Наталья Шлюндина
План — конспект НОД в средней группе по направлению художественно — эстетического развития детей «Филимоновские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представление детей о многообразии филимоновской игрушки, показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.
Цели и задачи:
Формировать умение детей украшать филимоновским узором животных;
Закреплять навыки построения композиции узора для украшения животных, используя для этого знакомые элементы филимоновской росписи;
Публикация «План — конспект НОД в средней группе по направлению художественно — эстетического развития детей „Филимоновские игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Закрепить цветосочетание, характерное для филимоновской росписи.
Закреплять умение расписывать заготовку концом кисти.
Воспитывать интерес к народным промыслам, самостоятельность и аккуратность.
Материалы:
Шаблоны-силуэты филимоновских игрушек.
Гуашевые краски двух цветов (зеленый, красный, палитра, баночка для воды, салфетки.
Иллюстрации и фигурки филимоновских игрушек, плакат с элементами росписи.
Методы и приемы:
1. Информативно – рецептивный
-образец воспитателя – роспись филимоновских игрушек;
-показ воспитателем техники выполнения отдельных элементов росписи, композиционного построения
2. Словесный:
- художественное слово.
3. Репродуктивный метод
-выполнение формообразующих движений рукой.
4. Эвристический метод
-самостоятельное выполнение части работы: украшение элементами росписи крыла, шеи и хвоста петуха.
Индивидуальная работа:
Закрепление с детьми технических умений и навыков: держать правильно кисть, проводить тонкие линии кончиком кисти непрерывно.
Дифференцированный подход:
В. У. Поощрение к самостоятельному композиционному построению вариативность в расположении полосок: вертикально или горизонтально, комбинация из нескольких элементов.
С. У. Поощрение к самостоятельному композиционному построению вариативность в расположении полосок: вертикально или горизонтально, комбинация из одного знакомого элемента.
Н. У. Поощрение к работе по образцу.
Ход:
Воспитатель одет в русский народный костюм. В зале выставка – ярмарка народных мастеров. Звучит русская народная музыка.
Входят дети. Воспитатель зовет их на ярмарку:
- Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары- бары,
Всяки разные товары…
Подходите, посмотрите…
Дети подходят.
Воспитатель: Как вы думаете, куда вы попали? (На ярмарку)
Воспитатель: А вы знаете, что такое ярмарка? (Это шумный большой базар, на котором можно купить всевозможные товары, сладости, хорошо повеселиться).
Воспитатель: А чем же торгуют у нас на ярмарке? Балалайки звонкие, тульский самовар. Будет рад подарку всяк,и млад и стар. Дети перечисляют, что видят: самовар, чайник, матрешки, конфеты и т. д.
Воспитатель: А это что за сундучок?
Сундучок тот не простой,
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки
Весёлые зверушки.
Вынимаем на показ -
И ведём про них рассказ.
Воспитатель: И не просто игрушки. Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек? (Достаю из сундука игрушки)
1. Разноцветный, голосистый
Яркий, сказочный, пятнистый,
Он как встанет поутру,
Запоет: Ку-ка-ре-ку! (показываю фигурку петушка)
2. На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво. Не догонишь, не догонишь, Ишь, как скачет: И-го-го! (показываю фигурку лошадки) 3. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (показываю фигурку барашка)
Кони, петушки, барашки,
Все высоки и стройны,
Зелено-красные полоски,
На ногах и боках у них видны!
Воспитатель: Ребята, это не просто игрушки. Кто из вас вспомнит, как называется роспись, которой они расписаны? (Они расписаны филимоновской росписью).
Есть под Тулой деревенька - Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Воспитатель: Очень любят все игрушки разноцветные одёжки, ой, а у меня еще есть и не расписанные игрушки. Я хоть и девица – мастерица, успела расписать лошадок и барашков, а вот расписать петушков я не успела. А вы сможете помочь расписать петушков? (Да). Значит, мы на ярмарку будем расписывать какого петушка? (Филимоновского петушка).
Воспитатель: А как же ведут себя маленькие петушки? (проводим физкультминутку)
Ох, ох, что за гром? (Руки к голове, наклоны головы вправо, влево.)
Муха строит новый дом. (Движения, имитирующие работу с молотком.)
Молоток: тук-тук. (Хлопки руками.)
Помогать идет петух. (Шаги на месте, руки имитируют крылья).
Воспитатель: Я вас приглашаю в свою мастерскую, где у меня приготовлены еще краски, кисти необходимые для росписи.
Воспитатель: Все ли удобно сели? Мы превратились в мастеров и мастериц. Посмотрите, какой красивый, яркий филимоновский петушок, ребята, а кто знает, какие элементы я использовала для росписи. (Полоски, елочки). Как расположены полоски? (На шее они короткие, на хвосте длинные. Полоски еще есть на ножке, они тоже короткие)
Воспитатель: Кто хочет сказать, какие цвета я использовала для росписи? Желтый, зеленый, красный. Эти цвета яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Воспитатель: Как можно еще украсить петушка, используя разные элементы росписи? (На фланелеграфе дети выкладывают разные варианты украшения).
Воспитатель: Прежде чем вы приступите к росписи петушка, давайте вспомним последовательность работы. С чего начнем?
1. В самом начале мы набираем краску красного цвета. Роспись ведется по контуру желтого. Проводим кончиком кисти полоски, оставляя места для полосок другого цвета.
2. Промываем кисточку, лишнюю воду отжимаем в салфетку.
3. Затем, берем краску зеленого цвета. Роспись ведем между красными линиями. Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите меня своими узорами! (Прорисовываю на шаблоне.)
Дети приступают к росписи игрушек, я помогаю затрудняющимся детям. Напоминаю – об осанке, о правилах работы кистью, о необходимости выполнить работу аккуратно.
Дети заканчивают расписывать игрушки и выходят на середину зала.
Воспитатель: На ярмарках всегда много шуток, игр.
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Петушок». Играют под русскую народную мелодию.
Игра "Петушок"
Петя, Петя, Петушок -
Золоченый гребешок, (Дети двигаются по кругу, взявшись за руки. Внутри
Масляна головушка, круга противоходом идет «Петушок» с пером в руках.)
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.
На последнее слово «Петушок» роняет перо. Ребенок, перед которым он уронил перо, выходит вместе с «Петушком» из круга. Дети говорят: «Раз, два, три - беги!» «Петушок» и ребенок бегут в разные стороны, обегая круг. Побеждает участник, поднявший перо с пола первым.
Воспитатель: Вот мы и поиграли, а теперь мастера несите свой товар к нам на ярмарку и попробуйте себя на роль «зазывалы», похвалите свой товар.
Воспитатель: Собирайся народ, мастер торговать идет!
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!
Дети восхваляют свой товар. Какой у нас получился петушок?
Воспитатель: Ну, что же поработали вы на славу. Попробовали себя в роли мастеров и в роли «Зазывал».
Но вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.