В: Молодцы! Ребята, скажите, а откуда берутся яйца (ответы детей).
В: Ребята (показывает детям яйцо, а вы хотели бы узнать из чего состоит яйцо, что внутри находится? Я вам предлагаю отправится в научную лабораторию, где проводят различные опыты и эксперименты! Вы готовы отправиться со мной? Но для начала, скажите, как нужно вести себя в лаборатории?
Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на свои рабочие места. (дети рассаживаются за столы)
Опыт №1 «Сырое или вареное яйцо?»
В: Ребята, как вы думаете, как можно узнать какое яйцо? Сырое или вареное?
Что бы узнать какое яйцо? Его нужно покрутить. Давайте сейчас попробуем это сделать, но очень аккуратно, что бы яйцо не разбилось.
Какой можно сделать вывод? (Вареное яйцо –крутится, сырое –нет).
А почему? Как вы думаете? Все потому, в сыром яйце. есть жидкая составляющая, которая получает вращение не сразу-задерживает инерцией вращение твердой части яйца, делая функцию тормоза. Вареное яйцо — это единое целое, в котором вся жидкость находится в одном состоянии и поэтому это не замедляет процесс вращения.
-Вы готовы к следующему опыту! Ну тогда продолжаем!
Опыт №2 «Тонет, не тонет»
В: Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Давайте узнаем! У вас на столах два стакана с водой. Берем первый стакан с водой, аккуратно опускаем яйцо. Что мы видим? (яйцо утонуло, лежит на дне стакана) Из этого следует вывод: в пресной воде, яйцо утонуло. Берем другой стакан с водой и ложкой добавляем в него соль. Хорошенько размешиваем, достаем яйцо из первого стакана и аккуратно опускаем яйцо в соленую воду. Что мы видим? (яйцо плавает) Вывод: в соленой воде, яйцо держится на поверхности). Интересно, а почему в сырой воде яйцо тонет, а в соленой нет? Как вы думаете? (ответы детей) –Ребята, в пресной воде яйцо тонет потому, что его плотность тяжелее воды и поэтому яйцо тонет, а вот в соленой воде все наоборот, яйцо всплывает вверх потому что яйцо поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли!
В: -Ребята, мы свами узнали, что яйцо в соленой воде не тонет, а в пресной тонет! Мне вот стало интересно, а можно ли яйцо закрасить?Давайте с вами попробуем! Посмотрите у меня на столе есть стаканчик с специально разведенной краской, сейчас я опущу яйцо в стаканчик, и мы с вами увидим закрасится яйцо или нет?
В: Ребята, а вы случайно не устали, а то мы свами уже столько нового узнали о яйце! Я предлагаю с вами поиграть в игру: «Поймай яйцо» Ребята давайте представим, что мяч - это яйцо, когда я вам буду бросать его, вы должны обязательно поймать, кто мяч не поймает, значит у того яйцо упало и разбилось.
Молодцы! Мы с вами отдохнули, теперь можно преступать дальше к работе!
В: Интересно, ребята что там с нашим яйцом, окрасилось оно или нет? (достаем из стаканчика окрашенное яйцо) Посмотрите, что произошло с яйцом? Да оно окрасилось! А вы знаете в какой праздник все люди красят яйца? Правильно это праздник Пасха! Яйцо является главным символом этого праздника! А еще ребята, яйцо, как и другие предметы легко окрашивать, на оболочку яйца, скорлупу, краска легко ложится!
-Ребята, мы свами уже столько интересного узнали о яйце, но самое главное забыли! Что же находится внутри яйца? Давайте рассмотрим, подходи все столу!
Опыт №3 «Что внутри»
В: (ложечкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце). Посмотрите ребята, из чего состоит яйцо? (ответы детей). Что мы видим в центре (желток). Какой желток? (желтый (оранжевый, круглый, не растекается.). Что вокруг желтка? (белок). Какой он? (прозрачный, жидкий). Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? (хрупкая, ломкая, тонкая).
Вывод: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа – защитная оболочка яйца, белок - густая масса, желток- середина яйца в тонкой пленке).
В: Молодцы ребята! Я приглашаю в наш круг дружбы!
В: Скажите, вам понравилось наше занятие? (ответы детей).
Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).
Скажите какое яйцо лучше крутится? Почему?
В какой воде яйцо тонет, а в какой нет?
Что находится внутри яйца?
Молодцы! Наше занятие подошло к концу! Давайте с вами возьмемся за руки, и пожелаем другу свою любовь и дружбу друг другу!
Самоанализ
Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно – исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
2. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
3. Воспитывать аккуратность.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. Для проведения исследовательской деятельности, был подготовлен весь раздаточный материал, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
Организационный момент был представлен в том, что детям была показана корзинка и было предложено отгадать загадку, с помощью которой они узнают, что лежит в корзинке.
Основная часть занятия заключалась в том, чтобы помочь детям узнать из чего состоит яйцо, какими свойствами оно обладает. Для каждого ребенка был подготовлен материал для исследования. (соль, яйца, вода и т. д.). Первое исследование называлось «Тонет не тонет», где дети определяли в какой воде яйцо тонет, а в какой нет. Все дети активно участвовали в исследовании, беседовали, обсуждали почему в соленой воде яйцо всплывает, а в сырой тонет. Очень интересным исследованием для детей было узнать какое яйцо крутится, а какое нет. Вместе с детьми мы разобрались и выяснили, что сырое яйцо не крутится, а вареное яйцо наоборот. На вопрос: почему вареное яйцо крутится? Все дети высказывали свое мнение. Не менее интересным, для детей было узнать из чего состоит яйцо, какую роль играют яйца в здоровье человека. В каждом моменте занятия я помогала детям приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание исследовательской деятельности активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе.
Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, а также поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.