валентина белоголова
План-конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Хозяюшкины помощники — горшок и ухват»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хозяюшкины помощники – горшок и ухват»
Образовательная область «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи: 1. Знакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. 2. Активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок. 3. Развивать умение составлять описательные рассказы (о предметах народного быта) 4. Развивать художественно-творческие способности детей. 5. Воспитывать бережное отношение к вещам, традициям, русским обрядам.
Темочки:
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная деятельность Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «Сорока-сорока», «Наша Маша»
Познавательно исследовательская деятельность Рассматривание предметов посуды, тематического альбома «Посуда». Рассматривание иллюстраций с изображением глиняных горшков.
Чтение художественной литературы К. Чуковский. "Федорино горе", р. н. сказка «Терем мухи» «Горшок каши»
Игровая деятельность С/р игра «Готовим обед», «Угостим куклу чаем»
Коммуникативная деятельность Беседа «Как мама готовит обед».
Методы и приемы
Словесные: рассказ, объяснение, вопросы-ответы, загадки, составление описательного рассказа Наглядные: рассматривание глиняного горшка, ухвата, Практические: составление описательного рассказа
Материалы и оборудование
Стимульный материал Материалы для деятельности детей Дидактический материал Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей
Интерьер русской избы. Горшки разных размеров. Ухват. Силуэты горшков.
Карандаши Иллюстрации «Русская изба» Предметные картинки: ухват, горшок с узором. Магнитофон, аудиозапись р. н. мелодии.
Логика образовательной деятельности
Этап Деятельность педагога Деятельность детей Предполагаемые результаты
Мотивационно-целевой Приглашает детей в музей «Займище». Ребята, Добрая хозяюшка давно ждет нас в гости. Приводит детей, рассаживает их на лавку. Проявляют желание посетить музей.
Здороваются с Хозяюшкой. Дети вступают в общение с воспитателем, участвуют в познавательно-игровой деятельности.
Содержательно-деятельностный Хозяйка : Ребята, у меня для вас есть загадка. Попробуйте её отгадать. «Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает?» (горшок) Дети отгадывают загадку.
У детей воспитано бережное отношение к вещам, традициям, русским обрядам.
Активизируется мыслительная деятельность,
Дети умеют разгадывать загадки.
Дети умеют составлять описательные рассказы (о предметах народного быта)
Дети проявляют художественно-творческие способности детей в процессе рисования.
Хозяйка показывает глиняный горшок и рассказывает о нем: В давние-давние времена главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили суп, кашу, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка до огромного горшка. А теперь вы, ребятки расскажите мне о горшке. Вопросы: Что это? Из чего сделан горшок? Какой формы горшок? Для чего нужен горшок? Куда ставят горшок? Как нужно обращаться с горшком? Почему?
Составление описательного рассказа.
Слушают рассказ Хозяйки о горшке.
Горшок. Из глины. Глиняный. В печь.
Дети рассказывают: Это горшок. Он сделан из глины. Глиняный. В нем готовят пищу. Кашу, щи. Пищу готовят в печи. С горшком нужно обращаться осторожно, он может разбиться на черепки. (отвечают 2-3 ребенка)
Хозяйка : Ребята, у горшка есть дружок. Послушайте о нем загадку: «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват)
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Рассматривание ухвата. Посмотрите на ухват. Это деревянная длинная палка, за которую хозяйка держит ухват. Это рога, они из металла. Рогами захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Еще ухват можно называть рогачом. Составление описательного рассказа об ухвате.
Отгадывают загадку.
Внимательно слушают рассказ Хозяйки об ухвате.
Рассматривают ухват.
Рассказывают об ухвате (2-3 рассказа)
Рисование «Праздничный горшочек» Хозяйка : Ребята, у меня есть разные горшочки, а праздничного нет. Помогите мне, украсьте горшочек узором. Мне на радость и любование. Раздает детям силуэты горшка. Дети рисуют узор, придуманный самостоятельно.
Оценочно-рефлексивный Хозяйка : Спасибо, вам ребята, вы сегодня старались – мои загадки угадывали, рассказывали о моих помощниках. Помните кто они? Назовите. А какие чудесные горшочки вы мне подарили, такие красивые. Спасибо вам большое. Кланяется. Называют горшочек, ухват. Ориентирование детей на развитие познавательного интереса в области нравственно-патриотического воспитания посредством музейной педагогики.